Владимир Илларионов. На конкурс: Год Памяти и Славы: мы – за правду Истории!

Владимир Илларионов

Энергию дающий Дед

Военные инженеры на флоте российском появились в далёком 1825 году, когда в Николаеве построили первый корабль с паровым двигателем. Назывался тот корабль «Метеор». Но только 171 год спустя, в 1996 году, Главком ВМФ России утвердил профессиональный праздник – День инженера-механика.

                                   

Биографические списки ветеранов-подводников старшего поколения во многом схожи. Вот как это было у бывшего командира боевой части (БЧ-5) дизельной подводной лодки С-74 ЧФ капитана 3 ранга Данилова. Родился Валентин 1 мая 1931 года в деревне Панино Буйского района Костромской области в крестьянской семье.

В 1949 году после окончания мужской средней школы Валентин Данилов был признан годным для службы на флоте. Военкомат направил его в город Пушкин Ленинградской области для учебы в первом наборе создаваемого Высшего военно-морского инженерного училища.

В 1954 году во время коротких зимних каникул произошло романтическое знакомство курсанта 5-го курса Данилова с его будущей женой Людмилой в заснеженном поселке Демянске Новгородской области. Поезд на станцию Лычково пришел затемно. Единственной оказией до поселка оказался бензовоз. В Демянск он приехал на побывку к сестре Зое. Она после института учительствовала в местной школе и квартировала с коллегой Людмилой. Здесь, в просторном гостеприимном доме, и состоялась влюбленность двух молодых сердец. Летом Валентин и Людмила зарегистрировали брак в Горьковском ЗАГСе.

В 1955 году командир группы движения БЧ-5 инженер-лейтенант Данилов получил от сормовчан подводную лодку С-198, а от жены Людмилы первенца – дочь Надежду. Служба подводника Валентина Данилова началась на Северном флоте, в городе Полярном. Продолжилась на Камчатке. Сюда С-198 прошла из Полярного в надводном положении более 5000 миль Северным морским путем. Шла она в составе Экспедиции особого назначения ЭОН-56 с вынужденной зимовкой на реке Колыме.

На Камчатке «проверенная на прочность» снежными метелями и землетрясениями послужила и поработала семья Валентина Данилова в дружбе с семьями Анатолия Касьянова, Игоря Ботвиновского, Валентина Молчанова до перевода на Черноморский флот. В Балаклаве инженера капитан-лейтенанта Данилова ждала лодка С-70. На нее он был назначен в ноябре 1964 года командиром моторной группы БЧ-5 как раз перед выходом совместно с С-74 на первую для черноморских лодок боевую службу в Средиземное море.

20 июня 1965 года после успешного выполнения задач боевой службы С-70 и С-74 вернулись в Балаклаву. И вновь приказано нести боевую службу в Средиземном море. На С-74 электромеханической боевой частью уже командовал бывший «движок» С-70 инженер капитан 3 ранга Валентин Данилов.

На боевой службе в Средиземном море для зарядки аккумуляторной батареи всплывали только по ночам при любом волнении. В это время из отсеков лодки, да простят экологи, удаляли за борт мусор по отвесному трапу центрального поста через открытый верхний рубочный люк. При сильной качке лодки один из подводников уронил с трапа коробку с отработанными пластинами регенерационных установок на ведро с промасленной ветошью. Произошло сильное воспламенение в замкнутом пространстве отсека. Только отработанные механиком у подчиненных до автоматизма действия по борьбе с огнем спасли лодку от катастрофы.

Всего на счету лодки С-74 одиннадцать боевых служб. В 1968–1969 годах – второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам. В 1970 году – первое место среди ПЛ ЧФ по поиску и атаке подводных лодок. В 1971 г. лодке вручено переходящее Красное Знамя Запорожского ЛКСМУ.

Достойный вклад в успехи экипажа лодки вносила электромеханическая, дающая кораблю энергию, боевая часть. Именно так и сегодня склонен Валентин Данилов именовать корабельную БЧ-5: «Энергию дающая боевая часть, не «механическая», а истинно животворящая часть всего корабельного организма, противостоящего суровой бескомпромиссной морской стихии».

На одном из морских парадов в честь Дня ВМФ экипажу С-74 была доверена в условиях малых глубин демонстрация погружения, движения на перископной глубине и всплытия лодки в Севастопольской бухте.

При длительном плавании воздух в «дизелюхе» становился загрязненным запахами камбуза, гальюнов, масел и дизельного топлива, аккумуляторов, пота человеческих тел. Увеличивалось содержание углекислого газа, несмотря на работавшие установки с регенерационными пластинами. Помывка – раз в десять дней в надводном положении во время ночных зарядок аккумуляторной батареи. «Баню» устраивали в тесном трюме пятого (дизельного) отсека теплой морской водой с отлива из системы охлаждения работавшего дизеля с использованием мыла для морской воды.

Во время очередной проверки С-74 Инспекцией безопасности мореплавания Данилов без раздумий принял приглашение офицеров Инспекции капитана 3 ранга Владимира Чертана и майора медицинской службы Вячеслава Борисенко перейти на вновь открытую в Инспекции должность старшего инспектора инженер-механика. На память о совместной службе экипаж подарил своему Деду модель их лодочки. Этой моделью и нагрудным знаком командира подводной лодки Валентин Алексеевич гордится пуще всех других наград за его безупречную службу Отечеству.

Офицеры и служащие Инспекции Вячеслав Кулешов, Анатолий Фаворов, возглавляемые начальником капитаном 2 ранга Игорем Пакуловым, радушно приняли в свой коллектив подводника, которому предстояло 13 лет до увольнения в запас выполнять сложные инспекторские обязанности на кораблях, подводных лодках и на вспомогательных судах ЧФ.

В 1977 году члены первичной организации газеты «Флаг Родины» приняли в Союз журналистов СССР своего активного нештатного корреспондента, бывшего военкором еще на Камчатке в газете «Тихоокеанская вахта».

После увольнения в запас из Вооруженных Сил СССР в 1983 году, награжденный за безупречную службу двадцатью медалями, Валентин Данилов работал вместе с замечательными знатоками своей профессии офицерами запаса Николаем Даниловичем Кочергой, Николаем Ивановичем Кириченко и Иваном Ивановичем Красновидом в Экологической службе ЧФ.

В качестве первого помощника капитана пять лет трудился ветеран-подводник на водоналивном танкере «Сура» Черноморского флота, который снабжал водой и продуктами корабли и подводные лодки Средиземноморской эскадры ВМФ. Многолетний опыт Валентина помог добиться экипажу «Суры» почетного звания «Экипаж коммунистического труда».

Почетными грамотами командования отмечен последующий труд ветерана в 453 Гидрометеоцентре Гидрографической службы ЧФ. Свой 80-летний юбилей и более чем 60-летний трудовой стаж Валентин Алексеевич отметил, работая дежурным оператором системы видеонаблюдения в гаражном кооперативе «Ахтиар», обретая компьютерную практику.

Вместе со своим однокашником по училищу капитаном 2 ранга в отставке Анатолием Антоновичем Любимовым активно участвует он в работе по героико-патриотическому воспитанию подрастающего поколения Севастопольского совета ветеранов-подводников, который возглавляет капитан 1 ранга в отставке Виталий Тимофеевич Манторов. В ноябре 2017 года член Президиума этого совета Валентин Алексеевич был удостоен чести представлять ветеранов Черноморского флота на съезде Международной ассоциации общественных организаций Военно-Морского Флота и подводников в Санкт-Петербурге.

Отцовскую эстафету инженер-механика на морских судах с честью несет сын Валентина Алексеевича Михаил. Плодотворно трудится в сфере предпринимательства дочь Надежда. Многочисленными наградами отмечен многолетний труд ее мужа Александра Васильевича Мысина, ветерана Вооруженных Сил СССР. Их сын, тридцатилетний Сергей Александрович Мысин, хорошо известен в Севастополе как активный участник событий Русской весны 2014 года, победитель президентского конкурса «Лидеры России» и заместитель директора департамента экономического развития правительства Севастополя.

Радуют ветерана своими успехами внучки Светлана и Даша. Дарья – магистр Лилльского университета Франции. Подрастают правнучка Настя, правнук Иван Мысин.

За праздничным столом нет-нет да и подпоют друзья Валентину морскую песенку «Ради мира над водой», сочиненную им на С-74 в Средиземном море на глубине 70 метров по случаю творческого конкурса экипажа в честь Дня ВМФ.

Вот и снова в море,

В точку погруженья.

Под покровом ночи

В надводном положенье

 

Нас никто не видит,

Нас никто не слышит.                    

Лишь надстройка в волнах,

Как живая, «дышит».

Хочется пожелать Валентину Алексеевичу и далее сохранять испытанное прочным корпусом здоровье, а также семейного благополучия и новых творческих успехов.

    

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *