Чтобы газету читали семейно

Еженедельнику «Севастопольская газета» скоро 30 лет. И все это время во главе издания стоит Ирина Клочкова, один из самых авторитетных, сильных редакторов СМИ города. Мы знакомы много лет, но лишь недавно мне довелось задать ей «биографические вопросы».

…Вход в типографию «Флага Родины» напрочь лишен парадности. Даже если пройти не через подвал, а по второму этажу, все равно ощущение, что входишь в пропыленную рабочую зону, где пахнет расплавленным свинцовым гартом, а в воздухе висит непрерывный стук печатных машин.

И в конце прошлого века было так же. Но каким бы путем ни попадала тогда в типографское чрево «Флажка» начинающий редактор Ирина Клочкова, приступая к своему собственному издательскому делу, она пересекалась в работе с одним из корифеев газетного макетирования и верстки – фронтовиком, военным корреспондентом Геннадием Федоровичем Лючиным. И тот от души делился опытом.

А у «Генфёдыча», как по-простецки звали в редакции нашего выпускающего, помимо прочих доблестей была одна уникальная способность – он чуял в человеке профессионала, как если бы днем видел звезду. И с готовностью, терпеливо растолковывал все, что нужно, чтобы набрала она света и в свой час засияла сильным, уверенным блеском.

Теперь ее принадлежность к тяжеловесам газетного дела навряд ли кто-то оспорит. Волевая, не склонная прогибаться под чье-либо властное мнение, последовательно отстаивающая интересы своих читателей-земляков, она, тем не менее, ловка умом, как всякая талантливая на интуицию женщина. Явный лидер: энергичный, живой, неунывающий человек, каким неизбежно становится тот, кто не единожды переламывал безнадежные ситуации.

Мне давно хотелось рассказать именно о ней, хотя прекрасно знаю, что судьбу «Севастопольской газеты» во многом определяют два ее учредителя. Вместе с Ириной Геннадиевной Клочковой – Андрей Николаевич Соболев – борец за русскую идею, предприниматель, бард, сенатор… Но он как настоящий мужчина всегда пропускает даму вперед, радуясь тому, что вместе с ней отдается должное их общему делу.

Признаюсь, что в свое время не раз сама публиковалась в «Севастопольской газете», с удовольствием погружаясь в тематическую вольницу, которая допускалась в частном издании в отличие от «официальных» – военных и гражданских, выходивших в нашем городе. Было и еще одно чувство, влекущее к коллегам: Клочкова оказалась из тех редакторов, которые даже в самых сложных ситуациях не сдают своих корреспондентов, а многие удары принимают лично на себя. Это напоминало учителя журналистской юности – золотое перо «Красного флота» (центральная газета Советского ВМФ) Евгения Антоновича Коровина, который, отправляя репортера на задание, говаривал: «Не ври и не трусь, и если так – за тобой надежное плечо твоей газеты. Отбиваться будем вместе!»

Как рейтинга профессионала-тяжеловеса достигла Ирина Клочкова, когда и где прошла журналистскую бурсу, что вывело ее к печатному слову, живому и по сей день, несмотря на то, что информационные потоки бурлят в основном в Сети?

С детства мечтали быть журналистом?

– Нет!

С чего же тогда все началось?

– С того, что «Севастопольскую газету» основали два совершенно других человека в 1992 году. Месяца три помучились и, наделав долгов, отложили в сторону не оправдавший надежды проект. Кроме журналистских амбиций для существования такого предприятия должны быть и экономические основания. А мы с Андреем Николаевичем уже набили шишки в «коммерческих проектах» и искали, как говорится, «куда бы приткнуться».

Они выбрали новое дело и… долги. Экономика – слезы горькие: средства, если найдешь рекламодателей и спонсоров, бумага, если добудешь у поставщиков, сотрудники, если сколотишь команду.

С периодичностью определились сразу?

– Еженедельник многим хорош. Привязка к востребованной до сих пор программе телепередач… Печатная площадь, оптимальная для городских событий…

Ирине Клочковой не было и тридцати, когда взялась за совершенно новое дело. Нет опыта издателя, нет сотрудников. Диапазон личной ответственности: все сама.

– В понедельник на тебя сваливается редакторская должность, а выход в свет номера – в пятницу!

Но, к счастью, рядом творили и пахали такие спецы, как Лючин. «Пробьемся!» – сказал Геннадий Фёдорович. И молодая редакторша начала набираться профессиональных премудростей.

А по образованию вы кто?

– Радиоинженер, красный диплом Севастопольского приборостроительного института. Считаю, что для производства газеты важен больше технический, а не журналистский подход. К тому же мы были в газетном деле «самозванцами», не зашоренными инструкциями и стереотипами. Легко позволяли себе то картинку, то выгородку… Из того минимума возможностей, что были у типографии с линотипным набором, ручной сборкой полос на верстальном столе, мы старались получить максимум возможностей.

Здесь замечу, что до «Севастопольской газеты» будущий редактор молодым специалистом трудилась в ЦКБ «Черноморец». Работа была связана с антеннами стоящих в Севморзаводе кораблей ЧФ (СКР «Беззаветный», таранивший натовский крейсер, ПКР «Москва», первый советский авианосец…) На конструкторах ее профиля был завязан и промышленный дизайн боевых постов, дабы каждый «штепсель» корабельных систем подходил к предназначенным «розеткам» да в подручном для моряков месте.

В начале 90-х ей пришлось уйти из конструкторов в «свободную стихию рынка». Чтобы в таких обстоятельствах выживать, добиваться результата, надо иметь крепкий характер. Правда, наша героиня считает, что крепость натуры дают не только житейские испытания, есть нечто изначальное, помогающее нести ответственность и за себя, и за дело, коллектив, близких людей. Когда-то, еще в ЦКБ, психолог проводил анкетирование, на основании которого делались выводы о деловых перспективах сотрудников. Через годы, разбирая архив, уже очень пожилой психолог нашел эти прогнозы, при случае подарил их Ирине Геннадиевне. Все совпало! И сила не сгибаться в беде, и воля к управлению людьми, обстоятельствами.

Забегая вперед, повторю: судьба «Севастопольской газеты» не раз висела на волоске. «Свобода печати», всегда зависящая от материальной подпитки, заставляла искать спонсоров и влезать в долги, переживать нерентабельность издания, сокращение киосков «Союзпечати», бороться с дороговизной почтовой доставки. На проблемы экономики наплывали проблемы политики, где всякий властный кулик пытается через СМИ хвалить исключительно свое болото. Как не извериться, не испошлиться, сохранить свое печатное лицо?

– Опираться на закон, – спокойно говорит Ирина Клочкова.

Даже во времена незалежности? Все-таки почти четверть века в ней прожили…

– В законах надо разбираться, уметь использовать на практике. Мы применяли то, что работало на газету, а не против нее. В существующем законодательном поле отстаивали права человека, интересы русского языка и культуры, интересы севастопольцев.

Не знаю, как именно редактор научилась твердо говорить нет, но это сильное качество помогало выдерживать газетную политику, продвигать идеи земляков и сохранять дух города-героя. Нередко оказываясь в оппозиции к официальному мнению, «Севастопольская газета» позволяла читателю узнавать и высказывать разные точки зрения, объективно обрисовывая картину дня.

Вернемся к началу. Вы понимали, что становитесь редактором?

– Мы пытались искать на эту должность профессиональных журналистов, но не складывалось. Раз за разом управлялась и… втянулась.

Но ей всегда хотелось большего. Серенький листок с текстом, пусть даже любопытным, не устраивал. От этого и переход на компьютерный набор, а потом и на цвет! Удачно, что именно тогда в полиграфии состоялись перемены, которые теперь позволяют набирать и верстать на компьютере, ставить любые снимки, реализовывать цветовые решения.

Переход к цифре в издательском деле и возможность параллельного существования в печатном виде и в сетевых профилях становились знаковыми прорывами вперед, но всякий раз давались ночными бдениями, упорной учебой, поисками возможностей, специалистов, средств. Сегодня «Севастопольская газета» выдает оперативные вести в интернет-пространство, не отказываясь от печатной версии. «Написанное пером» по-прежнему – бесценная документированная информация.

В прямом смысле пятилетками нарабатывался опыт служения всех этих компьютерных возможностей удобству чтения и восприятия: телепрограмма, кроссворд, советы по огородничеству, цветоводству или кулинарии, театральные и кинорепертуары (в благословенные нековидные времена). И все это компактно собрано в единый газетный номер, который начинается с самой злободневной проблемы твоего города, квартала, двора. Вот он, преступно распаханный Исторический бульвар и обновленная Большая Морская, реставрированный мост на Пожарова, страсти по новому больничному кластеру и диспуты вокруг «не исторической уже» Ракушки…

«Севастопольской газете» почти 30 лет, и у редактора давно есть понимание, что главное в их издании – отражение и сохранение истории родного города, причем в самых что ни на есть житейских подробностях, скорее насущных, нежели парадных. В том, что интересует, тревожит или радует меня, тебя, соседа. И если уж газета выпускается за свои кровные, зарабатывая на каждый очередной номер, то и служить должна тому, что важно и нужно вкладывающему в нее свой рубль. Отсюда главный приоритет – читатели.

– Доверие читателей – самое важное, – Ирина Геннадиевна говорит это без пафоса, но с твердым убеждением. – Работники редакции тоже активные жители города, неравнодушные к его судьбе, поэтому и пытаемся вынести на страницы все, что волнует нас. Но опять же, освещая проблемы с разных сторон, показывая соотношение мнений.

Хорошо помню, как газета защищала от нападок националистов нашего замечательного скульптора Станислава Александровича Чижа и его памятник Екатерине Великой! А какие страницы истории издания вы считаете самыми яркими?

– Фестиваль «Балаклавские каникулы». Торжество культуры, доброжелательства. Он объединял многих людей в городе и далеко за его пределами. Для него не существовало границ.

Да, фестиваль, проект которого действительно рожден в стенах «Севастопольской газеты» (и тут особый поклон Андрею Николаевичу Соболеву), немало поспособствовал тому, что Севастополь вернулся в Россию. Он питал духовные корни верящих в Отечество, отстаивал интересы жителей города.

А еще говорят, если газета найдет в году хотя бы слово о каждом из жителей, популярнее ее не будет!

– К этому и стремимся. Причем с позиции: мы сделали, в отличие от «нам сделали».

Еженедельник не может быть информационным лидером.

– Но у нас есть интернет-версия. Печатный же выпуск – развитие наиболее значимых из новостей, анализ городских событий. Такой формат мы начали применять аж с 2002 года.

Печатный тираж, интернет-версия… А как определить, какая заметка вызвала наибольший интерес?

– Примем за шутку, но наибольшее число «заходов» получила заметка о… растении маклюра. Вот вам гримаса «потребительского рынка»!

Кто разрабатывает тематические планы номеров?

– Формирую сама, исходя из информации, добытой, отслеженной в городе.

…Так шел наш разговор, и в какой-то момент я почувствовала, что мы все глубже уходим в профессиональные дебри… И вспомнилось, как по дороге на встречу, оглядывая в троллейбусе попутчиков, видела на коленях у одного из них номер «Севастопольской газеты». Вчерашний выпуск.

Вы не зацикливаетесь на помойках, пытаясь сделать так, чтобы у читателя, при всей критичности взгляда на окружающую действительность, осталось светлое ощущение жизни?

– Такова наша редакционная политика. Мы – газета семейного чтения. Ее люди приносят домой. Хочется, чтобы там было надежно, чисто и уютно.

 

Эх, видел бы сегодняшнюю Ирину Клочкову наш Генфёдыч! Он ведь между верстками серьезно занимался астрономией и открыл новую звезду. Думал, что одну, а выходит – две!

Наталия МИКИРТУМОВА, заслуженный журналист Крыма

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Антология севастопольской журналистики, Журналисты Севастополя и в Севастополе, Малая энциклопедия севастопольской журналистики, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *