Посмотрим, кто вместе и рядом

В Севастопольском региональном отделении СЖР завершается сверка рядов.

Журналистам старших поколений, да и не только им, хорошо известен термин «внутрисоюзная работа». Несколько десятилетий назад он относился к вопросам жизни ВЛКСМ – Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи, в котором в 80-е годы прошлого века состояло порядка сорока миллионов наших молодых соотечественников. Однако этот термин применим к любой организации, в которой предусмотрены уставные требования, обязующие выполнять определённые порядок и дисциплину. К таковым, разумеется, относится и Союз журналистов России.

Парадокс, но факт: несмотря на чётко прописанные статьи Устава СЖР, на сегодняшний день точно сказать, сколько журналистов входит в этот профессиональный Союз, невозможно. В «нулевые» годы говорилось, что ряды Союза, являющегося самой многочисленной общественной организацией страны, насчитывают порядка 140 тысяч членов. Позже называлось меньшее количество. Не так давно звучало: сейчас в СЖР – около 60 тысяч человек. Почему такие разночтения?

Причин такого положения несколько, что, в принципе, требует серьёзного анализа и дальнейших системных, вполне конкретных действий. Однако остановимся на одной из них – низкой дисциплине членов Союза, проявляющейся прежде всего в отсутствии стремления вовремя получить ежегодный вкладыш в членский билет, делающий этот документ легитимным, а его обладателя – обладающим всеми правами члена СЖР. Дело в том, что в нынешнем образце членского билета указано: он действителен только при наличии вкладыша, в котором указан срок его действия. Замена вкладыша производится ежегодно при уплате членских взносов. Именно такой порядок определяет невозможность уплаты взносов через банковский счет, так как, понятное дело, ни один банк не выдаст никакого вкладыша. Так что решать этот вопрос журналист должен лично.

На мой взгляд, такой порядок оптимален, он дисциплинирует члена Союза и позволяет не терять связей со своей организацией, не делает членство формальным. И практика доказывает: это действительно важно.

К сожалению, именно формальное отношение к членству в Союзе, пассивность в работе организации, я бы сказал, потребительское отношение к СЖР («А что Союз мне даёт?») как раз и приводят к тому, что члены организации, не имеющие вкладыша в билет на текущий год, как бы «подвисают в воздухе», ведь билет с просроченным вкладышем является недействительным. Поэтому и «плавает» количество членов СЖР, ведь, строго говоря, не уплатившие взносы и не получившие вкладыш на текущий год сами выводят себя за рамки Союза. Увы, но «забывающих» получить новый вкладыш в течение одного-двух-трёх и более лет немало, в том числе и в нашей организации. К слову, по мнению руководства Союза, вполне возможно ставить вопрос о членстве в СЖР тех его членов, которые не уплачивают взносы в течение трёх и более лет.

Данная проблема, конечно, волнует Секретариат СЖР, аппарат Союза, руководство региональных организаций и, разумеется, правление нашего отделения. В этой связи и проводится сверка наших рядов. Главные цели: понять, сколько коллег реально не порвали связи с Союзом, и таким образом укрепить дисциплину, а также активизировать их участие в жизни организации, в проектах СРО СЖР.
Сверка носит и практический характер. Данные на многих членов организации не корректировались с 2014 года.

Для ее проведения сделана рассылка «по циркуляру» всем, чьи электронные адреса находятся в нашем банке данных, доведена информация по телефону. К сожалению, связаться удалось не со всеми. Кстати, в наших списках до сих пор числятся коллеги, участвовавшие в учредительной конференции нашей организации, но так и не оформившие документально своё членство. Руководство нашей региональной организации считало: пока не было необходимости их исключать. Теперь же, наверное, от них есть смысл избавиться – они реально стали балластом.
В ходе сверки выяснилось: некоторые члены Союза без снятия с учета убыли в другие регионы, как говорится, на «материк», в столицу. Кое-кто даже оказался в «дальнем зарубежье». С кем-то удалось установить связь, а с некоторыми она отсутствует. Так что полностью избавиться от «мертвых душ» пока не удалось. Говоря об этом, отмечу: ряд наших коллег к делу подошли ответственно, вовремя снялись с учета или, находясь в отъезде, не теряют с организацией связей.
Сверка ещё не завершена, но уже можно отметить ряд моментов.
Всего в списках организации насчитывается более 220 журналистов, из которых 69 – пенсионеры. Кстати, это самая дисциплинированная категория членов организации. Напомню: неработающие пенсионеры освобождены от уплаты членских взносов, но вкладыш в членский билет они должны иметь. Нет данных (контактов) или они изменились у 80 человек. За время сверки этого года удалось собрать анкеты только у 22 человек. Часть сведений в имеющихся у нас анкетах устарела. За это время у многих изменились реквизиты, коллеги профессионально росли, меняли место работы и занимаемые должности.

Членские взносы за 2020 г. сдали всего порядка 40 человек – прямо скажем: красноречивый показатель, их как раз, как говорится, с трудом хватит на скрепки и файлы с бумагой для учета членов…

Ход сверки показал: значительная часть членов организации на самом деле при вступлении не задумывалась о том, что они добровольно вступили общественную организацию, работающую на общественных началах, где все равны. Многие оправдывают свою неисполнительность занятостью на работе и откровенно удивляются, когда им говорят, что другие их коллеги выполняют поручения на общественных началах.

Я не буду выставлять на лобное место фамилии некоторых членов Севастопольской организации, так как каждый человек имеет право на личное мнение, но определенные заявления являются информацией к размышлению.
Так, звучали высказывания о том, что СЖР не проявляет активности в профессиональном росте журналистов, не «помогает» им печататься и пр. В этой связи можно озвучить контрвопросы: КОМУ, ГДЕ, ЗА КАКИЕ СРЕДСТВА И РЕСУРСЫ, КАКИМИ СИЛАМИ? Ответить на них мы можем только совместно на основе взаимодействия и партнёрства. В этом смысле правление СРО СЖР всегда готово к совместной работе. По крайней мере, отказов никому не было. Однако «телефонные сетования» практически никак не трансформируются в конкретные действия. Даже первый «робкий» шаг – получить вкладыш – после телефонных разговоров сделали далеко не все.

Беседы с некоторыми членами СЖР показывают: многие коллеги юридически безграмотны. Иной раз эта безграмотность возводится в абсолют по принципу: независимый и неподотчётный журналист – превыше всего и всех. Коллеги игнорируют требования федеральных законов, или использование ими федеральных законов носит выборочный характер. Так, определенные члены СЖР, с которыми я общался, практически не знают основных положений Федеральных Законов «О средствах массовой информации», «О персональных данных», не могут как-то прокомментировать особенности их применения. Они не слышали о существовании законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», о Правилах аккредитации журналистов и средств массовой информации. Конечно, организация тренингов и занятий по этим темам могла бы исключить негативные моменты, но, с другой стороны, не возбраняется самостоятельное знакомство любого имеющего высшее образование журналиста с правовой базой.

При этом хочется задать вопрос: а придут ли на эти тренинги те, у кого нет времени получить «злополучный» вкладыш?

Также хотел бы напомнить: только дисциплинированный во внутрисоюзных вопросах журналист имеет право на получение Международной карточки журналиста.

Сверка скоро завершится. Имейте это в виду, коллеги.

Сергей ПОЛИВАРОВ,
помощник председателя СРО СЖР

Запись опубликована в рубрике Актуально, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *