Украинское «министерство правды» готовится ликвидировать остатки свободы слова
На Украине разгорается скандал, спровоцированный законопроектом «О медиа», обновлённый вариант которого рекомендовал принять Верховной раде комитет по вопросам гуманитарной и информационной политики. Впервые за годы украинской самостийности против законопроекта восстали все журналисты, все СМИ и телеканалы.
Глава Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Сергей Томиленко говорит, что из членов комитета, кроме его руководителей, законопроект поддержали люди, не имеющие ни малейшего представления о журналистике – сценаристы «Квартала 95» и малоизвестной кинокомпании, учительница младших классов и безработная активистка. К ним присоединились народные депутаты, один из которых занимается свадьбами и корпоративами, а второй владеет аттракционами в Киеве.
Сергей Томиленко
Откуда взялся этот шедевр украинского законотворчества?
Когда выяснилось, что 73% избирателей, проголосовавших за Зеленского, обмануты, популярность «слуг народа» стала заметно падать. Согласно исследованию центра «Социальный мониторинг», если в июле 2019 года за партию Зеленского проголосовало 43% украинцев, то сейчас ему согласны отдать свой голос чуть более 30%.
Владимир Зеленский
О том, что творится в стране, рассказывают и оппозиционные телеканалы, и критически настроенные блогеры. Когда в декабре прошлого года их решили приструнить и внесли в Раду законопроект «О медиа», он вызвал такое негодование, что его спешно отозвали на доработку. Полгода Зе-команда сочиняла новый вариант и наконец выдала его на-гора. В смысле регулирования деятельности СМИ он ещё хуже предыдущего, ещё более зубодробительный.
Законопроект постулирует, что, с одной стороны, существует «держава-агрессор» (оккупант), с другой – «европейский продукт» (он производится в Евросоюзе). Одно и другое надо разделять. Под закон подпадают не только журналисты, но и провайдеры интернет-услуг. «Онлайн-медиа» в законопроекте определены столь расширительно, что под это определение подводится любой пользователь интернета, который что-то размещает «на платформе общего доступа к информации». Если представители онлайн-медиа не зарегистрируются, они останутся без статуса журналистов, нигде на Украине не смогут получить аккредитацию, не смогут заключать договоры на освещение деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также пользоваться правовой защитой.
Особенно распоясались сочинители законопроекта в статье «Ограничения на содержание информации»: запрещается распространять информацию, в которой отрицается или оправдывается «преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов» и «установление советской власти». То есть клеймить СССР можно; нельзя рассказывать, что в Советском Союзе люди получали бесплатные квартиры, пользовались бесплатным медицинским обслуживаем и бесплатно получали высшее образование. Запрещено приводить данные о том, что Украина в годы «тоталитарного режима» стала процветающей республикой с мощным промышленным комплексом, который сегодня уничтожен.
Нельзя размещать положительные материалы о России, о её должностных лицах. Нельзя демонстрировать фильмы, в которых Россия выглядит привлекательно. Запрещается оправдывать «вооруженную агрессию, аннексию, оккупацию территории Украины» и «публично отрицать указанные действия». Под запрет попали также «высказывания или материалы, которые унижают или презирают государственный язык». Скажем, если кто-то поставит под вопрос повальную украинизацию или выступит в защиту русского языка, он станет нарушителем закона.
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания получит право обращаться «к владельцам платформ общего доступа к информации (в том числе иностранных) с требованиями ограничить доступ к пользовательской информации». Информацию о блогерах он будет получать от СБУ, полиции, налоговиков, предприятий любой формы собственности, администраторов доменов и владельцев платформ общего доступа, в том числе иностранных. Нацсовет может потребовать закрыть любое СМИ в социальных сетях, включая Facebook или Instagram, и лишить доступа к нему через поисковики.
«Неправильные» СМИ будут штрафоваться, блокироваться, у них будут аннулироваться лицензии, на территории Украины их деятельность будет запрещаться. Предусмотрены крупные штрафы ( 47.230-354.225 грн. для аудиовизуальных СМИ, 47.230-70.845 грн. – для печатных).
В коллективном обращении журналистов Украины ко всем ветвям власти отмечается, что «предоставляемые органам государственной власти полномочия по «установлению правды» будут использованы для контроля политических сил и должностных лиц». Законопроект «предусматривает возможность блокировки любого пользователя в интернете, а также возможность отмены регистрации медиа на основании очень широко сформулированных причин».
В украинских блогах распространяется тезис о том, что Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания «превратится в репрессивный орган». Партия «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ) заявила, что «Зе-команда, проталкивая законопроект, хочет искоренить любую возможность для критики, пытается узаконить цензуру, расширить полномочия Национального совета по телевидению и радиовещанию, превратить этот полностью подконтрольный власти орган в кнут для независимой журналистики». И когда цензура на Украине будет возведена в закон, власти начнут стегать кнутом направо и налево. Нет сомнения, что демократическая Европа съест и это.
Журналисты, однако, не унывают. Они называют готовящийся закон узурпаторским, но бессмысленным. Современный рынок средств массой информации ограничить невозможно, и журналистское сопротивление киевским властям только вырастет. А дурная слава «врагов свободы слова» всем депутатам, которые проголосуют за бессмысленный документ, уже обеспечена.
Источник: Фонд Стратегической Культуры