Материал за ее подписью «Высокая печать» был опубликован в номере «Флага Родины» за 24 апреля нынешнего года. А сегодня мы с прискорбием сообщаем, что с нами уже нет старейшего работника черноморской военной печати – долгая, созидательная биография Лидии Герасимовой завершилась на 93-м году жизни.
Будучи инженером-технологом, заместителем начальника издательства и типографии «Флага Родины», Лидия Алексеевна много лет несла суровую вахту «старшего помощника» всего нашего типографского корабля. Была, как и положено старпому, ответственной и знающей, требовательной и взыскательной, оставаясь в сердцах работавших с ней людей невероятно надежным, добрым и светлым человеком, яркой, обаятельной женщиной.
Никто и никогда не посмел бы назвать такую руководительницу, как в известном рязановском фильме, «наша мымра». Изящные лодочки на шпильках и деловые костюмчики «замнача» Герасимовой вызывали искреннюю зависть редакционных и околоредакционных модниц, нисколько не влияя на высокий профессиональный авторитет начальницы. На шпилечках она «выстукивала» километры рабочих маршрутов по этажам и цехам некогда большого и сверхзагруженного издательского дома «Флажка», грамотно, с толком и знанием дела выстраивая деятельность его подразделений, контролируя подчиненных и вдохновляя их. Её работоспособность просто поражала. Но, одолевая вал дел, она не переставала улыбаться, а требуя с коллег наивысшего качества работы, соблюдения сроков и договоров, всегда была в курсе их житейских обстоятельств и непременно поддерживала в трудную минуту.
В военную печать юная выпускница полиграфического института попала традиционным для жены военного моряка путём. Куда направили служить мужа, туда ехала и его избранница. Из Ленинграда во Владивосток, из Приморья – на Черное море. Первая руководящая должность ей досталась в 23 года. А инженерное обеспечение «Флага Родины» ей доверили, когда тиражи флотской газеты достигали десятков тысяч экземпляров! Приплюсуйте к этому великое множество другой печатной продукции, нужной кораблям и частям, учреждениям и предприятиям КЧФ.
Но личными и коллективными рекордами Лидии Герасимовой и её товарищей были не только валы продукции. Флотские печатники тех лет стремились выйти на самые передовые технологические рубежи советской полиграфии. И это им удавалось! А еще, будучи талантливым руководителем, организатором производственного процесса, Лидия Алексеевна Герасимова никогда не гнушалась самой черновой работы. И если надо, оставляла руководящее кресло, шла в цех, становилась к переплетному столу или на подборку газет. На субботниках и воскресниках наши печатники замечательно пели хором, запевалой, понятное дело, тоже была она.
Все, кто трудился вместе с Лидией Алексеевной, кто продолжал её трудовые традиции и годы спустя, никогда не забудут эту замечательную женщину, удивительно сочетающую в себе достоинства трудового лидера, высококвалифицированного специалиста и живой, обаятельной, яркой женщины.
Наталия МИКИРТУМОВА, заслуженный журналист Крыма
ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ
Все годы, сколько существует газета черноморцев, ее, конечно же, создавали не только военные и гражданские журналисты, писатели, фотохудожники. Ни один номер не вышел бы в свет без мастеров печатного дела.
Отвагу, героизм, невероятную трудовую стойкость проявили они в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что здание типографии было разрушено, а часть оборудования погребена под руинами, не было электроэнергии, полиграфических материалов и даже бумаги не хватало, газета все-таки выходила! Под непрерывной бомбежкой, рискуя жизнью, работники типографии не покидали своих постов. Электрик Касьян Иваненко, наборщики Константин Еремеев, Григорий Шатохин, отец и сын Михаил и Виктор Поплавские, метранпаж мичман Василий Бекерский, цинкограф главный старшина Артем Абовян… Корреспонденты, полиграфисты вместе работали и вместе воевали. Погибли от вражеских пуль печатник краснофлотец Василий Быков, линотипист И. Цитовский. От рук гитлеровских палачей пала наборщица Женя Захарова…
Имена сражавшихся и погибших за Родину героев навсегда сохранились в летописи «Флага Родины», его издательства и типографии. И, пожалуй, это первое, что я узнала о родном коллективе, когда пришла сюда. Произошло это в 1959 году, при переезде семьи из Владивостока к новому назначению службы мужа.
Принял меня начальник типографии майор Александр Глухов. Именно он пятилетием раньше отвечал за создание нового здания, в стенах которого до сих пор квартирует «Флаг Родины». Человеком был уникальным. Еще во Владивостоке строил и оборудовал флотский полиграфкомбинат, в Советской Гавани редакционный поселок, обустроенный им, вообще прозвали Глуховкой, но здесь ему пришлось действовать в невероятных темпах. Старые «развалки» редакции рушились, Александру Дмитриевичу приходилось вести бесконечные тяжбы со строителями, день и ночь пропадать на стройке, вести переброску и монтаж оборудования на новом месте. И он добился выполнения задачи: 24 августа 1954 года журналисты и печатники переехали в новые, по тем временам наисовременнейшие кабинеты и цеха, как нельзя лучше подходящие под выпуск газеты целого флота – до 30 тысяч экземпляров доходил ее тираж! – и другой, крайне нужной черноморцам печатной продукции.
Вот под чье крыло пришла я молодым техноруком, не помышляя даже, что техническим начальником издательства и типографии «Флага Родины» мне выпадет быть сорок четыре года…
О моих коллегах и товарищах того периода писалось не раз, но сегодня я снова хочу назвать имена трудовых побратимов. Ведь «Флаг Родины», его полиграфическое качество, как и качество книг, брошюр, плакатов, листовок, бланков и многой другой нашей продукции не раз отмечалось не самом высоком всесоюзном уровне. Однажды мне самой выпало поехать в Москву на сбор полиграфистов. Выступая, продемонстрировала изготовленные высокой печатью в нашей типографии цветные плакаты. Аудитория была просто потрясена, многие не верили, что на таком оборудовании можно изготовить столь замечательную продукцию!
А в тот год, когда меня принял во «флажковские» полиграфические ряды Александр Глухов, в его трудовой штаб входили А. Бондаренко, В. Светличный, Г. Щеблыкин, В. Андрейченко, П. Гавриленко. Как уже говорилось, типография работала на высокой печати. Вначале всю газету набирали вручную, затем на строкоотливных машинах – линотипах. Обслуживал их замечательный механик Владимир Ключко, а набор просто виртуозно производили линотиписты Анатолий Дедюх, Аделия Щербань, Элеонора Уланова, Людмила Анисимова.
Вручную изготавливались клише с фотографий, велись верстка, матрицирование: влажный матричный картон накладывался на сверстанную полосу, затем матрицу помещали в специальный пресс, получался оттиск всей верстки, с которого потом отливали стереотипы на каждую полосу, обрабатывали, закрепляли на барабан ротационной машины и печатали.
Какие замечательные у нас были верстальщики! Вера Давыдова, Лидия Шевченко, Галина Теренько, Антонина Ласкина, Галина Костенко. А фотоцинкограф Степан Поляков! Он был моим соратником по созданию технологии изготовления тех самых цветных плакатов, что так удивили москвичей.
Словно единое боевое звено действовали печатник-ротационер Александр Богуславский, стереотипер Анатолий Силаков, подборщица газет Мария Боганова.
Сохранялся и наборный участок, которым руководила мастер Татьяна Твердохлеб. Здесь славились Зинаида Дремух, Александр Кожевников, Борис Сергеев, Валентина Мелякова, Александра Чернощекова, Ольга Чеснокова и другие.
Коллектив полиграфистов был многочисленным. Настоящие мастера печатного цеха – Валентина Скачкова, Татьяна Печерица, печатники: Елена Горобец, Элья Родина, Евдокия Сычева, Евгения Полехович… Им не уступали переплетчики Анатолий Ушаков (позолотчик-тиснильщик), Надежда Гадючко, Надежда Емельянова, Татьяна Гордейко и другие.
Опытные специалисты всегда были окружены молодежью, у каждого – свои ученики, стремящиеся продолжать традиции старших. На смену Александру Глухову у руля издательства и типографии встал Иван Степанович Ерошкин, с которым мы тоже плодотворно проработали немало лет.
Мы жили не только общими производственными проблемами и задачами, но и общими человеческими заботами и радостями. Для кого-то добивались жилья или льгот, кого-то устраивали в госпиталь, доставали лекарства… Трудились рука об руку и звонко пели на редакционных и типографских посиделках. И скажу вам – дивные были в том хоре голоса.
Лидия ГЕРАСИМОВА, ветеран редакции, издательства и типографии газеты «Флаг Родины»
На снимке: бодрое настроение на любом служебном совещании, начало семидесятых годов, справа начальник издательства и типографии «Флага Родины» А. Глухов, в центре – его незаменимый заместитель Л. Герасимова.