Раньше во время эпидемий умирали не тысячи, а сотни тысяч людей. Теперь благодаря цифровой коммуникации есть возможности оперативно обмениваться информацией и избегать многих рисков связанных с коронавирусом. Пандемия ускорит цифровизацию, и обеспечение информационной безопасности станет неотложным глобальным вызовом. Такой прогноз поддержали все участники, организованной клубом «Валдай» дискуссии «Информационная безопасность и процесс цифровизации: между развитием и опасениями».
«В 1998 году Россия впервые предупредила мир об угрозах зарождающейся киберпандемии» (Андрей Крутских)
Владислав Онищенко, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, утверждает, что сейчас мы наблюдаем мягкий вариант развития карантинных мер. Благодаря информационным технологиям, по его словам, многие сообщества самоорганизовались и поддерживают свой уровень жизни. Кроме того, удалось избежать социальной напряженности и деградации социальной жизни. Но есть и обратная сторона медали — перевод в режим удаленного (дистанционного) доступа делает информационную безопасность все более актуальной. Хакерство, киберпреступность, кибертерроризм, вмешательство во внутренние дела и частную жизнь – становятся все более опасными вызовами.
«Кибероружие утекает в сеть довольно широко, вредоносные коды продаются, что усложняет их отслеживание», — добавил Андрей Ярных, руководитель GR и стратегических проектов «Лаборатории Касперского». Персональные данные все чаще будут использоваться против людей. Big data сделает кибератаки более нацеленными. Интернет вещей сделает уязвимыми не только частные домохозяйства, но и длинные цепочки производства. Формирование общественного мнения, кибершпионаж и киберсаботаж станут доступнее, а антивирусные кампании гораздо дороже. «Тихой гавани не будет, под ударом окажется весь мир», — заключил Андрей Ярных. Поэтому трансграничную киберпреступность, по его убеждению, можно победить только трансграничными мерами.
«В 2018 году ООН приняла российскую резолюцию, которая сформулировала правила и создала так называемую группу открытого состава» (Андрей Крутских)
Однако при виде угроз страны, вместо совестной борьбы с ними, могут начать использовать их для достижения своих целей. «Из опыта истории с сожалением констатирую, что беда не приходит одна», — уверяет Андрей Крутских, спецпредставитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности. Он полагает, что за «биопандемией» последует «киберпандемия». Андрей Крутских заметил, что некоторые страны заявляют о праве наносить превентивные удары по критической инфраструктуре потенциальных противников. Это, на взгляд эксперта, приведет к втягиванию в «киберконфронтацию или даже войну», от которой будет сложно удержать человечество.
Противодействие киберпандемии, по словам Андрей Крутских, невозможно с позиции силы и путем навязывания меньшинству. Он подчеркивает, что российская программа действий, начало которой было положено еще в 1998 году, предполагает: признание глобальности проблемы, участие всех (гражданского общества, бизнеса и научного сообщества) и предотвращение конфликтов.
Во время дискуссии участники ответили на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: Как пандемия повлияет на регулирование информационного пространства?
Андрей Крутских: Из коронавируса все страны и человечество выйдут еще более зависимыми от кибертехнологий, соответственно и от интернета. Стоит задача сделать интернет более эффективным и менее уязвимым. Интернет – это не частная игрушка и не собственность одной страны или группы стран. Интернет должен реально принадлежать международному сообществу, должен быть реально интернационализирован и находиться под объективным международным контролем, чтобы не повторять ошибки прошлого и максимально эффективно организовывать в будущем работу по борьбе с глобальными угрозами.
Предвижу, что будущее интернета должно рассматриваться всем мировым сообществом с учетом всех игроков (это и гражданское общество, и бизнес, и научное сообщество). Важно максимально обезопасить его работу и бороться с тем, что является незаконным. Человечество до сих пор ничего не может сделать, чтобы упразднить такую очевидную и признанную всеми проблему, как детская порнография. Ведь с этим согласились все эксперты и все политики. Это чудовищное преступление. Тем не менее в интернете оно процветает. И сколько можно это терпеть. И сколько десятилетий еще нужно отвести на то, чтобы покончить хотя бы с этим.
Работу по реальной интернационализации и неуязвимости интернета нужно активизировать, прежде всего в рамках ООН, и для этого созданы необходимые механизмы. Собственно в рамках группы открытого состава эти аспекты будущего интернета уже затрагиваются и думаю, что в дальнейшем они будут интенсифицированы.
«Идет бурный процесс трансформации, которая не закончится с пандемией» (Владислав Онищенко)
Владислав Онищенко: В силу того, что мы сейчас не можем никак предположить как будут развиваться технологии в результате взрывного роста, который мы наблюдаем. Мы можем быть уверены только в том, что они будут развиваться бурно и, скорей всего, мы получим новые разнообразные технологические решения, которые будут направлены на простоту и доступность всем. Потому что именно благодаря этому можно будет обеспечить достаточно быструю окупаемость. Нужен доступный и относительно дешевый интернет для каждого человека на Земле (и не только для человека, но также для промышленности и машин).
Мы столкнемся с той же ситуацией, что была и до этого, мало, что поменяется. Государства будут пытаться ввести интернет в разумные рамки, борясь одновременно с последствиями пандемии. Скорей всего, технологический взрыв будет такой большой и даст такие разные по своей сути и форме технологии, что мы получим еще большую степень децентрализации и независимости технологических решений. Вряд ли, у нас будет более зарегулированная цифровая среда, чем раньше, потому что мы не можем даже предположить с какими технологическими вызовами и возможностями мы столкнемся.
Источник: Международная жизнь