Ликстанов Иосиф Исаакович родился 19 июля (1 августа) 1900 года в городе Сумы, на Украине, в семье портного. Он был девятым ребёнком в семье. Его отец Исаак Ликстанов умер, когда Иосифу было меньше года. Воспитывала его мама.
В семье всем детям прививалась любовь к чтению и книге, к необходимости получить образование. В автобиографии И.И. Ликстанов написал:
«Что было хорошо в доме, так это обилие книг, взятых в библиотеке или у знакомых. Книги валялись всюду, и в отсутствие старших я пользовался ими широко. К счастью, мои братья и сёстры тянулись к литературе классической. Но самым прекрасным были украинские песни, которых мама знала множество. Говорила мать по-украински, языком богатым и красочным…»
Иосиф окончил начальную школу, потом учился 4 года в высшем начальном училище, затем поступил в Сумское коммерческое училище.
В 1917 году в стране произошли события, которые кардинально изменили планы семьи и Иосифа. Октябрьская революция, затем Гражданская война нарушили мирную жизнь, надо было найти своё место в новой России. Семья Иосифа сразу приняла идеи революции и новый уклад жизни. Коммерческое училище не удалось окончить.
С 1918 года Иосиф осваивает профессию журналиста и на заработанные средства помогает матери содержать большую семью. В годы Гражданской войны он работал в Сумской городской газете «Коммуна», в которой печатал информации «на злобу дня». Вскоре на Украине начались страшные события. Белые банды заняли Сумы, начались репрессии и погромы. Спустя годы Ликстанов напишет повесть «Три Оскара» – о событиях Гражданской войны на Украине.
В конце 1919 года Иосиф переезжает в Харьков, а в июле 1920-го с отрядом военных моряков уезжает в Мариуполь, где его берут военкором газеты «Красный Черноморско-Азовский флот». Осенью редакция газеты переезжает в Севастополь, меняет названия, и с ноября 1923 года газета уже выходит под названием «Красный черноморец» (орган Политуправления Реввоенсовета Морских Сил Чёрного моря). В эти годы Ликстанов тесно сотрудничает и с редакцией городской газеты «Маяк Коммуны» (ежедневная рабочая газета Севастопольского исполкома и окружкома РКП). Так, в газете «Маяк Коммуны» за 1922–1936 гг. опубликовано более 60 его материалов.
С приходом Ликстанова в редакцию газеты «Красный черноморец» по его предложению создана «Литературная страничка». На ней он сразу же публикует свои рассказы «Колокольный набор», «Красная чадра», фельетон «Мелко-буржуазный случай», стихотворение «Я – Октябрёнок». В дальнейшем на этой страничке появляется краснофлотское творчество корабельных военкоров. Моряки с нетерпением ждали новые номера газет, особенно с юмористическими зарисовками и очерками. Иногда на этой страничке размещались материалы городского литературного объединения «Шторм». С критической статьёй «Правда о «Шторме» выступил автор Малютин в газете за 31 августа 1928 года, а в рубрике «Ответ редакции» автор получил ответ. В эти годы в газете «Красный черноморец» работали отличные журналисты и писатели: Георгий Тарпан, Александр Плеско, Р. Киселёв, А. Парнищев, Павел Ильич Мусьяков, П. Бочкарёв, Николай Погодин, Пётр Гаврилов, А. Рупасов, Николай Болсунов, Николай Орлов, Иван Григорьев, Пётр Гайдовский, Олег Дамбит, Валентин Лелонг.
В течение 15 лет И. Ликстанов работает корреспондентом газет «Красный черноморец» (с 1947 г. «Флаг Родины»), «Маяк Коммуны» (с 1944 г. «Слава Севастополя»), «Красный Балтийский флот» (с 1946 г. «Страж Балтики»). Военкор Ликстанов участвует в учебных морских походах и стрельбах, в любую погоду ездит на катерах, встречается с знаменитыми командирами флотов, беседует с моряками.
В очерке «Как я стал репортёром» он пишет:
«Узнал я за это время море и полюбил его работников – советских моряков, людей великой энергии, высокой чести и горячей любви к Родине. На моих глазах рос и укреплялся Советский флот, входили в строй всё новые корабли, воспитывались всё новые отряды отличных моряков из советской молодёжи, со дня на день углублялось их мастерство. Большие задачи стояли перед военно-морской печатью, и работали мы, военные журналисты, горячо, отдаваясь делу целиком».
Севастопольский период для Ликстанова был очень важным и плодотворным. Приехав в Севастополь в 22 года, он стал штатным корреспондентом газеты Черноморского флота, сформировался как настоящий военкор, газетчик, будущий писатель. Он мастерски овладел всеми формами газетного жанра. Это репортаж, зарисовка, притча, рассказ, очерк, фельетон, стихотворение, статистическая информация. Его публикации появлялись во всех тематических разделах и рубриках: «Партийная жизнь», «Рабочая жизнь», «По городу», «Курортные новости», «На бирже труда», «Пролетарский бунт», «На советской улице» (достижения социализма), «Литературная страница» и др. Особое внимание Ликстанов уделял опыту работы Морзавода (с 1936 г. – Морзавод имени Серго Орджоникидзе) и завода «Черномор» (завод по производству труб и переработке металла).
В 1924–1925 гг. газета «Маяк Коммуны» была органом Севастопольского и Ялтинского райкомов РКП(б). И во втором полугодии 1924 года Ликстанов публикует 16 материалов об успехах советской власти в Ялте. Темы самые разные: работа санаториев для трудящихся, состояние туберкулёзного диспансера, работа киноконцессии и кинофабрики, о включении женщин-татарок в социалистическое производство, кооперативное строительство и др.
В Севастополе у Иосифа Ликстанова было много друзей-журналистов, прежде всего в разные годы ответственные редакторы газеты «Красный черноморец» – Георгий Тарпан, А. Парнищев, Александр Плеско; газеты «Маяк Коммуны» – В. Чернявский, Аркадий Шпаер, М.И. Санаев, В. Касперский, И. Поляков, Павел Ильич Мусьяков, Ал. Балалов, Николай Белый. Был он знаком и с поэтом, писателем, журналистом Максом Поляновским, который в Севастополе был нештатным сотрудником газеты «Маяк Коммуны» в 1923–1940 гг.
В Севастополе Ликстанов женился, создал семью, вместе с любимой женой Лидией растил сына Бориса.
Тесная творческая дружба связывала Иосифа Ликстанова и Бориса Камира, который с 1925 года жил и работал в Севастополе. В редакции газеты «Маяк Коммуны» Борис Камир заведовал отделами партийной и рабочей жизни. В этих отделах постоянно публиковались информации и статьи Ликстанова. Их дружба сохранилась на всю жизнь, несмотря на то, что в дальнейшем Б.И. Камир жил в Москве, работал заместителем главного редактора издательства «Детская литература», а И.И. Ликстанов жил и работал в Свердловске.
По приглашению Всеволода Витальевича Вишневского Ликстанов в конце 1926 года уезжает в Ленинград, в редакцию газеты «Красный Балтийский флот» на должность литературного сотрудника.
Всеволод Вишневский – бригадный комиссар, военный корреспондент, писатель, драматург, публицист. По сценариям Вишневского созданы фильмы «Мы из Кронштадта» и «Оптимистическая трагедия». Вишневский также предложил Ликстанову сотрудничать в московских журналах «Краснофлотец» и «Вокруг света». В журнале «Краснофлотец», организатором и редактором которого был сам Вишневский, за 1928 год опубликовано 4 очерка Ликстанова о моряках и флотских командирах. В журнале «Вокруг света» напечатано 2 его рассказа – «Красный огонь» и «Золото реки Игрень». С 1926 года Ликстанов иногда подписывает свои публикации под псевдонимом «Кожан» или «И. Кожан» (летучая мышь).
Редакция военно-морской газеты «Красный Балтийский флот» находилась в Кронштадте. Здесь Вишневский организовал литературную группу Ленинградской ассоциации пролетарских писателей, а в газете Ликстанов организовал страницу «Литературная вахта», на которой сам печатался под рубрикой «Из рассказов Кожана». Эта страница в основном была посвящена морской теме.
Редакция газеты «Красный Балтийский флот» была для многих журналистов не только военной, но и литературной школой. Примером для молодых сотрудников были редактор газеты Всеволод Вишневский, заместитель редактора В.Н. Липатов, писатель Леонид Соболев, военкор Иоганн Зельцер. Иосиф Ликстанов вскоре стал заместителем секретаря редакции. Направляя военкоров на задания, редакция давала удостоверения за подписью редактора и секретаря или их заместителей. В семье Иоганна Зельцера сохранился такой документ, датированный 14 сентября 1929 года:
«С.С.С.Р.
Редакция и контора газеты
«КРАСНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ»,
Орган Политического управления морских сил Балтморя.
Настоящим удостоверяется, что предъявитель сего краснофлотец Зельцер Иоганн, сотрудник редакции газеты «Красный Балтийский флот», командируется на корабли и части Береговой обороны Балтфлота для сбора материалов.
Редакция просит должностных лиц флота и гражданских учреждений оказывать тов. Зельцеру содействие в предоставлении ему необходимых для газеты сведений и материалов.
Зам. редактора (Липатов)
Зам. секретаря (Ликстанов)».
[«В редакцию не вернулся…». Кн. первая», 1970]
По рекомендации Вишневского Ликстанов был также корреспондентом московских газет «Красная звезда» и «Коммунист».
Несомненно, Всеволод Вишневский оказал большое влияние на творчество Иосифа Ликстанова. В течение всей жизни Ликстанов был благодарен В.В. Вишневскому и коллективу газеты
«Красный Балтийский флот» за профессиональную школу и опыт газетчика.
В конце 1930 года Ликстанов переехал с семьёй на Урал, в город Свердловск (c 1991 года – Екатеринбург). Однако в 1931–1936 гг. в газете «Маяк Коммуны» публикуется пять его обзорных статей на международные темы.
В течение 18 лет Иосиф Исаакович работал в редакции газеты «Уральский рабочий». За это время он был заведующим отделом информации, разъездным корреспондентом, очеркистом, литсотрудником отдела писем.
Работа в газете «Уральский рабочий» дала ему возможность хорошо узнать и горячо полюбить этот богатый и прекрасный край нашей Родины. Он узнал уральских тружеников, великолепных мастеров и искусных умельцев, и им посвятил своё творчество.
«Мой герой, – писал И. Ликстанов, – человек труда».
Свердловск внёс огромный вклад в победу Советского Союза в Великой Отечественной войне. Промышленность Урала и эвакуированные заводы Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Мариуполя работали под девизом: «Всё для фронта. Всё для победы». Уральский завод тяжёлого машиностроения в военные годы входил в число крупнейших советских производителей бронетехники. В Свердловск были привезены сотни учащихся ремесленных училищ со всей страны для работы на заводах Урала. В город были эвакуированы театры, экспонаты музеев, фонд Херсонесского археологического музея Севастополя.
Работая в выездной редакции газеты «Уральский рабочий» на одном из военных заводов Урала, Ликстанов наблюдал самоотверженную работу советских людей в глубоком тылу. Огромное впечатление произвёл на него трудовой героизм юных патриотов.
Но море, морская тематика, дружба с моряками остались в его сердце навсегда. И он пишет в 1943 году свою первую книгу «Красные флажки», которую издаёт Свердловское областное государственное издательство. Юные и взрослые читатели этой повести полюбили автора с первого знакомства. Ликстанов основательно переработал и дописал книгу. В новом издании она получила название «Приключения юнги» и вышла в свет в конце 1943 года в Свердловске, а через год была опубликована в Москве.
В книге рассказывается об удивительных приключениях мальчика, служащего юнгой на одном из кораблей Военно-Морском Флота, о моральных качествах советских людей: дружбе, чести, чувстве долга и уважении к товарищу.
В 1946 году И.И. Ликстанова приняли в Союз писателей СССР. В основе всех его книг репортёрские зарисовки, очерки, накопленные за много лет журналистской работы.
В 1947 году он написал и издал одну из лучших своих книг – повесть «Малышок». Повесть о самоотверженном труде рабочих Урала в годы Великой Отечественной войны. Вместе с взрослыми у станков встали учащиеся фабрично-заводского училища (ФЗУ).
Герой этой книги Костя Малышев в военное время потерял в поезде документы и на вокзале уральского города присоединился к группе эвакуированных подростков. Вместе с ними он приехал на оборонный завод, увеличив свой возраст, поступил учеником к мастеру токарного дела. За маленький рост и из-за фамилии ему и дали прозвище Малышок. Костя был полуграмотным, но трудолюбивым подростком, и вскоре ему доверили работу на токарном станке.
Евгений Андреевич Пермяк, детский писатель и друг Ликстанова, так отзывался о нём:
«Удивительно тихий и до чрезвычайности зоркий человек, И.И. Ликстанов подсмотрел в годы Великой Отечественной войны одного из выдающихся героев тыла: мальчика, работавшего наравне с взрослыми. В те грозные дни такие мальчики помогали стране ковать оружие, собирать танки, строить самолёты, начинять снаряды. Они, оставившие не доигранным детство, пришли на военные заводы.
Таким мальчиком в среде своих сверстников оказался и Костя Малышев – Малышок, ласкательным прозвищем которого и была озаглавлена самая известная книга Ликстанова – «Малышок». Успех книги обеспечил ей множество изданий и переводов на языки наших народов и зарубежные языки».
Повесть «Малышок» получила широкое общественное признание и в 1948 году была удостоена Сталинской (Государственной) премии третьей степени. По данным Всесоюзной книжной палаты, с 1947 по 1975 год только в СССР повесть «Малышок» была переиздана 45 раз общим тиражом более полутора миллионов экземпляров. Повесть была переведена на многие языки народов СССР и на ряд иностранных языков.
В 1949 году была опубликована приключенческая повесть Ликстанова «Зелен камень». Книга о событиях на одной из уральских шахт в годы Великой Отечественной войны. В повести ярко выписаны психологические портреты героев: Павла Расковалова, молодого потомственного инженера, начальника шахты, мужественного, волевого и честного человека; Роберта Прайса, немецкого диверсанта, пытавшегося вывести из строя шахту; Игошина, майора органов госбезопасности, и других.
Ликстанов постоянно стремился к знаниям, много и серьёзно учился, самостоятельно овладел английским и французским языками, читал в подлиннике французскую литературу, стремился постичь секреты мастерства писателей.
В 1943 году была создана Свердловская киностудия, в которой работали столичные режиссёры, актёры, литераторы. Ликстанов и здесь проявил себя хорошим сценаристом. Так, по его сценариям вышли на экраны страны кинофильмы «Новая быль» об уральских горняках (Свердловская киностудия, 1947), «Интеллигенция Уралмашзавода» (Московская киностудия, 1947). А в 1950 году он написал сценарий спектакля «Малышок», который был поставлен на сцене Свердловского театра юного зрителя и имел большой успех у детей и подростков города.
В 1953 году писатель опубликовал повесть «Первое имя», в которой поведал о первых горняках, строителях уральского города, о людях труда. Эту повесть Ликстанов посвятил своему другу Павлу Петровичу Бажову, знаменитому уральскому писателю, автору сказов «Малахитовая шкатулка».
Роман «Безымянная слава» – последнее произведение И.И. Ликстанова. Он давно хотел рассказать о советских журналистах 1920–1930-х годов как о людях большого и тяжёлого труда, как о солдатах идеологического фронта, о людях «безымянной славы». Ведь в те далёкие годы И.И. Ликстанов сам работал военкором севастопольских газет «Красный черноморец» и «Маяк Коммуны».
Для подготовки романа И.И. Ликстанов уволился из редакции «Уральского рабочего», уехал в Москву, в Государственной библиотеке СССР имени В.И. Ленина просмотрел газеты за 1921–1926 годы, собрал необходимый материал.
Роман вышел в свет в 1955 году, уже после смерти писателя.
Читая роман, поражаешься, какой хороший стиль изложения, какой слог у автора, какая правильная русская речь, как вплетаются в сюжет книги события и действия героев романа. Мы словно сами живём с героями этого чудесного приморского города Черноморска – Севастополя. По роману «Безымянная слава» можно изучать историю довоенного Севастополя, быт, нравы и обычаи многоликого населения города, работу редакций газет.
Ликстанов, мастер зарисовок, характерных для морского города, сумел показать характер каждого героя романа.
В образе комсомольца-репортёра Степана Киреева показан настоящий советский газетчик, ставший бесстрашным и принципиальным журналистом. В этом образе мы сразу узнаём молодого начинающего репортёра Иосифа Ликстанова. Степану помогают осваивать работу журналиста Наумов, умный, проницательный редактор газеты «Маяк», секретарь Абросимова, заведующий экономическим отделом Дробышев. В романе есть и отрицательные герои, журналисты старой, буржуазной прессы – газетчик Нурин, репортёр Сальский, люмпен-пролетарий Гаркуша.
Приведу несколько примеров метких выражений, «перлов» начинающих и опытных журналистов:
«Один человек сказал, что газетчики – это никтошки, безымянки, люди без славы. А я [Степан Киреев] счастлив, что люди славят «Маячок», будто хвалят меня, это и есть слава».
«Несознательные элементы приносят в столовую самогон и возбуждаются из-под полы».
«Артельщики подводной артели «Альбатрос», люди-амфибии, выпавшие из колыбели прямо в море».
«Небо расцвело звёздами».
«Молодой репортёр Николай Перегудов (Одуванчик) понимал, что ему, юному человеку, придётся кормить горячо любимую семейку с кончика своего пера».
«Артельщики-водолазы мечтали достать из затонувшего английского корабля «Чёрный принц», вблизи Балаклавы, «рыжики», то есть золотые монеты».
События романа происходят в портовом городе Черноморск, на заводе «Красный судостроитель», в редакции газеты «Маяк». Мы сразу узнаём наш Севастополь – по описанию города, Приморского бульвара, быта, природы, характерного говора южан, портретов газетных работников. Вот, например, как описывает автор севастопольский вечер:
«Южный город умел отдыхать вечером, когда краски тускнеют, тени сгущаются, заштилевшее море посылает берегу лёгкую прохладу, зажигаются огни ресторанов, казино, кинотеатров, на бульварах вспыхивает позолота краснофлотских ленточек, а от берега отплывают нарядные лодки, окрещённые женскими именами».
Не удержусь, приведу ещё один отрывок, яркий, сочный, как говорится, «картина маслом»:
«Молодые репортёры отпраздновали свой успех, удачу. Они отправились бродить по городу и по базару, угощая друг друга сластями. Ели баклаву – слоёные пирожки с ореховой начинкой, облитые сиропом, жевали вязкие маковники, пили жёлтую густую бузу из липких стаканов, отбиваясь от назойливых ос, и глазели. Южные умеют лакомиться и вприглядку. На базаре имелось много такого, что было интересно рассматривать в оба глаза и вдвоём. Громоздились кучи чёрно-сизого и янтарного винограда, малахитовые курганы арбузов, гигантские свёртки волокнистого медово-жёлтого табака. Бочки со сметаной, шары масла, белуги, разлегшиеся во всю длину обитых цинком прилавков, морские петухи, нарядные, как индийские раджи – лазурные, багряные, бирюзовые и пурпурные.
Базарная разноголосица была оглушительной…»
На книге «Безымянная слава», изданной в Москве в издательстве «Детская литература» в 1957 году, жена Ликстанова, Лидия Александровна, сделала надпись:
«Дорогому Борису Исааковичу – верному другу, учителю и помощнику автора. С глубоким уважением и большой благодарностью. Ликстанова. 16.12.57г.»
Эта книга и ещё 924 книги из фонда Бориса Исааковича Камира хранятся в «Музее детской книги» Детской библиотеки-филиала №13 ГБУК «ЦБС для детей» города Севастополя.
Иосиф Исаакович и его жена Лидия Александровна воспитали единственного сына Бориса, 1923 года рождения, патриота России. Борис Ликстанов, член ВЛКСМ, окончивший 10 классов, был отправлен на фронт в составе политбойцов Молотовского района города Свердловска, призванных по партийно-комсомольской мобилизации 14 октября 1941 года.
Борис Иосифович Ликстанов погиб на фронте в 1942 году в возрасте 19 лет. Для И.И. Ликстанова и его жены это была невосполнимая утрата. Спустя год родители Бориса получили извещение:
«Ваш сын Ликстанов Борис Иосифович, уроженец г. Свердловска, ул. Ивановская, дом № 17, кв. 2, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 26 марта 1942 г. Похоронен под дер. Тригубово Чудовского р-на Ленингр. обл.»
И.И. Ликстанов был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Иосиф Исаакович Ликстанов умер в возрасте 55 лет 11 сентября 1955 года в Свердловске. Его похоронили на городском Ивановском кладбище рядом с его другом Павлом Петровичем Бажовым. В 1956 году на могиле И.И. Ликстанова был установлен памятник из чёрного гранита, выполненный Эрнстом Иосифовичем Неизвестным, другом писателя, скульптором-монументалистом, уроженцем Свердловска.
Нелли КАНИВЕЦ, Заслуженный работник культуры Республики Крым, член Союза журналистов России
1 августа 2020 года исполнится 120 лет со дня рождения И.И. Ликстанова, журналиста, чьё имя малоизвестно в Севастополе и даже предано забвению.
Библиография
Произведения И.И. Ликстанова
- Красные флажки: повесть. – Свердловск, 1943. – 224 с.: ил.
- Малышок: повесть. – М. – Л.: Детгиз, 1947. – 288 с.
- Приключения юнги: повесть / Худож. Г. Фитингоф. – М.:
Детгиз, 1949. – 256 с.: ил.
- Зелен камень: повесть / Худож. В. Винокур. – М. – Л.: Детгиз,
- – 360 с.: ил.
- Первое имя: повесть / Рис. И. Ильинского. – М.: Детгиз, 1954. –
336 с.: ил.
- Снайпер молотка. (Из повести «Малышок») / Рис. В. Винокура. –
М.: Дет. лит., 1977. – 32 с.: ил.: портр. – (Книга за книгой).
- Безымянная слава: роман / Рис. Л. Гольдберга. – М.: Детгиз,
- – 462 с.: ил.
Публикации в газете «Красный черноморец» [КЧ], 1926 г.
- Колокольный набор: рассказ: [О борьбе краснофлотцев с
белогвардейцами в Крыму, в 1919 г.] // КЧ. – 1926. – 12 дек. –
(Лит. страничка).
- Красная чадра: рассказ: [О крымской молодой татарке Зелиме,
ставшей комсомолкой и секретарём Райисполкома] // КЧ. – 1926.
– 14 дек. – (Лит. страничка).
- Мелко-буржуазный случай: фельетон: [О командирских жёнах с
большими запросами] // КЧ. – 1926. – 14 дек. – (Лит. страничка).
- Я – Октябрёнок!: стих. // КЧ. – 1926. – 14 дек. – (Лит. страничка).
Публикации в газете «Маяк Коммуны» (МК), 1922 – 1936 гг.
(всего найдено более 60 публикаций, список выборочный)
- Суд над контрабандистами // МК. – 1923. – 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21 авг.
- Морской завод в диаграммах // МК. – 1923. – 29 авг. – (Рабочая
жизнь).
- Культурный Севастополь: О музее крымоведения // МК. – 1923. –
7 сент.
- Ленинский уголок в артмастерских // МК. – 1923. – 7 дек.
- Трамвай идёт: По дороге в Балаклаву // МК. – 1923. – 21 дек.
- Прибытие из плавания Черноморской эскадры: Эскадра
вернулась // МК. – 1924. – 11 окт.
- Приезд А. Марти в Севастополь: Торжественная встреча
дорогого гостя: [Андре Марти – мл. офицер франц. миноносца
«Протэ», организатор восстания франц. моряков в Севастополе, в
1919 г.] // МК. – 1924. – 19 дек.
- Ильич умер – больше ответственности и работы! // МК. – 1924. –
27 янв.
- Ялта. Кино-концессия: [О планах товарищества «Левфильм»] //
МК. – 1924. – 2 июля.
- Ялта. Пьяная шахта: В новом массандровском подвале // МК. –
- – 16 июля.
- Селькоры // МК. – 1925. – 5 мая. – (Революция – локомотив истории. Печать – локомотив революции).
- Выставка стенных газет Севастополя // МК. – 1925. – 9 мая.
- Лавина, которая грозит гибелью капитализму: [Безработица в
Германии, Англии, Польше] // МК. – 1931. – 3 февр. –
(Междунар. обзор).
- «Пан-Европа» и опасность новой войны // МК. – 1931. – 20 апр.
– (Междунар. обзор).
- Героический пример: [Советский комсомол – ровесник Октября,
пример для комсомола всех стран] // МК. – 1933. – 22 авг.
- Праздник весны: [30 апреля состоялся городской праздник
пионеров и школьников] // МК. – 1936. – 4 мая.
Литература о И.И. Ликстанове
- Воронкова Л. И.И. Ликстанов: [Предисл.] / Ликстанов И.И.
Малышок. – М., 1956.
- Филатова А.И. И.И. Ликстанов / О литературе для детей. – Л.,
1957.
- Боголюбов К.В. Иосиф Ликстанов: Критико-биогр. очерк. –
М.: Детгиз, 1957. – 46 с.: портр. – (Дом дет. книги Детгиза).
- Астафьев А.В. Иосиф Ликстанов // Урал. – 1960. – №11.
- Коряков О. : [Предисл.] / Ликстанов И. Приключения Юнги.
Малышок. – Свердловск, 1962.
- Ликстанов, И.И.: [Биогр. справка] // Краткая литературная
энциклопедия. Т. 4. – М., 1967. – С. 195.
- Шварц Е. Ликстанов в Севастополе // Слава Севастополя. – 1972.
– 27 мая. – С. 4.
- Павлов А. «Малышок» остаётся с нами: [О переиздании повести
«Малышок», к 75-летию И.И. Ликстанова, в Екатеринбурге,
Днепропетровске, Москве] // Уральский рабочий. – 2004. –28 дек.
При подготовке статьи использованы книги И.И. Ликстанова, публикации в газетах «Красный черноморец» и «Маяк Коммуны» за 1922 – 1936 гг., литература о нём, материалы из открытых источников в Интернете.