Специалисты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина охарактеризовали словосочетание «суверенный рунет» как устойчивое выражение, которое «требует особого объяснения для иностранца». Но объяснения не помешали бы и российским интернет-пользователям. Серьезной аргументации для принятия соответствующего закона, кроме мифических угроз отключения рубильника западными партнерами, мы пока не увидели. При этом в совокупности с другим планирующимся регулированием — о предустановке приложений на смартфоны и отслеживании этих смартфонов по IMEI, — возможно, уже закладывается основа системы тотального контроля в цифровой среде.
Закон о «суверенном рунете», конечно, не стал первой попыткой государства подобраться к контролю интернета изнутри, но в этот раз, похоже, может получиться. С начала десятилетия мы были свидетелями того, как росли полномочия Роскомнадзора и власти в целом в области блокировки неугодной информации и тех, кто ее распространяет. Позднее началась и практика учений операторов связи на случай отключения от глобальной сети. «Суверенный рунет» же сведет все это воедино.
Безусловно, управляться с интернетом и его доступностью можно было и раньше. Но зачем утруждать себя отдельными указаниями операторам связи, когда можно иметь централизованный доступ к рубильнику и тому, куда и как ходит трафик российских пользователей? Благо право на безусловный доступ в интернет для россиян в Конституции не прописано, а операторам терпеть финансовые убытки и идти на компромиссы не впервой. Более того, собеседники среди крупных участников рынка даже как будто с облегчением говорили, что в отличие от пресловутого «закона Яровой» в рамках «суверенного рунета» государство хотя бы выдаст необходимое оборудование за свой счет.
Но за дискуссиями вокруг отдельных инициатив может ускользать общая картина: как эти наспех принятые — и пока не принятые — проекты сливаются в нечто более глобальное, но при этом направленное на до интимного личное.
Пока в 2019 году всех интересовало, покинет ли Apple российский рынок из-за нового обязательства устанавливать на смартфоны отечественный софт, участники рынка задумались: а какие двери к приватности данных граждан на самом деле открывает эта инициатива?
Продвигаемая в том числе антимонопольщиками под соусом поддержки отечественного продукта идея долгое время глохла в кабинетах, но уже этой осенью законопроект вдруг буквально прыгнул через все чтения прямиком на стол президенту.
Обязательство устанавливать отечественное ПО будет на руку истории с отечественным цифровым сертификатом безопасности, которая впервые вышла в публичное поле три года назад. Сами сертификаты для сайтов может выпускать государственный центр (схожий тендер подведомственного Минкомсвязи НИИ «Восход» уже опубликован в декабре), а чтобы они работали, необходимо добавить на каждое устройство российский корневой сертификат. Задачу можно оправдать необходимостью предустановки на смартфон условного приложения «Госуслуг», рассуждает собеседник в одной из компаний в сфере информационной безопасности.
Все это позволит перенести контроль посещения или блокировки сайтов пользователем в плоскость конечного устройства.
За примерами далеко ходить не надо: летом казахстанские власти через мобильных операторов пытались обязать граждан установить национальные сертификаты безопасности. Правда, это привело к проблемам с доступом в сеть, но позднее их объяснили «тестированием». А Турция уже несколько лет применяет практику регистрации ввезенных из-за рубежа смартфонов по IMEI, что обходится примерно в 16 тыс. руб. в нашей валюте за устройство,— эффективный способ ограничить приобретение гаджетов за пределами страны.
Время доработать схему на уровне регулирования еще будет в следующем году, ведь в прочно вошедшей в обиход практике рамочных законопроектов вся конкретика и технические детали отдаются на откуп постановлениям правительства и приказам министерств. Отрасли остается только, затаив дыхание, ждать этих подзаконных актов и готовиться к худшему. В конце концов «скелет» может обрасти совершенно любым «мясом» и дать властям максимально широкие полномочия, как бы громко и часто ни звучала мантра о «диалоге между государством и отраслью».
Впрочем, в конечном итоге вопрос с той же предустановкой приложений придется решать не только с российскими компаниями, но и с такими акулами, как Google, Apple и Samsung, и что-то подсказывает, что разговор будет очень напряженным. Даже если вестись он будет уже не в русле того, нужно или не нужно новое регулирование, а в контексте того, как минимизировать ущерб от нововведений.
Источник: Коммерсантъ