ОТТЕПЕЛЬ 60-х В «СЛАВЕ СЕВАСТОПОЛЯ»

Шестидесятые, называемые «оттепелью», действительно хочется сравнивать с весной. Жизнь бурлит, это время новых захватывающих открытий. В экономике, науке, культуре и искусстве – небывалый подъем. Идеалы не преданы, от партийных собраний еще не веет скукой и безнадегой. Слово и дело – вот лейтмотив непростого, но такого «человечного» десятилетия. Наконец-то уходят пугающие тени послевоенной поры, светлым горизонтом видится будущее…

В каждом номере «Славы Севастополя» чувствуются искренность, энтузиазм, приподнятое настроение. В мире тоже происходит много переломных событий, и газета не ограничивается лишь местной тематикой. На первой полосе клич: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Общественная доминанта: человек человеку – друг. Страна Советов приветствует обретение независимости африканскими колониальными странами. Отмечает начало эпохи пилотируемой космонавтики. Слушает на переполненных стадионах отрезвляющие стихи… Шестидесятые также – это разгар войны, получившей название «холодной», пусковая кнопка великого противостояния…

 

МОТОРЫ ГУДЯТ, СТУЧАТ МОЛОТКИ

Ускоренные темпы развития экономики – главная тема большинства публикаций. Характерная деталь: информация подбирается не «в общих чертах», а готовится авторами въедливо, скрупулезно. Будь то бравурная статья о введении в эксплуатацию новой электромонтажной линии или критическая заметка о некачественном обслуживании. Участники любых событий, описываемых в газете, обязательно называются пофамильно.

В январе 1963 года «Слава Севастополя» сообщает, что «наша промышленность выпустила больше продукции, чем за все годы довоенных пятилеток». Даже в заголовках – ветер перемен: «Окрыленные великими планами», «На крутом подъеме», «Высокими темпами», «Хорошие показатели», «Победа механизаторов», «Успехи виноградарей и виноделов». Под фамилиями авторов то и дело теперь появляется подпись: «ударник коммунистического труда». Таковым, например, является Е. Ребров, бригадир комплексной бригады коммунистического труда СУ-42. В своей статье «Превосходная должность» Ребров прославляет профессию строителя как самую благородную специальность.

И есть все основания так утверждать. В 1962 году, напоминает «Слава Севастополя», трест «Севастопольстрой» сдал государственной комиссии в эксплуатацию с оценкой «хорошо» семь жилых домов. Был также сдан детский сад на улице Папанина. Всего в минувшем, 1962 году было обеспечено жильем 2845 семей. Кроме того, предъявлена к сдаче первая очередь строительства рыбного порта в Камышовой бухте. Рыбный порт должен стать одним из крупнейших промышленных сооружений в городе. В одной из заметок так и говорится: «С раннего утра и до позднего вечера на большой территории строительства идет трудовое наступление. Гудят моторами механизмы, стучат отбойные молотки, вспыхивают молнии электросварки».

ГДЕ ВЫ ТЕПЕРЬ, МОСЬКИНЫ?!

Тема строительства наиболее масштабная. Герой этого времени – рабочий человек. Человек труда – в каждом номере газеты. Искать и находить таких людей редакция была просто обязана. Скромные труженики, ковавшие мощь и благосостояние страны, становились примером, достойным подражания. Трудно удержаться от чувства признательности, читая сообщения о них. Судите сами: «Укрупненная хозрасчетная бригада П.Ф. Моськина, работающая на трех экскаваторах, в 1962 году вынула на автотранспорт 380 тысяч кубометров скального грунта. Это на 120 тысяч кубометров больше нормы, рассчитанной на четыре землеройные машины… Экскаваторщики во главе с П.Ф. Моськиным сэкономили за год 12 тонн дизельного топлива, 700 килограммов смазочных материалов, 2000 килограммов троса», – сообщается в заметке. Обратите внимание: сэкономили! Не стащили. Не прикарманили. Не перепродали «налево», как это типично сейчас. Где же вы теперь, Моськины?!

Труженик – центральная фигура и на фотографиях в газете. Как правило, съемка происходила на рабочем месте героя публикации: в цехе, возле комбайна, у швейной машины. Прославляя человека труда, в то же время газета сообщала новость из жизни всего трудового коллектива. К примеру: «…рабочий колбасного цеха мясокомбината коммунист Николай Иванович Бударин отпускает торговым организациям колбасную продукцию». Делайте вывод: в городе работает мясокомбинат, который выпускает колбасную продукцию местного производства. И в том же стиле – о молококомбинате, животноводческой ферме, совхозах.

Признаться, вглядываться в лица этих людей приятно даже спустя десятилетия. Открытые, добрые, сосредоточенные на каком-то деле. Смотришь и веришь, как по Станиславскому. Настоящими мастерами фотодела были в те годы фотокорреспонденты газеты А. Баженов, Б. Шейнин, В. Докин. К слову, тогда, в шестидесятые, фронтовик Вадим Докин – это отец ныне действующего старшего фотокорреспондента Владимира Докина. Профессиональная династия – что не редкость для «Славы». Труд того, старшего поколения фотокоров существенно отличался от нынешнего. В первую очередь технологиями. Выставить свет, обозначить расстояние, найти нужный угол съемок, а потом в лаборатории произвести фотопечать – тут уж не обойтись без специальных навыков и знаний.

О ДВОРНИКАХ, УДАРНИКАХ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Особую лепту в создание настроения в газете вносят такие редко встречающиеся в наши дни жанры, как фельетоны, мини-рассказы, юморески, карикатуры, сатирические миниатюры. В шестидесятые практически ни один номер не обходился без них. То и дело попадаются на глаза чьи-то стихи или проба пера нештатных авторов. Темы, как правило, поднимаются общественно значимые, лирики мало.

Большое внимание отдано спорту. Вот, например, «Слава Севастополя» называет десять лучших спортсменов года; здесь представлены плавание, тяжелая атлетика, бокс, вольная борьба, стендовая стрельба, художественная гимнастика. В номере за 24 января 1963 года газета рассказывает о том, как будущая гордость всей страны, а тогда еще четырнадцатилетняя Галя Прозуменщикова, рекордсменка, участница чемпионата Европы по плаванию, установила новый рекорд Советского Союза на своей коронной дистанции 100 метров брассом!

Победы в спорте, успехи на производстве… Кажется, в то время была мода на успех. Причем стать успешным мог каждый. То и дело встречаются небольшие заметки о дворниках, добросовестно исполняющих служебные обязанности. Что ни говори, а именно их труд обеспечил Севастополю на долгие годы репутацию самого чистого в Советском Союзе города. В одной из статей автор призывает «упорядочить труд дворников» и напоминает, что именно дворник «производит уборку улиц, тротуаров, дворов, очищает урны и тару для сбора пищевых отходов, поливает зеленые насаждения, оберегает их от повреждений, следит за сохранностью домового оборудования и имущества, помогает милиции и добровольной народной дружине предупреждать нарушения общественного порядка».

«В домоуправлениях многие дворники являются ударниками коммунистического труда… Однако успех работы дворников во многом зависит от того, насколько правильно организован их труд и созданы условия для их работы». Положением о дворниках предусмотрено обеспечение их служебной квартирой в расположении обслуживаемых домовладений, также дворник должен быть обеспечен тридцатью двумя предметами инвентаря и находиться на работе семь часов.

 

«КОЛЮЧИЕ» СТРОЧКИ

Справедливости ради надо сказать, что в газете царили далеко не только благодушие, восторженность, сверхожидания чего-то удивительного, выходящего из рядя вон. Критика тоже была. Так, например, в статье «Деньги летят в трубу» жильцы дома № 34 на улице Хрулева просят редакцию рассмотреть жалобу: «В нашем доме недостаточно удобств. Но квартплата по сравнению с другими домами выше. Квартплату нам накачивает паровое отопление». Корреспондент газеты за разъяснениями отправляется к начальнику ЖКО. В результате этот дом решено подключить к центральной котельной. В статье «Хозяева или постояльцы?» повествуется о печальном положении дел в общежитиях. «Телевизор, радиоприемник поломаны, окна кое-где выбиты, а комендант говорит, что ничего не может поделать», – жалуются читатели. Корреспондент идет в рабочий городок, что за Ушаковой балкой, где живут двести человек: молодые рабочие, учащиеся техникумов и студенты институтов. Убеждается в том, что корпуса общежитий по какой-то причине остались без воспитателей (те или отсутствуют, или формально относятся к работе). «Заметно это, – пишет журналист, – по всему: и по неряшливо заправленным койкам, и по внешнему виду ребят, и по поведению в комнатах».

В газете была специальная рубрика «Колючие строчки». В «Славе Севастополя» за 13 февраля 1963 года сообщается: «Статья «В проекте и в натуре» была обсуждена работниками архитектурно-строительного контроля г. Севастополя. Критика признана правильной. Все сдаваемые в эксплуатацию жилые дома будут приниматься государственной комиссией при условии выполнения строителями телевизионных устройств». Вот еще рубрика «Меры приняты». Здесь размещена заметка «За ширмой благополучия». Речь идет о низком качестве продукции, неблагополучном финансово-экономическом состоянии фабрики «Швейпром». По следам публикации начальник управления бытового обслуживания т. Белаш сообщает, что рекомендации автора статьи вошли в план оргтехмероприятий на 1963 год…

Еще такая деталь: при редакции работает общественная приемная, куда граждане могут обратиться с жалобами. Например, в случае приобретения товара со скрытым дефектом. По результатам таких обращений на страницах газеты появлялась критическая заметка или статья.

ПОЛНЫЙ «ОДОБРЯМС»

И все-таки в воздухе веет грозой. Нет, речь идет не об открытых военных действиях, вмешательстве со стороны, явной опасности. Угроза зарождается, нарастает внутри страны. Расплодившиеся в теплой среде «говоруны» все «заговорили», обесценили. Считается, что завершение «хрущевской оттепели» приходится на 1964 год, а на 1965-й – начало «эпохи застоя». И вот уже до оскомины: «Единодушная поддержка», «Механизаторы одобряют», «Строители поддерживают»… Заголовки ни о чем, как и сами заметки: «Подсказано жизнью», «Для трудящихся» «Выше знамя соревнования»… Идеи, за которые люди прежде были готовы отдать жизнь, стали рутиной.

«…Есть категория молодежи, которая хоть и не совершает аморальных поступков, но безразлично относится к окружающей жизни. Эти люди работают только ради денег, их не интересуют ни лекции, ни библиотека, ни телевизор. Они смотрят на жизнь только с потребительской точки зрения, для них ничего не значат успехи нашей Родины. Первый вопрос у них: «А что это мне дает?» Они скатываются в обывательское болото и вместо того, чтобы стать созидателями, превращаются в потребителей, – пишет в газету в середине 60-х прозорливый воспитатель севастопольского общежития В. Тищенко. Даже страшно подумать, что сказал бы этот человек, живи он в наши дни.

…ЛУНА ЕГО ЗНАЕТ

Наконец, шестидесятые – разгар «холодной войны» между СССР и его союзниками с одной стороны и США и их союзниками – с другой. В «Славе Севастополя» с внешней политикой все в порядке. Курс держится верно, статьи соответствующие. «Концентрационные штаты» США – центр империалистической реакции», «Новая провокация колонизаторов», «Дети за колючей проволокой» – вот заголовки тех лет. И полные доброжелательного настроя статьи о странах – членах Варшавского Договора. Например, «День добрый, народная Польша!».

Гонка вооружений, развитие технологий предполагают и битву за космос. В начале 60-х – первый запуск космического корабля с Юрием Гагариным на борту. В конце 60-х американцы покоряют Луну. «Слава Севастополя» сообщает: «16 июля 1969 года запущен космический корабль с тремя космонавтами на борту. Цель запуска: высадка двух космонавтов – Армстронга и Олдрина – на Луну…» К слову, заметка подана скромно, без помпы, в одном ряду с «Ленинским фестивалем в Индии». 22 июля 1969 года в «Славе Севастополя» в рубрике «Окно в мир» со ссылкой на ТАСС продолжение: «Выход на поверхность Луны». Сообщается, что 21 июля текущего года американец Армстронг ступил на поверхность естественного спутника Земли. Позже к нему присоединился и Олдрин. Они пробыли на Луне более двух часов. В течение всего времени пребывания космонавтов на Луне велась телевизионная передача на Землю».

И что интересно, в эти же дни ТАСС на страницах городской севастопольской газеты сообщает о завершении полета советской автоматической станции «Луна-15». Это событие произошло аккурат в дни запуска американцев на Луну. Когда Армстронг сделал свой первый лунный шаг, 21 июля советская станция сошла с окололунной орбиты и тоже достигла поверхности Луны в заданном районе. Случайно ли такое совпадение? Вряд ли.

Листала «Славу» Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

На снимке: Севастополь в шестидесятые годы минувшего столетия.

Фото Александра Баженова

Запись опубликована в рубрике Антология севастопольской журналистики, Малая энциклопедия севастопольской журналистики, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *