АДМИРАЛ ЧУРСИН: «КОМАНДУЮ ФЛОТОМ!»

В издательстве «Севастопольская весна» вышла в свет четвёртая книга из цикла «Командую флотом», выпуск которого несколько лет назад инициировал адмирал Игорь Касатонов. Его соавтором в этот раз стал полковник юстиции Кирилл Касатонов.

ЭТА КНИГА продолжает серию исследований о жизни и деятельности командующих Черноморским флотом послевоенной поры. К сожалению, большинство из них не оставили воспоминаний в силу целого ряда обстоятельств. Специфика службы не позволила накопить и значительных массивов документов, раскрывающих как содержание службы в то время, многие примечательные страницы деятельности ВМФ СССР, так и подробные биографические данные, личностные характеристики героев повествования. Серия книг «Командую флотом» в значительной мере восполняет этот пробел. Перед нами предстает картина решения глобальной государственной задачи – выхода Военно-Морского Флота страны в Мировой океан. Героями повествования уже стали Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, адмирал флота В.А. Касатонов, адмиралы С.Е. Чурсин, В.С. Сысоев, Н.И. Ховрин. О них было рассказано в первом двухтомнике.

По мере накопления новых материалов у автора возникла идея расширить повествование, дополнить его новыми данными. Так появилась отдельная книга об адмирале Викторе Сергеевиче Сысоеве, вышедшая в этой серии в прошлом году. Теперь – новая книга о Серафиме Евгеньевиче Чурсине.

Это не просто объяснимо, а закономерно, ведь он относится к славной плеяде военачальников и флотоводцев эпохи «холодной войны», о котором, по большому счету, сказано и написано немного. Почти четверть века отдав Черноморскому флоту, он и в последующие годы не расставался с флотом и его людьми. Об этом и рассказывает новая книга, написанная адмиралом И.В. Касатоновым, которому активно помогал его сын Кирилл Игоревич, ставший соавтором этого исследования.

АДМИРАЛ СЕРАФИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЧУРСИН – видный советский военачальник второй половины ХХ века, активный участник Великой Отечественной войны на Черном море в должности командира бригады подводных лодок.

Родился Серафим Евгеньевич 9 января 1906 (27 декабря 1905) года в городе Воронеже в семье рабочего. Подростком пошел работать в мастерские горкомхоза. В 1924 г. стал рабочим на деревообделочной фабрике. Здесь же в 1925 г. вступил в комсомол. Одновременно учился на вечернем рабфаке, который успешно окончил, но мало кто знал, что Серафим мечтал стать военным моряком.

В 1927 году С.Е. Чурсин по комсомольской путевке пришел на флот, в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, попал в состав знаменитого девятого выпуска, о котором еще будет много сказано.

Быстро летели курсантские годы. Жадно впитывал морские науки способный и расторопный курсант. Проходил практику на крейсере «Аврора», на линейных кораблях «Парижская Коммуна» и «Марат», сторожевом корабле «Красный Ленинград», а также в береговой обороне на форте Красная Горка. На крейсере «Аврора» ходил в заграничные плавания. Был в Норвегии, Дании и Швеции. В 1929 г. курсант С. Чурсин стал коммунистом.

Училище окончил в 25 лет в 1931 году и был назначен штурманом на подводную лодку «Краснофлотец» (типа «Барс») Балтийского флота. В морских походах С. Чурсин стоял на вахте, а после похода ему подчинялся весь личный состав в строевом отношении, то есть он отвечал за порядок, дисциплину и строевую подготовку, и это у него получалось очень хорошо.

В конце 1931 г. Серафима Евгеньевича направили на Специальные курсы усовершенствования командного состава (СКУКС), в подводный класс, который он окончил с отличием. Получил звание специалиста-подводника и был сфотографирован у развернутого Знамени отряда.

В 1932 г. С. Чурсина назначили на должность помощника командира подводной лодки «Окунь» там же, на Балтийском флоте. Затем вместе с большой группой командиров Балтийского флота направлен на Дальний Восток для формирования Тихоокеанского флота.

В это время в связи с постоянной угрозой нашему Дальнему Востоку со стороны Японии по Транссибирской магистрали с Балтики и Черного моря шли эшелоны с моряками и материальной частью. На платформах находились отсеки подводных лодок, торпедные катера, самолеты без крыльев, орудия большого калибра и т.д. Все это было тщательно прикрыто брезентом и охранялось, но жители, независимо от региона, с гордостью провожали эшелоны. «Знай наших!» – говорил каждый про себя. Спецгрузы прибывали на заранее определенные места, собирались и доставлялись «куда надо», в том числе и подводные лодки, с которыми было не так просто.

День 21 апреля 1932 г. вошел в историю как день рождения Советского Тихоокеанского флота, начало летописи которого уходит в XVIII век. Флот стал бурно расти и развиваться. Его основу стали составлять подводные силы.

Из Исторического журнала подводных сил ТОФ: «Подводными лодками в то время командовали: Щ-101 – Д.Г. Чернов, Щ-102, Л-11 – С.Е. Чурсин, Щ-103 – С.С. Кудряшов, Щ-104 – Н.С. Ивановский, Щ-105 – А.Т. Чабаненко, Щ-106 – Ф.С. Маглич, Щ-107 – А.М. Стеценко, Щ-108 – А.Ф. Кулагин, Щ-112, Л-12 – В.А. Касатонов, Щ-113 – М.С. Клевенский, Щ-119 – В.В. Киселев, Щ-122 – А.В. Бук, Щ-123 – И.М. Зайдуллин, Щ-124 – М.Г. Петров, М-16 – И.И. Байков, М-17 – М.И. Куприянов».

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НА ТОФ начали активно плавать со второй половины 1933 года. Первой подводной лодкой Щ-11 типа «Щука» командовал Г.Н. Холостяков. Обладая высокими организаторскими способностями, огромной работоспособностью и авторитетом, он сумел правильно организовать боевую учебу многочисленных экипажей подводных лодок, стал командиром бригады. При этом он использовал опыт и знания других опытных подводников: К.О. Осипова, А.И. Зельтинга, А.Т. Заостровцева, Н.В. Кельнера, С.С. Кудряшова, М.П. Скриганова, Ф.С. Маглича и др.

Для быстрого овладения новой техникой моряки пытливо изыскивали наиболее рациональные формы изучения материальной части. Именно Г.Н. Холостяков разработал особую систему изучения устройства подводной лодки, получившую название «пять программ». Все флоты подхватили такое прекрасное начинание.

ВРЕМЯ В ТЕ ГОДЫ БУКВАЛЬНО ЛЕТЕЛО. Судите сами, оценивая галсы биографии Чурсина.

В конце 1932 г. он назначен старшим помощником на подводную лодку Щ-11 во Владивостоке, где в этой должности служил до мая 1934 г. Затем назначен командиром подводной лодки Щ-102, там же.

С учетом огромных просторов театра сразу же зашла речь об увеличении времени пребывания подводных лодок в море. Началось планирование походов подводных лодок на полную автономность, а также сверх положенного времени в море, а затем – и плавание подо льдом. Именно подводная лодка Щ-102, которой командовал С.Е. Чурсин, совершила впервые плавание на полную автономность и заняла в ВМФ первое место по итогам боевой и политической подготовки.

В те годы пределом автономного плавания для «Щук» считали 20 суток. Подводная лодка С. Чурсина пробыла в автономном плавании более 40 суток, тем самым вдвое перекрыв норму. Газета «Известия» в декабре 1935 г. назвала подводную лодку Щ-102 стахановской. За отличные успехи в боевой и политической подготовке 23 декабря 1935 г. Серафим Евгеньевич награжден орденом Ленина. На этой же подводной лодке было награждено еще шесть человек. В это же время С. Чурсин был избран депутатом Верховного Совета СССР.

Чуть позже подводная лодка Щ-117 под командованием опытного командира Н.П. Египко в два раза преодолела норму автономного плавания. Экипаж этой подводной лодки впервые в истории ВМФ стал полностью орденоносным.

За выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных морских сил ТОФ и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев» орденом Ленина были также награждены: командиры бригад флагманы 2 ранга А.В. Васильев, К.О. Осипов, капитан 1 ранга А.И. Зельтинг, начальник штаба бригады И.В. Кельнер, командиры дивизионов П.Н. Васюнин, А.И. Евстрахин, А.Т. Заостровцев, С.С. Кудряшов, К.М. Кузнецов, Ф.С. Маглич, А.А. Поскотинов, М.П. Скриганов, Г.Н. Холостяков, командиры подводных лодок И.И. Байков, С.Б. Верховский, Н.И. Виноградов, И.А. Гречко, М.И. Гаджиев, Н.П. Египко, Н.С. Иванов, В.А. Мазин, Ф.Ф. Павлов, И.Н. Тузов, Д.Г. Чернов, Е.Г. Шулаков, флагманские специалисты соединений Е.А. Веселовский, В.В. Кордюков, Н.В. Тимофеюк, Н.И. Шибаев.

Герой Советского Союза вице-адмирал Г.Н. Холостяков впоследствии писал: «Тихоокеанский флот, комплектовавшийся и балтийцами, и черноморцами, унаследовал их традиции, освященные славой моряков многих поколений. Но к этому наследию прибавлялось то, что было рождено уже на Дальнем Востоке. А собственные традиции складывались здесь быстро. Одним из самых характерных для Тихоокеанского флота явлений стало смелое командирское новаторство – в боевой подготовке, в тактике, в освоении скрытых возможностей оружия и техники. Примечательно, что именно тихоокеанские подводники сделались пионерами плавания подо льдом. На Тихий океан привело бы историка исследование того, как зарождались и некоторые другие новшества в военно-морском деле».

ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигнутые в первый же год боевой подготовки, исключительная самостоятельность, уважительное отношение к подводникам выдвинули из этой замечательной когорты командира подводной лодки Щ-102 С.Е. Чурсина, и он в 1937 году был назначен командиром большой подводной лодки «Ленинец» Л-11. К концу этого же года он стал командовать дивизионом 3-й бригады подводных лодок во Владивостоке, затем в Находке, откуда его дивизион отправили в Совгавань на самостоятельное базирование. В 1939 г. С. Чурсина назначили там же командиром 5-й бригады подводных лодок. С марта 1941 г. – комбригом 3-й бригады подводных лодок.

Многие походы показали, что одних лишь нравственных качеств, а также знаний ТТД подводных лодок, театра и условий плавания для командира еще недостаточно. Нужен, просто необходим широкий общественный и мировоззренческий кругозор. Чурсин много читал, всегда был открыт для обмена мнениями…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ японская военщина своей агрессивностью, непредсказуемостью и наглостью неоднократно провоцировала наших моряков на ответные решительные действия, поэтому боевая готовность всех наших сил на Тихоокеанском флоте была исключительно высокой. Г.Н. Холостяков также говорил:

«Как и многим тихоокеанцам, воевать мне пришлось на другом море. И, конечно, не один я оценил там как бы заново школу службы, пройденную на Дальнем Востоке. Наверное, всем, кто провел тридцатые годы на неспокойных восточных рубежах страны – сухопутных или морских, – потом уже никакая степень боевой готовности не казалась слишком трудной: привычка к ней вошла в плоть и кровь. На Дальнем Востоке прочно усваивалось то, что нужно на войне. Недаром Тихоокеанский флот заслужил репутацию хорошей кузницы военных кадров. Когда понадобилось, он смог послать на запад – как бы возвращая свой «долг» старым флотам, которые помогали ему окрепнуть, – готовые к бою части, корабли с умелыми и закаленными экипажами, опытных командиров.

Не могу не сказать и о некоторых своих сослуживцах. В.А. Касатонов, командовавший в 30-е годы одной из лодок 5-й морской бригады, стал адмиралом флота, первым заместителем Главнокомандующего ВМФ. Командир другой нашей «Щуки» Н.И. Виноградов руководил боевыми действиями подводников Северного флота и закончил службу адмиралом, как и И.И. Байков – командир «малютки». Контр-адмиралами ушли в запас мои товарищи по первому дивизиону А.Т. Заостровцев и Н.С. Ивановский, инженер-контр-адмиралом – Г.В. Дробышев. Имена многих из них стали известны всей стране».

С МАРТА 1943-ГО ПО МАРТ 1944 ГОДА С.Е. Чурсин – начальник подводного плавания Северной Тихоокеанской флотилии. На этой должности ему пришлось реализовать приказ Наркома ВМФ СССР № 002 от 2 февраля 1944 г. «О замене экипажей подводных лодок СФ и ЧФ экипажами подводных лодок ТОФ». Целями такой замены были получение экипажами подводных лодок ТОФ боевого опыта и смена наиболее уставших экипажей Северного и Черноморского флотов. В связи с этим с Дальнего Востока на ЧФ убыли экипажи с командирами Н.В. Суходольским и М.И. Хомяковым на подводные лодки типа «Щука» и «Малютка».

В то время дела с деятельностью наших подводных лодок на Черном море складывались непросто. В феврале не вернулась из моря подводная лодка Л-23 (командир лодки капитан 3 ранга И.Ф. Фартушный). На борту подводной лодки находился командир бригады капитан 1 ранга А.В. Крестовский. Немцы для борьбы с советскими лодками в бухте Ак-Мечеть создали соединение судов-ловушек. Противолодочный корабль с акустикой и сильным противолодочным вооружением маскировался под транспорт и патрулировал оживленные коммуникации. Считалось, что именно с таким судном-ловушкой в боевом столкновении и погибла подводная лодка Л-23, что произошло в 16 милях от мыса Тарханкут.

Решением Наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова командиром бригады подводных лодок ЧФ был назначен тихоокеанец капитан 1 ранга С.Е. Чурсин. Так этот замечательный офицер стал черноморцем на всю оставшуюся жизнь.

В ЭТО ВРЕМЯ НА ЮЖНОМ ФЛАНГЕ гигантского советско-германского фронта ожидались исторические события. Готовилась Крымская стратегическая операция. Маршал Советского Союза А.М. Василевский писал: «Огромное военно-политическое и стратегическое значение Крыма объясняет ожесточенный характер борьбы за него на протяжении почти всей Великой Отечественной войны. Враг цеплялся за Крым до последней возможности. Владея им, гитлеровцы могли держать под постоянной угрозой все Черноморское побережье и оказывать давление на политику Румынии, Болгарии и Турции. Крым служил фашистам также плацдармом для вторжения на территорию советского Кавказа и стабилизации южного крыла всего фронта. Как известно, в ноябре 1941 года мы вынуждены были оставить большую часть Крыма. Но сражение за главную военно-морскую базу Черноморского флота Севастополь продолжалось. Верный боевым традициям Севастополь, с именем которого тесно связаны многие славные страницы исторического прошлого Родины, отрезанный врагом от суши и в значительной степени блокированный с моря, в течение восьми месяцев героически боролся с многократно превосходящими силами противника».

11 апреля 1944 г. Ставка утвердила директиву, в которой ставилась задача освобождения Крыма. Задачи Черноморскому флоту были сформулированы отдельно за подписью И. Сталина и А. Антонова.

Первым пунктом этой директивы было записано: «Систематически нарушать коммуникации противника в Черном море, а в ближайший период нарушение коммуникаций с Крымом считать главной задачей. Для действий на коммуникациях использовать подводные лодки, бомбардировочную и минно-торпедную авиацию, а на ближних коммуникациях бомбардировочно-штурмовую авиацию и торпедные катера».

Напор наших войск по освобождению Крыма оказался исключительно высоким. Немецко-фашистские войска были полностью разгромлены, а Румыния и Болгария объявили войну Германии. При этом особо отличились наши подводники, летчики, катерники.

9 сентября 1944 г. Черноморский флот был выведен из состава действующих флотов, за исключением Дунайской флотилии и отдельных авиационных частей. Последней из боевого похода утром 19 сентября 1944 г. вернулась в Батуми Щ-209 (Н. Суходольский). Боевые действия подводных лодок на Черном море в Великой Отечественной войне закончились.

ПОСЛЕВОЕННАЯ ОБСТАНОВКА на театре не была простой. Бывшие союзники начали сколачивать против СССР военные блоки. Турция была вместе с ними и занимала активную антисоветскую позицию. Черноморскому флоту требовалось поддерживать высокую боевую готовность своих сил, в кратчайший срок восстановить разрушенную инфраструктуру. Командование ВМФ планировало часть подводных лодок разместить на Дунае. Поэтому опытнейший подводник С.Е. Чурсин в 1948 году был назначен командующим Дунайской флотилией, которой командовал до 1952 года. В этом же году он убыл на учебу в Академию Генерального штаба, которую окончил с золотой медалью, и на короткое время был назначен командующим Каспийской флотилией.

В сентябре 1955 года С.Е. Чурсин был назначен начальником штаба Черноморского флота. Вице-адмирал В.А. Пархоменко, занимавший эту должность, следуя предначертаниям С.Г. Горшкова, стал командующим Черноморским флотом, освободив место для знакового подводника, имевшего военный опыт на Черноморском театре.

Черноморский флот в то время был передовым, и В.А. Пархоменко Указом Президиума Верховного Совета СССР в день своего 50-летия 29 сентября по представлению Г.К. Жукова был награжден орденом Ленина. Свидетели говорили, что С.Г. Горшков на В.А. Пархоменко имел дальнейшие виды. Как раз в этот период на флоте находился глава государства Н.С. Хрущев с некоторыми членами Политбюро, а также Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, С.Г. Горшков. На одном из совещаний руководством страны наконец было принято решение о направлениях строительства флота. Казалось бы, работать и работать по указаниям руководства страны, но 29 октября на Черноморском флоте произошла страшная катастрофа. В Севастопольской бухте перевернулся после взрыва линкор «Новороссийск». Погибло более шестисот ни в чем не повинных моряков. Такого быть не могло, чтобы штаб флота это не затронуло. Сам начальник штаба флота вице-адмирал С.Е. Чурсин находился в районе катастрофы рядом с командующим флотом.

За гибель линкора многие понесли ответственность, но руководством страны, ввиду малого пребывания в должности С.Е. Чурсина, было принято решение его с должности не смещать, и он остался на месте.

Тем временем военно-политическая обстановка в мире продолжала усложняться. 1956 год – это год кризисов, и при каждом осложнении международной обстановки Черноморский флот переводился в повышенную боевую готовность.

В октябре 1957 года С.Е. Чурсину поручили сопровождать в дальний поход в Югославию Министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К. Жукова. Это была сложная задача, но Серафим Евгеньевич решил и ее.

Пришлось осваивать и новые подводные лодки проекта А 615. Освоение проходило очень тяжело. Лодки «не пошли». Появились и первые на флоте ракетные подводные лодки. С установкой двух контейнеров на подводной лодке проекта 613 появился проект 644.

По указанию Правительства Советского Союза часть подводных лодок передали ВМС Болгарии и Албании, а затем и ВМС Китая. В эти же годы завершилось строительство самой крупной серии подводных лодок – подводных лодок проекта 613. Черноморский завод в Николаеве построил 72 единицы, 29 из них остались на Черном море.

В июле 1960 года на подводной лодке С-74 побывал Главнокомандующий ВМФ, которого С.Е. Чурсин сопровождал. По его мнению, С.Г. Горшков был такой же внимательный и въедливый и в то же время корректный и вежливый, как в свое время Н.Г. Кузнецов, которого С.Е. Чурсин сопровождал в 1944 году во время осмотра подводной лодки С-31 в Поти.

Кроме всего прочего, С.Е. Чурсин осуществлял личный контроль строительства объекта К-825 (объект противоатомной защиты 1-й категории) – штольни в скалах Балаклавской бухты (специально оборудованное убежище для средних и малых подводных лодок).

Присутствие нашего флота в Средиземном море становилось все более заметным. Поход в Средиземное море совершил крейсер «Куйбышев» с сопровождавшими его эсминцами. Но непрерывная боевая служба наших кораблей в Средиземном море началась позднее.

В 1960 году Советский Военно-Морской Флот впервые провел в Средиземном море двустороннее оперативно-тактическое учение. По плану учения действовали пять лодок 40-й бригады. Крейсер «Куйбышев», на котором был развернут запасной командный пункт Черноморского флота, в сопровождении двух эсминцев вышел из Черного моря в Средиземное под флагом первого заместителя командующего флотом вице-адмирала С.Е. Чурсина.

В это же время, с учетом постоянного пребывания в Средиземном море авианосцев ВМС США, штаб Черноморского флота сосредоточил усилия на отработке и освоении новых форм и способов борьбы с авианосными соединениями. С 1958 года на флоте началось проведение систематических мероприятий военно-научной работы и оперативной подготовки. На флотские конференции по актуальным вопросам приглашались представители многих научных организаций – не только флотских, но и других видов Вооруженных Сил. С.Е. Чурсин, один из активных участников этих конференций, выступал с конкретными предложениями по применению сил.

В МАРТЕ 1962 ГОДА ВИЦЕ-АДМИРАЛ С.Е. ЧУРСИН назначен командующим Черноморским флотом. Во время пребывания С.Е. Чурсина в должности командующего на флоте были решены очень серьезные вопросы:

– в период начала Карибского кризиса Черноморский флот полностью и с высокой эффективностью решил поставленные задачи по загрузке и отправке транспортов с воинскими подразделениями и техникой;

– в соответствии с указаниями Главнокомандующего ВМФ с 1964 года флот начал нести боевую службу в Черном и Средиземном морях;

– решение задачи обеспечения боевых действий Египта и Сирии в период «шестидневной войны» с Израилем;

– с 1967 года Черноморский флот вместе с другими флотами начал несение боевой службы в Средиземном море на постоянной основе. Боевая служба стала новым шагом в развитии советского оперативного искусства ВМФ и основной формой оперативного

– использования флота в мирное время. Увеличилась значимость материально-технического обеспечения сил боевой службы;

– освоение кораблей принципиально новых классов и типов, в основе создания которых лежали новейшие достижения науки и техники, в связи с их появлением на флоте. Возрос фактор необходимости увеличения дальности и продолжительности плавания, повышения надежности оружия, технических средств и прочности корабельных корпусов;

– значительное увеличение мероприятий по линии международного военного сотрудничества, в том числе и со странами Юго-Восточной Азии;

– совершенствование инфраструктуры флота, расширение системы базирования, построение системы обороны в целом как на театре, так и в отдельных пунктах базирования;

– совершенствование управления силами, внедрение программированного обучения в систему подготовки командиров соединений и руководящего состава флота, ввод в строй Основного командного пункта флота с современной организационной структурой, которая существует до сих пор;

– отработка документов применения сил по различным вариантам обстановки, внедрение на флоте новой системы боевых готовностей, установленных Генеральным штабом ВС СССР.

К концу 60-х годов Черноморский флот превратился во внушительную силу на Юго-Западном стратегическом направлении, с которой вынуждены были считаться Пентагон и блок НАТО при разрешении различного рода политических проблем на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Все это и еще многое другое было сделано при С.Е. Чурсине, отдавшем все силы и знания укреплению Черноморского флота.

ШЕСТЬ ЛЕТ Серафим Евгеньевич командовал Черноморским флотом. Он руководил многими учениями, наносил визиты в зарубежные страны, укреплял дружбу с моряками союзных флотов Болгарии и Румынии, руководил на флоте освоением новой техники, лично закладывал на Черноморском заводе вертолетоносец «Москва», занимался общественной работой, работал и в партийной организации. Но, как иногда в жизни бывает, случились неприятности.

Во время осмотра строящегося Командного пункта флота в присутствии Главкома ВМФ С. Горшкова С. Чурсин падает в глубокую шахту. Поломал ребра и получил сильные ушибы ног. А вскоре при поездке на автомобиле из Севастополя в Симферополь водитель не справился с управлением, и в районе Инкермана машина перевернулась. Адмирал получил травму ноги и ушибы.

В 1968 г. Серафим Евгеньевич передает Черноморский флот Виктору Сергеевичу Сысоеву и на четыре года назначается профессором-консультантом Ученого совета Военно-морской академии. Но годы и болезни брали свое, и в возрасте 67 лет 1 января 1972 г. адмирал С. Чурсин выходит в отставку. «За кормой» остался сорок один год календарной флотской службы. С 1980 г. С.Е. Чурсин – персональный пенсионер Минобороны СССР.

Высоко оценила Родина безупречную службу адмирала. Он награжден четырьмя орденами Ленина, тремя – Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного Знамени с мечами Народной Республики Болгарии, еще пятью наградами Болгарии и Румынии и многими медалями СССР.

ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СЛУЖБЫ Серафим Евгеньевич остался жить в Севастополе, занимался военно-патриотической работой, объединяя вокруг себя многих ветеранов, которые также не хотели терять связь с флотом. Посещал многие корабли и подводные лодки, особенно те, которые несли боевую службу, делился опытом своей службы.

В 1973 г. за заслуги перед трудящимися, активную общественную деятельность и большой вклад в развитие народного хозяйства и культуры города адмирал Серафим Евгеньевич Чурсин был удостоен звания «Почетный гражданин Города-Героя Севастополя».

Трудно перечислить все выборные общественные и партийные должности адмирала. Он был членом бюро Севастопольского горкома партии, Крымского обкома КПУ, членом ЦК Компартии Украины, депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета Украины, председателем Севастопольской секции ветеранов войны.

На флоте за доступность, открытость и справедливость его не зря называли Народным адмиралом.

Две недели не дожил до своих 80 лет Серафим Евгеньевич – он умер 15 декабря 1985 года. Похоронен на кладбище Коммунаров в Севастополе рядом с героическими защитниками и заслуженными жителями Севастополя. Вечная ему память!

Эту память, вне всякого сомнения, помогает хранить новая книга из цикла «Командую флотом». Она наверняка привлечет внимание не только историков флота и действующих моряков, но и севастопольцев, хранящих память о Серафиме Евгеньевиче Чурсине. Её экземпляры уже передаются ветеранам флота и действующим черноморцам, а также в библиотеки и учебные заведения, направлены они и на другие флоты. Презентация исследования об адмирале С.Е. Чурсине пройдёт и в Севастопольской Морской библиотеке им. Адмирала М.П. Лазарева.

 

Подготовил Сергей ГОРБАЧЕВ,
учёный секретарь Военно-научного общества ЧФ,
кандидат политических наук,
капитан 1 ранга запаса
 

 

ОБ АВТОРАХ

 

КАСАТОНОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ, родился в г. Владивостоке. В 1960 году окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова (с отличием), в 1972 году – Военно-морскую академию (с отличием), в 1979 году – Военную академию Генерального штаба ВС СССР. Служил на Тихоокеанском, Черноморском и Северном флотах. Совершил 15 дальних океанских походов (начиная с 1957 г.), выполнил задачи 10 боевых служб, начиная с самой первой в истории ВМФ СССР (1964 г.). Воин-интернационалист, ветеран военной службы (в Вооруженных Силах с 1956 года по н/вр.). Командующий Черноморским флотом (1991-1992), первый заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом (1992-1999). Воинское звание – адмирал. Награжден шестью боевыми орденами и более чем 30 медалями, а также иностранными государственными наградами, Почетный гражданин России, городов Полярный, Петергоф и Очаков (Николаевская область, Украина). Лауреат Международной премии Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность» (1995) и Национальной премии Русского биографического института «Человек года» (2006). Возглавлял официальные визиты кораблей ВМФ в США, Кубу, Францию, Норвегию и другие государства. Внес весомый вклад в ввод в строй и освоение авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» и целого ряда других кораблей ВМФ СССР и России. Кандидат военных наук. С 2009 года – советник начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, занимается вопросами обеспечения перспективного развития Военно-Морского Флота, реализации государственной политики в сфере военно-морской деятельности.

КАСАТОНОВ КИРИЛЛ ИГОРЕВИЧ, родился в Городе-Герое Севастополе, где окончил школу-гимназию № 1 (с серебряной медалью), в 1992 году поступил в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. В связи с принятием присяги Российской Федерации – переведен и в 1997 году окончил Высшее военно-морское командное училище имени М.В. Фрунзе (с отличием), факультет вооружения надводных кораблей, в 2002 году – Военный университет, юридический факультет (с отличием и золотой медалью). Участник парадов Победы в 1995 году – курсантом и в 2000 году – слушателем. Службу проходил на Балтийском флоте в 12-й дивизии надводных кораблей на эскадренном миноносце «Настойчивый», участник дальних походов и боевых служб. Неоднократно форсировал проливы Босфор, Дарданеллы, Гибралтар, Ла-Манш, проходил Суэцким каналом, пересекал экватор. С 2002 года – в органах военной прокуратуры на различных прокурорско-следственных должностях. Воинское звание – полковник юстиции. Ветеран военной службы. Награжден восемью ведомственными медалями, в том числе медалью Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги в увековечивании памяти погибших защитников Отечества», и нагрудным знаком Генеральной прокуратуры Российской Федерации «За верность закону». Ветеран боевых действий. Постоянный автор статей по истории ВМФ. Увлекается военно-морской фалеристикой и парусным спортом (яхтенный рулевой 3 класса, 57 яхт-клуб КЧФ, тренер – капитан 2 ранга в/о Э.М. Пугач). Женат. Жена – Валерия Юрьевна, двое детей: сын – Валерий (старший лейтенант запаса), дочь – Влада (лицеист).

Запись опубликована в рубрике ИД "Севастопольская весна", Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *