К 165-летию обороны Севастополя (1854-1855 )
«…Клянусь, что желаю и буду служить Российскому государству, куда и как назначено мне будет во время службы с полным повиновением начальству».
Из присяги рекрутов
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПАМЯТНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Северная сторона. Панайотова балка
Приказ Минкультуры России от 11.01.2016 г. №2 « О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь».
Братское кладбище воинов-евреев, павших в Крымской войне 1854-1855 годов.
Верные хранители забытого памятника
В эти сентябрьские дни отмечается историческая дата — 165-летие Крымской войны и обороны Севастополя (1854-1855). В такие юбилейные события представители национально-культурных обществ города отправлялись на Северную сторону. Здесь на территории стивидорской компании «Авлита», на берегу Панайотовой бухты, их привлекал памятник воинам-евреям, сражавшимся в составе русской армии за Севастополь.
У мощной подпорной стены предстает пятиметровый белокаменный трехгранный обелиск, окаймленный по основанию шестиугольной звездой.
За прошедшие полтора столетия, несмотря на войны, оккупацию Севастополя гитлеровцами, памятник чудом уцелел, израненный и осколками, и ударами варварских рук. Монументу грозило полное исчезновение. Но памятник, установленный здесь в 1864 году, удалось реконструировать. Среди тех, кто способствовал его возрождению, академик архитектуры Адольф Львович Шеффер. Он поделился воспоминаниями:
— Впервые посетив лет двадцать назад этот дальний уголок Морзавода, я увидел сиротливый памятник великой и кровавой обороны. В числе мемориалов Франсуа Вернета — скульптора ХIХ века, итальянца, открывшего художественную мастерскую в Одессе, возведен одним из первых в Севастополе и вошел в плеяду военных архитектурных ансамблей, посвященных Крымской войне. Благодаря заводчанам с участием генерального директора Морзавода А.А.Череватого, долгие годы оберегавших эту реликвию, сохранилась возможность в наши времена почтить светлую память служивших в российской армии еврейских солдат — героев первой обороны Севастополя.
Историю возникновения памятника открыл журналист Борис Гельман. Благодаря работе реставратора Евгения Борецкого в 2004 году этот мемориал вышел из тени забвения. Для меня лично соучастие в проектировании и реставрации этого некрополя явилось ещё одним приобщением к святому делу восстановления памятников Севастополя.
Служить Российскому государству
С первых дней войны, принимая присягу, рекруты-евреи произносили вслед за раввином над свитком Торы слово в слово по-еврейски: «Именем Всемогущего и Вечного Бога Израиля клянусь, что желаю и буду служить Российскому государству, куда и как назначено мне будет во все время службы, с полным повиновением начальству…»
В соответствии с приказом, изданным в начале Крымской войны, солдаты-евреи носили установленные религиозным обрядом значки, по которым на войне их можно было отличить среди погибших воинов и хоронить по иудейскому обряду. Назначенные старосты из солдат-евреев следили за соблюдением этого приказа.
На то, что в российской армии сражались и евреи, тогдашняя пресса не обращала внимание. На фоне противоборства военных титанов того времени несколько тысяч евреев в армейском снаряжении не влияли на ход сражений, не укладывалось в обычные рамки освещения Крымской войны как в дореволюционные так и в советские времена. И в трудах исследователей – историков не упоминались еврейские фамилии. На основе Указа императора Николая I от 27 августа 1827 г. иудеев призывали к « рекрутской повинности, от них требовали по десять новобранцев с каждой 1000 человек ежегодно». По утверждению «Еврейской энциклопедии», «для надобностей Севастопольской кампании было произведено два набора, которые дали по 30 рекрутов с 1000 лиц мужского пола.
Призванные в период 1850-1854 гг., направляемые на театр военных действий составили 16985 рекрутов. Это только из кантонистов без учета тех, кто нес солдатскую службу в войсках… Точное количество евреев, которые впервые за долгие столетия оказались в составе регулярной армии в Крымской войне не установлено.
Состав российской армии не был однородным. По строгой отчетности в Морском министерстве России можно проследить движение по нижним чинам на ЧФ по годам войны. Таблица составлена по Памятным книжкам Морского министерства, которые хранятся в Санкт- Петербурге в Российском Государственном архиве ВМФ.
Известно, что на еврейском братском кладбище упокоилось более 500 воинов-евреев. Об этом свидетельствует и установленный здесь памятник. На обелиске надписи на русском и иврите: «Памяти еврейских солдат, павших за Отечество при обороне Севастополя во время войны 1854-1855 гг.»
Всех оставшихся в живых воинов правительство наградило знаками отличия. В виде исключения даровало евреям — участникам этой кампании разрешение проживать в Севастополе. Так стали известны потомки участников первой обороны Севастополя: Зусмана, Вайнриба, Исаака Слуцкого, Якоба Штернера, Лейба Пантофеля, Давида Кацлана, Мордуха Колтуновского.
Пример бескорыстия и самоотвержения
После окончания Крымской войны получили оценку и медики за спасение раненых воинов русской армии. По ходатайству военного министра на имя императора Александра II орденом Св. Станислава III степени удостоились и группа врачей «за самоотверженную работу в госпиталях во время Крымской войны». Военный министр России Н.О. Сухозанет отмечал, что «шесть вольных частных врачей еврейского закона: отставной титулярный советник Розен и не имеющие чинов Маргулиус, Шорштейн, Бертензон, Дрей и Пинскер явили собой блистательный пример бескорыстия и самоотвержения».
Заботу о создании памятника еврейским солдатам первым проявил севастопольский купец Савелий Шмерлинг. В статье «Севастополь», опубликованной в 1861 г. в издании «Разсветъ» ─ еврейском журнале на русском языке, выходившем в Одессе, он бросил клич: «собрать деньги для благоустройства еврейского кладбища в Севастополе». Его поддержал «Разсветъ», объявив о сборе пожертвований.
Среди тех, кто внес свой вклад, были люди разных национальностей, в частности: Керченский градоначальник контр-адмирал А.П. Спицын, его брат контр-адмирал П. П.Спицын, полковник З.Н. Алтухов. Во все времена находились такие люди, которые действовали наперекор предрассудкам.
Пожертвования поступали из крупных городов и далеких мест. Конечно, Петербург и Москва, Севастополь, Одесса и Симферополь, из Томска и села Чунихина, всего 48 городов и поселков.
Одесский комитет, который возглавлял раввин Ш. Швабахер, получив разрешение Морского ведомства в июле 1864 г. на установку памятника, поручил организовать работы в Севастополе Савелию Шмерлингу.
Памятник был изготовлен в Одессе скульптором Франсуа Вернетом . Как отмечено в отчете комитета, обелиск установлен в Севастополе на склоне Панайотовой балки в октябре 1864 года при личном участии Франсуа Вернета.
Уже в наши дни этот военный монумент мог бы не удержаться на своем месте и рухнуть. Стивидорная компания «Авлита» развернула в 2003 году работы по прокладке железнодорожной ветки. Главный инвестор «Авлиты», в то время ливанский бизнесмен христианин Рафик Булос Дау, принял решение о выделении средств на реконструкцию всей мемориальной зоны и реставрацию обелиска.
С участием главы городской администрации Л.М.Жунько, ветеранов-фронтовиков, делегаций национально-культурных обществ города 29 августа 2004 г. состоялось открытие обновленного монумента воинам-евреям, павшим за Отечество при обороне Севастополя.
Выступивший тогда председатель Ассоциации национально-культурных обществ Севастополя Валерий Милодан отметил особое значение национальных памятников, которые знакомят жителей города с героями и традициями представителей разных народов, способствуют их взаимопониманию.
Его поддержал Олег Доскато, предложивший от имени Клуба любителей истории города и флота продолжить поиск потомков участников первой обороны, при возможности издать книгу об их судьбах.
— Об этом памятнике известно достаточно давно, — отметил председатель Союза журналистов Севастополя Сергей Горбачев. — Оказавшись здесь впервые, я увидел настоящий воинский монумент, достойный внимания севастопольцев. Все, кто отдал свою жизнь за наш город, заслуживают быть отмеченными на его скрижалях.
…Уже через два года после Крымской кампании газета Военного министерства России высказалась по этому поводу: «Военному ли забыть о евреях или сказать о них укорительное слово, когда в рядах русской армии есть десятки тысяч евреев, честно и верно исполняющих свой долг Государю и Отечеству, и когда твердыни многострадального Севастополя, наравне с кровию русских, обагрены также кровию еврейских солдат…».
Звучит, как завет нынешним поколениям.
В городе Севастополе над могилой 500 (по другим сведениям – 3000) павших российских воинов-евреев был сооружен памятник с надписями на русском и на иврите: «Памяти еврейских солдат, павших за Отечество при обороне Севастополя во время войны 1854-1855 гг.» Памятник находится на режимной территории Морского завода. По иронии судьбы, эти воины пали при защите города, в котором тогда было запрещено проживать их единоверцам.
Десятки еврейских имен появляются в списках убитых и раненных на страницах «Морского сборника» в период Крымской кампании 1854-1856 годов. Это солдаты и матросы, служившие на Черноморском флоте. Характерные записи : матрос Айзек Войнаровский,34 флотского экипажа, Киевской губ., местечка Млын, из евреев, в вылазке на 4 бастионе 30 ноября 1855г. ранен в правую ногу; мастеровой Мошка Гольберг, 17 рабочего экипажа, на Корниловском бастионе осколком в правое плечо, рукой владеть не будет; матрос Яков Басов, 28 портовая рота, 6 ноября на третьем бастионе ядром оторвана левая нога…
И в списках пяти томов «Морского сборника» за 1855 -1856 г.г. набралось 134 имени и фамилий, не вызывающих сомнений в их национальном происхождении.
Известный писатель Н. Чернышевский, исследуя популярный журнал за 1855 г., отметил: «Морской сборник» составляет одно из замечательных явлений литературы. Особенно почетное место занял журнал с нынешнего года, когда официальный отдел его расширился вследствие известий о подвигах и судьбах защитников Севастополя».
Рукописи наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне
Участие воинов-евреев в обороне Севастополя 1854-1855 гг. не заметили самые известные авторы, писавшие об этой памятной для России военной кампании. Тем важнее документальные свидетельства.
На выставке редких книг библиотеки «Таврика» в Симферополе выделялся четырехтомный «Сборник рукописей, представленный Его Императорскому Высочеству Государю наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (1872). В 1-м томе опубликованы воспоминания полкового адъютанта Владимирского пехотного полка поручика Н.А. Горбунова. Он писал: «Во 2-й мушкетерской роте был рядовой Белинский (иудейского закона), о котором нельзя не вспомнить. Он был хороший портной и отличный стрелок, храбро дрался на вылазках и во время нападений. Не желая перейти в Православие, он уклонялся от всех предлагаемых ему снисхождений, не желал производства поэтому в унтер-офицеры и не получил знака отличия военного ордена, который вполне и неоднократно заслужил. Словом, личность этого еврея- солдата заслуживает вдвойне похвалы – как храброго защитника, так и твердого в убеждениях человека». Подобной характеристики никогда более встречать не довелось.
Греческий батальон у Балаклавского берега
Ранним утром 26 сентября 1854 г. два британских парохода показались на виду Балаклавы. Они стали на расстоянии одной мили от берега. Городок оказался практически беззащитным. Одна рота Балаклавского греческого батальона, возвращаясь из Новороссийска, попала в плен. Вторая располагалась в Бахчисарае, третья несла службу по охране побережья от Севастополя до Феодосии.
Лишь четвертая, оказавшись на крепостной горе мортирной батареи, подняла все силы малочисленного гарнизона Балаклавы. Держали оборону 80 строевых офицеров и солдаты, 30 отставных служителей.
Командир батальона майор А. Манто потребовал к себе майора Маландраки. Высадившиеся англичане были поражены стойкостью местного войска. Пришлось вступать в рукопашный бой. Рота греческих гренадеров выступила 13 февраля 1855 г. против англо – французских войск при Сулине и под Очаковым. Волонтеры — 750 воинов приняли неравный бой. Во время второй бомбардировки Севастополя проявили храбрость корпуса флотских штурманов, награжденные за отличия в бою орденом Святой Анны.
По данным историков, в том числе известного в Севастополе П.М.Ляшука в обороне города участвовали около 3000 греческих воинов.
Примером мужества стойкости и самопожертвования стал подвиг капитана 2 ранга Констанина Попандопуло, который командовал на 3 — м бастионе в день первой бомбардировки города 5(17) октября 1854 г. и его сына, командира батареи молодого мичмана Харлампия Попандопуло(1836-1854), смертельно раненного в тот день ядром. Трогательная сцена прощания отца с сыном получила отражение в книге полковника А.М. Зайончковского « Оборона Севастополя», в кинофильме «Оборона Севастополя» режиссера А.Ханжонкова.
Сведения евпаторийского музея
В то время в российскую армию не призывали караимов, освобожденных императором Николаем I от рекрутской повинности. По материалам Евпаторийского музея истории и этнографии крымских караимов, которые предоставил председатель Севастопольского караимского общества «Фидан» Евгений Баккал, установлены 16 караимов, принявших добровольное участие в боевых действиях. В том числе: И.Аккал, А.Бабович, С.Гаммал, С. Кефели, С.Коджак, А.Фуки, М.Шапшал и др.
История Севастополя на всех этапах своего развития неразрывно связана с историческими судьбами разных народов, каждый из которых внес свой вклад, защищая город от штурма вражеских войск, восстанавливая и возрождая его к новой мирной и процветающей жизни.
Борис Гельман, заслуженный журналист Севастополя, Лауреат Севастопольского форума «Общественное признание», почетных Знаков Союза журналистов РФ «За заслуги перед профессиональным сообществом», «За верность профессии» газеты «Флаг Родины»