Куда несется кукольный «Грифон», или О том, что выбирает человек в тяжкую для Отечества годину

Вы не заметили, как из названия самого крупного музея Севастополя выпало одно ударное слово? Музей героической обороны и освобождения Севастополя стал Севастопольским военно-историческим музеем-заповедником. Вроде бы почти никакой разницы, лишь констатация расширения заповедных мест, объединенных под единым флагом. Так-то оно так, если бы упущенным не оказалось слово «героический». То, что является исторической и духовной сутью нашего города-воина, многих поколений его защитников и жителей.

Ошибка, недомыслие, некомпетентность? Дай-то Бог! Но порой такие «мелочи» свидетельствуют совсем не о безобидных тенденциях в трактовке отечественной, да и мировой истории. Особенно, когда она преподносится юным умам. Скажем, еще вчера дети фронтовиков точно знали, что уничтожение фашистского зверя – великий подвиг советского народа, а сегодня некоторые школьники скорбят о том, что умирающему нацистскому солдатику у нас так и не подали глотка воды.

Задумались? А теперь последуем в пределы Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» на премьеру грандиозного  кукольно-мультимедийного действа «Грифон», щедро расквартированного средь мировой ценности развалин.

Проект, призванный поразить умы и чувства зрителей, осуществила многосотенная творческая и техническая команда, объединенная Фондом поддержки гуманитарных наук «Моя история» во главе с Иваном Есиным. Сценарий написал митрополит Тихон (Шевкунов), реализовал его московский театр «Трикстер» в лице режиссера Вячеслава Игнатова, генерального продюсера Марии Литвиновой, их единомышленников – постановщиков, художников, хореографов, мастеров по кинетическим объектам, свету, сценическому бою. Свои возможности добавила в видеоряд московская киностудия «Мастерская». Словом, трудилось множество народа, благословленного Патриаршим советом по культуре.

И тут сразу уточняем: севастопольское Главное управление культуры к выходу в свет масштабной сценической новинки отношения не имело. Точно так же, как вы не найдете в программке представления ни одного имени севастопольских и крымских творческих коллективов или актеров, хотя опытный театрал и за масками их узнает.

Более ста исполнителей и еще три сотни специалистов задействовано в повествовании, призванном самыми современными сценическими средствами рассказать историю Древнего Херсонеса. И что касается визуальных средств выразительности, это реализовано действительно впечатляюще. Достаточно скромный зрительный зал становится «балкончиком» на огромную площадку в четыре игровых кластера, три огромных экрана, окружающее предметное и технологическое пространство, задник у которого – древние херсонесские стены. Оригинальные гигантские куклы, двигающиеся надувные декорации и объекты, сказочные костюмы! Поистине, ничего подобного Севастополь и Крым не видели.

Всё замечательно, пока не начинается повествовательный текст, который по законам стадиона ведется по трансляции, почти не завися от того, что переживают и делают на сцене актеры. А текст живёт собственной, далеко не впечатляющей жизнью. И если внимать только ушам, то вполне можно представить себя на детском кукольном утреннике, где массовики-затейники то в эмоциях, то монотонно рассказывают ребятишкам поучительную историю. О том, как один мальчик и одна девочка забрались в  музей, разбили там ценный экспонат – барельеф древнего символа Херсонеса – Грифона, но добрый дядя смотритель не только не выдал их, а повёл в глубины истории, чтобы поведать, чем же примечательна летопись этих заповедных мест.

Повторимся, визуально всё делается невероятно впечатляюще. Потрясают костюмы, играют прожекторы и световые пушки, меняются куклы, работу которых обеспечивают целые команды людей, чудеса акробатики и сценического боя показывают каскадёры, на киноэкранах плывут почти объемные миры чередующихся эпох. Сцены то полыхают «пожаром», то заливаются «штормом», парусники самокатами плывут к берегам, а величественный Грифон расправляет крылья и уносится в полёт. Какие задействованы возможности, какие потрачены средства!!!

И всё же с первых звонков, которые громогласно дублируются по-английски (неужели в санкционный Крым прибыли британские туристы?), в душу севастопольца начинают проникать некие сомнения. Скажем, почему внучата с кудельками дредов на головах подначивают деда-смотрителя тем, что он, мол, советский человек, да с такой интонацией, что зал начинает дружно хихикать. (Вспомните знаменитую фразу из легендарной повести о Настоящем человеке, герое-летчике: «Но ты же советский человек!»).

Потом оказывается, что чуть ли не главной доблестью херсонеситов была их либерально-демократическая ориентация, борьба с заговорами, отстаивание народовластия (понятно,  касательно только свободных граждан). Потом зрителю являют князя Владимира как язычника, то есть бандита и насильника (естественно, до крещения). Из чего юному зрителю легко сделать вывод, что до этого момента у нас вообще не было никакой цивилизации, как и утверждает Запад: Русь, мол, вышла исключительно из злодеев и варваров. Потом на сцене появляются великолепный, блистательный в своих уборах Шагин-Гирей и какой-то марионеточно-меленький полководец Суворов, которые рука об руку спасают Крым от работорговли. Слава Богу, что наши севастопольские ребята еще со школы знают, что великий Суворов и флотоводцы Ушаков, Лазарев, Нахимов били турок так, что от них только пух и перья летели, и Крым был сдан России из страха перед её силой, а не от благих намерений освободить несчастных узников.

Увы, ни слова о том, какую роль в зарождении, укреплении и развитии Севастополя и Крыма сыграл Черноморский флот, «Грифон» не говорит (хотя бы про эскадру Федота Клокачева вспомнили!). Вскользь называется лишь Екатерина (хотя, согласитесь, она покруче того же Гирея). Печально уходят в морскую бездну лишь парусники – будем надеяться, как символ Затопленных кораблей, закрывших собой от врага главную морскую крепость юга России.

Сама же Крымская война окрашена в какие-то странные белесые краски. Наша легендарная, героическая, мужественная Даша Севастопольская оказывается «местной сумасшедшей», потерявшей от горя рассудок и двинувшей на фронт подавать последний глоточек воды умирающим, причем и тем, кто защищал родную землю, и тем, кто пришел её уничтожить. По крайней мере, милосердие к французскому оккупанту показано очень выразительно.

В итоге мы долетаем на крылатом льве до периода Великой Отечественной войны и последних, самых трагических страниц героической обороны Севастополя. На мысе Херсонес (что совсем не территория Херсонеса Таврического) держат последнюю оборону советские солдаты и граждане города. Они брошены командованием, у них закончились боеприпасы, они страдают от голода и жажды. Но все они, включая детей, сражаются, а не ждут часа смерти. Такое свойство у нашей земли и наших людей. Именно поэтому даже захватившие развалины Севастополя враги считали его непобежденным, каковым он и вошел в мировую историю.

Это и есть главный моральный и духовный выбор наших граждан. Не о милосердии речь. О самопожертвовании, отваге и мужестве! Сражаться во имя Отечества, начертав на знамени: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!», а уже потом думать о щедрости сердца, позволяющего простить даже самые страшные преступления. Простить, но не забыть! Сознание этого всегда обостряется в севастопольцах в решающие для Отчизны моменты. Потому и побеждает наша Русская весна, побеждает, несмотря на всеобъемлющую любовь к сирым и убогим по любую сторону баррикад.

Частности? Мелочи? Нюансы, которые можно поправить? Хочется верить. Задумывалось ведь как лучше (что вполне подтверждает «либретто» шоу, к подготовке которого, наверное, все-таки приложили руку профессиональные историки). А получилось, что получилось…

Но курортник билеты, несомненно, раскупит, причём в ажиотаже. Интрига ведь создана, ни в одной кассе вам не скажут ни о программе, ни о времени представления, пошлют в Интернет. А там – море восхищенных отзывов.

И как-то тревожно от этого на душе. Особенно, если знаешь, что «Трикстер» (смотри название театра, осуществившего постановку) по-английски – обманщик, ловкач, а по толковому словарю – нечто бессознательное в мифологии, фольклоре, религии, «демонически-комический» дублёр культурного героя.

Так куда держит курс «Грифон» такого вот авторского разлива?

Наталия МИКИРТУМОВА, засуженный журналист Крыма, член экспертного совета высшей театральной премии Крыма «Золотой Грифон»

 

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Куда несется кукольный «Грифон», или О том, что выбирает человек в тяжкую для Отечества годину

  1. Ольга говорит:

    Согласная с каждым словом. Я тоже «огрифонилась» , позавчера. Масса вопросов к создателям этого шоу. А ведь на него пошло множество родителей с детьми! Многие диалоги показались затянутыми, излишне многоречивыми. А вот то, что надо было обязательно показать — святого праведного воина Федора Ушакова, наших адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова , Истомина, разгром фашистких полчищ и Великую Победу — не показали. Матроса Кошку — и то не показали. Заигрываем перед французами? Немцами? Толерантничаем? А ведь говорить ПРАВДУ — это легко и приятно! В детстве я смотрела детские спектакли во Дворце культуры рыбаков. На несколько порядков выше они были по восприятию, хотя и несоизмеримо беднее по затратам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *