О ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ СЕВАСТОПОЛЯ

В нашем городе-крепости здравый смысл не имеет своей цитадели и рассеян втуне. Потому и многие городские традиции и явления носят характер замкнутый, локальный. Это прежде всего касается того пространства, которое называют информационным и которое в Севастополе пребывает в неприступной самоуверенности, не нарушаемой сравнением себя с остальными.

Цель статьи – найти причину сего севастопольского феномена и далее – либо принять её как данность и успокоиться, либо изменить, потому что в глобальной войне смыслов мы заранее проигрываем. Проигрываем потому, что нас нет. Не оттого, что это не наша война или нас не позвали. Просто нам нечего предъявить, потому что у нас нет своих смыслов, потому что нет их носителей, как нет и тех, кто эти смыслы может предъявить достаточно веско.

В самом общем своём определении, информация есть достаточное представление о чём-либо. В отличие от своего непосредственного восприятия с помощью органов чувств, информацию мы получаем опосредованно и обычно в уже готовом виде.

Семантически информация – это смысловое содержание конкретной формы.

Часто ли нам приходится получать информацию, соответствующую своему определению?

Производят ли её так называемые средства массовой информации?

Что означает сам термин «массовая информация» – множество продукта, продукт для всех?

Ответы, на мой взгляд, крайне важны нам потому, что информация является наиважнейшим общим условием социальной жизни, как воздух и вода для жизни биологической.

Важно также понимать и обратное: информацией не являются форма без содержания и содержание без формы. Это может быть плод напряжённой системной работы ума, то, что в философии называется ноуменом. Но это вряд ли. Скорее всего, мы имеем дело с измышлением, то есть враньём, и это устойчивое, даже привычное, явление имеет и свои устойчивые термины: стёб, фейк, симулякр…

Лицемерие как новая этика

Последние события в севастопольском информационном пространстве показывают не только нежелание, но и неспособность его участников к самоорганизации, а также к достижению к той цельности восприятия, что является конечной целью информации, Истиной.

Системными (взаимосвязанными) причинами этого явления, пожалуй, всегда были:

– конфликтность, восприятие любого явления через конфликт;

– ангажированность, обслуживание чьих-то интересов;

– отсутствие целеполагания, повседневная повестка вместо цели;

– доступно низкий уровень подачи и полемики.

Традиционный севастопольский признак: стороны не складывают свою точку зрения воедино, а настаивают на своём, обвиняя друг друга. То же продолжается и в комментариях читателей.

Кто же виноват в этой уже привычной медийной севастопольской традиции?

Оператором информации является журналист. Этический кодекс журналиста в десяти своих пунктах-заповедях ясно запрещает всё вышеперечисленное. Намеренная ложь, кривда, лукавство, неправда – это дисквалификация журналиста. Так отчего же всё это продолжает быть в нашем информационном поле?

Причин этому несколько, в том числе уникальных в своей севастопольской ментальности, рефлексивной, конфронтивно-вытесняющей, крепостной по своей сути, в основе которой, на мой взгляд, лежат три устойчивые жизненные установки:

1.    «Нафига?» или «Да кому всё это нужно?»

Это означает потерю самого смысла журналистики или даже его изначальное отсутствие. Причина чего, скорее всего, в том, что в Севастополе нет профессиональных журналистских традиций (школы), их место заняло самообразование, назначив себе свои собственные приоритеты.

Сегодня это явление выражено в почти полном отсутствии общей цели не только у города, но и у страны в целом (так называемая концептуальная недостаточность), что изначально, заранее разъединяет производителя и потребителя информации. Такая установка в пределе не создаёт информационных поводов вовсе. Действительно: а зачем они, событий хватает!

Напомню, информацию следует понимать как цельное самодостаточное восприятие, а не кем-то зачем-то интерпретированный факт.

Неизбежное следствие этой установки – калейдоскопическое восприятие самого журналиста, его полная зависимость от «майнстрима», «ведущих информационных потоков», его ангажированность, а также превращение журналистики в репортажное ремесло, а информации – в облако разрозненных условно достоверных данных.

2.    «А судьи кто?» или «Все так делают! Почему им можно, а нам нельзя?»

Это ментальный показатель врождённой несамодостаточности севастопольской журналистики. Причина, пожалуй, та же – в отсутствии профессионализма и, как следствие, опыта, а главное – профессионального достоинства, опирающегося на них.

Неизбежные следствия – поглощения трансрегиональными сетями, о чём совсем недавно предупреждала нас ведущая Пятого канала санкт-петербургского телевидения Ника Стрижак.

3.    «А что делать?» или «Жить-то как-то надо!», «Кто платит, тот и заказывает…»

Ещё один неизбежный признак врождённого непрофессионализма.

Ведь журналист – это не обыватель, а гражданин на добровольной службе обществу.

Неизбежное следствие такой установки – уничижение профессии, переход на подённую работу, причём по самому низкому тарифу, дисквалификация.

Так что же делать?

Что делать амбициозной провинции, которой по сути является Севастополь, чтобы не только обеспечить себя правдивой и полной информацией о самом себе и окружающем мире, но и вернуть достойное самовосприятие?

Лучше всего, на мой взгляд, на этот вопрос ответил урбанист и социальный инженер Стас Мурунов: «Городские медиа сегодня нуждаются в новом кодексе, потому что если раньше они были трансляторами, то теперь должны стать субъектами, потому что субъектов не хватает. И кто-то ведь должен людей знакомить, вдохновлять? Для начала я бы запланировал медиафорум, причем в прикладном ключе. Иначе медиа так и останутся каждый в своем поле.»

В севастопольской практике традиционно отсутствуют профессиональные обсуждения, когда журналист-ведущий ведёт только дискуссию, а не тему дискуссии.

Полагаю, что журналистскому сообществу, в частности Союзу, стоит ввести в свою практику круглые столы (не ток-шоу!), темой которых станет суть Севастополя, а не «события недели».

На мой взгляд, о чём бы ни шла речь, стоит обсуждать лишь две темы:

1. Что такое Севастополь или Севастополь как объект управления.

2. Кто мы и зачем или севастопольцы как субъект управления.

И ещё несколько надо:

1. Надо создать своё собственное, вполне самодостаточное информационное пространство. Пространство, не ограниченное самодовлеющей (и оттого самодовольной) севастопольской ментальностью, пространство, имеющее свои собственные смыслы, не пряча и не выставляя их в качестве предмета особой гордости. То есть стать субъектом и личностью. Для того, чтобы этим стать, необходимо сформулировать себя как есть.

2. Надо научиться различать. Прежде всего своё и не своё, что непросто для севастопольцев в силу разноплановости целей и ценностей. Самый простой и эффективный путь: сформулировать приоритеты, различая безусловные и условные, и построить на этом систему собственного, севастопольского отношения ко всему, начиная с отношения к себе самим.

Большее или меньшее различение предполагает большую или меньшую способность понимать и, следовательно, управлять. Самоуправление – вот главная цель.

3. Надо очертить круг, где информация будет проверяться на истинность-ложность и на соответствие севастопольским приоритетам – своё-чужое. Повторяя мантру о своей неприступности для врагов, мы, одновременно, наблюдаем их и внутри, и снаружи себя самих.

4. Надо сформулировать Концепцию Севастополя, его цели, миссию, его идеалы, определяющие приоритеты и информационные потоки внутри единого информационного поля Севастополя – СВОЕГО смыслового поля, СВОИХ жизненных интересов.

Это делание уже происходит в недрах Севастополя. Происходит пока спонтанно, в отличие от наших давно организованных в систему «сильных» и «исполнительных» оппонентов, тех, которым не нужны ни наше самоуправление, ни наше единство, ни, тем более, Истина.

Настало время осознанной повестки дня.

Своей собственной повестки.

 

Игорь Александрович ЖИДКОВ
СЕВАСТОПОЛЬ
2 июля 2019 г.
для Сергея Павловича ГОРБАЧЁВА
Запись опубликована в рубрике Новости, Пресс-кафе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *