Лазарь Лагин: Хоттабыч из черноморцев

Прежде чем написать статью о Лазаре Иосифовиче Лагине, мне пришлось в библиотеках города внимательно просмотреть все издания книг автора, имеющуюся литературу о нём и, конечно, обширную информацию в Интернете. Могу смело назвать статью расширенным дайджестом о жизни и творчестве выдающегося российского писателя Л.И. Лагина.

Имя Л.И. Лагина стоит в одном ряду журналистов Севастополя.

В декабре 2019 года исполнится 116 лет со дня рождения Л.И. Лагина.

 

Детство и юность писателя

Лазарь Иосифович Гинзбург родился 21 ноября (4 декабря) 1903 года в небольшом городе Витебске (Российская империя, ныне Беларусь), в еврейской семье. Лазарь был первым из пятерых детей Иосифа Файвелевича и Ханы Лазаревны Гинзбург. Отец гонял плоты по Западной Двине (Даугава) и небольшим речкам, впадавшим в нее.

В 1904 году семья переехала в Минск, где отец открыл скобяную лавку. В четыре года Лазаря определили в хедер (начальная еврейская школа), затем он обучался в двухгодичном Высшем начальном училище (начальная школа с высоким качеством образования).

Лазарь — учащийся Хедера в Минске. 1908 г.

Гинзбург Иосиф Файвелевич и Хана Лазаревна. 1937 г.

Когда Лазарю исполнилось 10 лет, началась Первая мировая война (1914 г.), а через три года произошла Октябрьская социалистическая революция в России (1917 г.). Эти грандиозные исторические события, несомненно, повлияли на формирование личности будущего писателя.

В 1919 году Лазарь окончил среднюю школу, получил аттестат зрелости и в 16 лет ушёл добровольцем на Гражданскую войну. Лазарь сразу принял советскую власть, верил в идеалы социализма, в справедливость.

Лазарь — солдат РККА. 1919 г.

В 17 лет он вступил в РКП(б), работал библиотечным инструктором центра печати Западного фронта, инструктором агитпропа ЦБ КП Белоруссии, секретарём управления при Совнаркоме БССР. С энтузиазмом принимал участие в организации комсомола Белоруссии, руководил еврейским бюро белорусского комсомола. Он участвовал в хлебозаготовительных рейдах в Крыму, Москве, Тамбове, Воронеже. Время в стране было сложное, голодное, разруха и неустроенность быта привели к тому, что Лазарь заболел туберкулёзом. Отец выхлопотал путёвку в санаторий «Подсолнечное» Московской области и в течение зимы 1920–1921 гг. Лазарь лечился в этом санатории.

Тяга к знаниям и совершенствованию привела юношу на отделение вокала Минской консерватории, ведь Лазарь обладал красивым бархатным баритоном, любил петь старинные романсы. Но вскоре он понял, что это не его дело, теоретические дисциплины его не увлекли. И он покидает консерваторию. К тому же начались еврейские погромы, и семья в 1924 году переехала в Москву.

В Москве отец Лазаря, чтобы содержать семью, в 1925 году окончил школу подготовки типографских рабочих при Центроиздате. Его приняли наборщиком в типографию газеты «Известия».

Лазарь в 1924–1925 гг. учился в Институте народного хозяйства имени Карла Маркса (в дальнейшем имени Г.В. Плеханова) на отделении политэкономии.

Лазарь — студент. 1930 г.

После окончания института он вновь вступил в ряды Красной Армии, служил красноармейцем Симферопольской полковой школы, затем был политруком роты Краснознамённого 27-го полка 9-й Донской дивизии в Ростове-на-Дону. Здесь в 1926 году он встретился с Владимиром Маяковским, который приезжал читать свои стихи красноармейцам. Лазарь показал поэту свои стихи и получил одобрение, а стихотворение «Отделком» из поэмы «Ночь в контрразведке» (1922 г.) Маяковский на следующий день уже пересказывал наизусть в другом полку. Дружба писателя и поэта продолжалась до самой смерти В.В. Маяковского. После Великой Отечественной войны Л.И. Лагин написал цикл автобиографических рассказов «Жизнь тому назад», в одном из которых он вспоминает о встречах с великим советским поэтом, о влиянии Маяковского на его творчество.

В 1930–1933 гг. Лагин обучался в аспирантуре Института красной профессуры (ИКП), который был создан как специальное высшее учебное заведение ЦК ВКП(б) для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах. Окончив аспирантуру и получив степень кандидата экономических наук, Л.И. Лагин написал ряд брошюр на экономические темы.

 

Начало литературного творчества

В 1922 году Лазарь был одним из создателей белорусской комсомольской газеты «Красная смена», в дальнейшем – «Чырвоная змена». Именно в этой газете молодой рабкор и поэт Лазарь Гинзбург публикует первые стихотворения и заметки на злобу дня.

В Москве Лазарь одновременно с обучением в Институте народного хозяйства имени Карла Маркса посещал литературную студию Валерия Брюсова. Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, прозаик, журналист, драматург, переводчик, литературовед и литературный критик. Один из основоположников русского символизма. Организатор и ректор Высшего литературно-художественного института. В студии Лазарь познакомился с литераторами Москвы, осваивал теорию и практику литературного творчества. Здесь он встретился с Владимиром Маяковским. Позднее Лагин рассказывал:

«Впервые я увидел Маяковского и разговаривал с ним, точнее – задал ему несколько вопросов, в Центральной литературной студии ЛИТО (то есть Литературного отдела) Наркомпроса. Была такая студия в тысяча девятьсот двадцатом – двадцать первом учебном году: первая попытка молодого Советского государства наладить организованную подготовку литераторов. Создана она была, как и сам ЛИТО, попечением Валерия Яковлевича Брюсова».

Лазарь полностью окунулся в журналистскую и писательскую работу. С 1930 года он работал в газете «За индустриализацию», а в 1933 году был принят заместителем заведующего экономическим отделом газеты «Правда». С 1934 года он – заместитель главного редактора журнала «Крокодил» Михаила Ефимовича Кольцова и до последних дней жизни – корреспондент журнала. На страницах «Крокодила» постоянно печатались его фельетоны, стихи, басни. Первые сатирические повести из цикла «Обидные сказки», которые он начал ещё в 1924 году и продолжал до конца жизни, появились в журнале «Крокодил».

Его публикации появляются уже под псевдонимом «ЛАГИН», который состоит из первых слогов имени ЛАзарь и фамилии ГИНзбург. В 1941–1942 гг. в сатирическом отделе «Рында» газеты «Красный черноморец» некоторые басни и зарисовки подписаны псевдонимом «ЛАГ», а в 1956 году псевдоним вписали во все официальные документы писателя, и он стал уже фамилией Лазаря Иосифовича и его дочери Натальи.

В 1934–1935 годах Лагин публикует памфлеты «Эликсир Сатаны», «Происшествие в Нескучном саду», а в «Библиотеке «Крокодила» выходит первый сатирический сборник «153 самоубийцы».

И уже в 1936 году Л.И. Лагина приняли с Союз писателей СССР. В 1937 году появляется рассказ о предвидении будущей войны «Без вести пропавший».

Л.И. Лагин. 1938 г.

Происходят перемены и в личной жизни писателя. Лазарь Лагин женился на одной из самых красивых женщин Москвы – Татьяне Васильевой. Она работала секретарём в журнале «Крокодил», её постоянно приглашали сниматься в кино. Она была похожа на звезду советского кино Любовь Орлову и даже дублировала актрису на крупных планах в фильме «Весна». 3 декабря 1941 года у Лагиных родилась дочь Наташа.

Забегая вперёд, следует отметить, что в 1946 году жена Татьяна, фотограф и фоторедактор, ушла от Л.И. Лагина и он больше не женился. В раннем детстве Наташа почти не видела папу – он был на фронте, в командировках. Семейная жизнь не задалась, брак распался, и дочь жила то у матери, то у отца. В 15 лет Наташа окончательно переехала к отцу и была для него другом и помощником. Получив хорошее образование, Наталья Лазаревна стала музыкальным критиком и писателем.

В 30-е годы в стране начались репрессии. После расправы над главным редактором журнала «Крокодил» Михаилом Ефимовичем Кольцовым (арестован в декабре 1938 г., расстрелян в 1940 г., реабилитирован в 1954 г.) Лагин мог стать следующей жертвой. Председатель Союза писателей СССР Александр Фадеев отправил в декабре 1938 года корреспондента Лагина и художника-карикатуриста Бориса Ефимова в творческую командировку на приполярный остров Шпицберген, где они пробыли 2 года.

Дочь Наталья вспоминает:

«Ему тогда очень помог Фадеев, которого он в своё время «открыл» с романом «Разгром». Когда всё началось, папу вместе с братом Кольцова, художником Борисом Ефимовым, отправили в долгую экспедицию на Шпицберген. Они путешествовали на ледоколе, а в это время, мама рассказывала, к нам приходили каждый день с ордером на арест. Но ордер был действителен только в течение суток, а папу нигде не могли найти… Он вернулся, когда поутихло».

Там, в Арктике, Лагин закончил свою знаменитую повесть-сказку «Старик Хоттабыч», начатую ещё в 1936 году. Сюжет повести ему подсказала его любимая книга арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Главы «Старика Хоттабыча» печатались с октября 1938 года в журнале «Пионер», затем в газете «Пионерская правда». Отдельной книжкой повесть-сказка вышла в 1940 году в Детиздате. С тех пор книга «Старик Хоттабыч» стала одной из самых популярных не только в России, но и во многих странах. Книга переиздавалась многократно, переведена на многие языки мира.

 

Великая Отечественная война

 «Не раз наша русская

Грозная сила

Врагов всех мастей

Беспощадно разила.

И в этом жестоком,

Горячем бою

Мы снова покажем

Отвагу свою.

Прикладом, штыками,

Смертельным огнём

С земли нашей

Подлых фашистов сметём»

Афанасий Красовский, корреспондент газеты «Красный черноморец», 1942 г.

С первых дней войны писатели, поэты, журналисты, военные корреспонденты, актёры, художники, фоторепортёры стали активными участниками в борьбе с врагом. Их творческий труд укреплял моральный дух армии, флота, мирных жителей страны, давал уверенность в неизбежной победе над фашистской Германией.

Особую роль с началом Великой Отечественной войны играла военная периодическая печать. В основу работы легли: Директивы СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г.; Директивы Главного управления политической пропаганды РККА от 23 июня 1941 г. «О содержании фронтовой, армейской и дивизионной печати», «О работе армейской, окружной и дивизионной печати в связи с призывом в армию»; Директива Главного управления политической пропаганды ВМФ от 22 июня 1941 г. «Об организации партийно-политической работы на флоте в условиях войны». Руководством стали Положения: «О работе фронтовых корреспондентов на фронте», «О работе на фронтах специальных корреспондентов центральных газет и ТАСС».

Севастополь. 1941 г.

В первые месяцы войны в Севастополь, главную базу Черноморского флота, приехали известные писатели, поэты, военные журналисты, фотокорреспонденты. Они пополнили коллективы редакций газет: «Красный Крым» (в ноябре 1941 г. редакция прибыла из Симферополя), «Маяк Коммуны» (с 1945 г. «Слава Севастополя»), «Красный черноморец» (с 1947 г. «Флаг Родины», орган Черноморского флота), «За Родину!» (орган Приморской армии). Перед коллективами севастопольских газет ставилась задача правдиво и своевременно освещать события в Крыму и Севастополе, рассказывать о героическом сопротивлении врагу. Фронтовые корреспонденты доставляли в редакции газет сообщения с переднего края обороны, с кораблей, из авиационных частей, с береговой артиллерии. Свои снимки приносили фотокорреспонденты. Ежедневно на страницах газет публиковались сводки с фронта, статьи, советы молодым бойцам, раскрывались замыслы и цели Гитлера и его окружения. В каждый номер газет корреспонденты давали очерки, статьи о беспримерном мужестве защитников Севастополя, о партизанах Крыма, о помощи жителей города Красной армии и флоту. Материалы корреспондентов передавались из Москвы в сводках «Совинформбюро».

Особым успехом у военнослужащих и мирного населения пользовался в газете «Красный черноморец» отдел юмора и сатиры «Рында». С 1939 года в этом разделе работали репортёры Андрей Сальников, Пётр Афонин, Ян Яшин, Александр Баковиков, Афанасий Красовский, Дмитрий Рымарев. В июле-октябре 1941 года редакцию пополнили писатели Георгий Гайдовский, Пётр Гаврилов, Александр Жаров, Василий Ряховский, Игнат Ивич, Август Явич, Лазарь Лагин, поэт Лев Длигач и художники-карикатуристы Леонид Сойфертис, Константин Дорохов, Фёдор Решетников.

Лучшие материалы отдела сатиры и юмора передавались по Всесоюзному радио, а в 1942 году редакция газеты выпустила первый сборник сатирических публикаций «Рында».

 

Лазарь Лагин в обороне Одессы, Керчи, Севастополя, Новороссийска

 В июне 1941 года майора Л.И. Лагина призвали в армию и командировали в политуправление Черноморского флота, в составе Дунайской Краснознамённой военной флотилии. Войну он начал в должности военного корреспондента редакций газет «Правда» и «Красная звезда», принимал участие в обороне Одессы, Керчи, Севастополя, Новороссийска. Родители и родственники Лагина эвакуировались из Москвы в Верхнеуральск Челябинской области.

Первые месяцы войны Лагин принимал участие в обороне Одессы. Свои репортажи, сатирические стихи и полные юмора рассказы и сказки о немецких и румынских солдатах он публиковал в отделе сатиры и юмора «Прямой наводкой» многотиражной газеты Дунайской флотилии. Материалы Лагина и его боевых товарищей также помещались в «Красном черноморце». Например, стихи Лагина про румынских солдат «Счастье по-румынски», «Обещанного три года ждут»:

 … «Заливал2 фашист солдатам,

Назначаю точно дату:

В десять дней берём Россию,

Армию её рассеем,

А отпраздновав победу,

Будем в Лондоне обедать.

Что же вышло? Нет побед.

И обеда тоже нет.

В ожидании обеда,

В ожидании победы

Не обедают поныне

Ни на фронте, ни в Берлине.

 

Большой популярностью у краснофлотцев пользовались басни Лагина «Геббельс на небесах», «Прохожий и бандит». В басне «Торгашеску и сыновья» Лагин помещает для румынских солдат объявление:

«Отправляясь на русский фронт, не забудь заказать изящный и гигиенический гроб. Господам офицерам гробы доставляются на дом. С почтением, похоронное бюро «Румынская доля». 

 В октябре 1941 года Л.И. Лагин в составе Отдельной Приморской армии под командованием генерала Ивана Ефимовича Петрова прибыл в Севастополь. Приморская армия принимала участие в защите осаждённой Одессы, затем была эвакуирована на Крымский полуостров для защиты Севастополя.

Для своей журналистской работы Лагин выбрал отдел юмора и сатиры «Рында» газеты «Красный черноморец», редактором которой был бригадный комиссар Павел Ильич Мусьяков.

Коллектив газеты «Красный черноморец» работал днём и ночью, чтобы свежие номера газеты вовремя попадали на передовую. Надо отметить, что условия работы в редакции были тяжёлыми: лучшее оборудование вывезено на Кавказ, часто отключалось электричество, останавливались линотипы, лопались лампы в радиоприёмниках, в зимнее время не было отопления, окна разбиты и заклеены бумагой. Наборщики и корреспонденты печатали газету вручную, по очереди крутили большую печатную машину.

Понять неиссякаемую сатирическую фантазию майора Лагина можно по одному эпизоду. Когда немецкая армия 28 сентября 1941 года подошла к Перекопу, Лагин составил «Санаторно-курортную справку для господ генералов, офицеров, унтер-офицеров и нижних чинов германской армии»:

«Крым – место курортное… и подступы к Крыму обладают незаурядными лечебными свойствами. Это особенно ценно для германской армии, испытывающей серьёзную нехватку в лекарствах и врачебном персонале.

Перекоп прекрасно помогает:

а) От головной боли. Стоит только показаться в зоне советского обстрела – и головную боль как рукой снимет (вместе с головой)».

Затем в таком же духе составлены рецепты от суставного ревматизма, подагры, от болезней сердечно-сосудистой и нервной системы:

 «Наиболее действенные лечебные процедуры, предлагаемые советскими бойцами фашистским бандитам:

1.Ванны: а) Холодная; б) Грязевая (Сивашская).

  1. Уколы (штыковые).
  2. Горячие припарки (артиллерийские).
  3. Свинцовые примочки из первоклассных советских пуль.
  4. Массаж прикладом; массаж шрапнельный.
  5. Души: а) Пулемётный душ Жарко; б) Восходящий и нисходящий пулемётный душ (работают квалифицированные советские лётчики);
  6. в) Душ пулемётный веерный; г) Душ кольцевой, окружающий».

Или ещё один куплет Лагина:

 На гористом на обрыве

Дети кликали отца:

«Тятя, в Керченском проливе

Тонут фрицы без конца!».

«Пусть сдыхают бесенята, –

Отвечал сынам отец, –

Это правильно, ребята,

Что приходит им конец».

В газете «Красный черноморец» Лагин с октября 1941 года постоянно публикует свои материалы, прежде всего первую военную сказку «Шёл трепач», затем «Испекла бабка пирог», «Страхи-ужасы» и полюбившуюся краснофлотцам сказку «Чудо-бабка и волшебное зеркальце». В этой сказке события проходили за Мекензиевыми горами и героями были разведчик Ваня Чиркин и командир батареи капитана Александера. А крымские похождения немецкого барона фон Фанфарона закончились под огнём советского самолёта. Сказка печаталась в нескольких номерах газеты, и продолжения все ждали с нетерпением.

Для поднятия патриотического настроения у защитников города в газете печатались стихи и песни о Родине, о Москве, о Севастополе. 14 декабря 1941 года Лагин публикует стихотворение «Тебе отвечаем, родная Москва!». Вот, например, отрывок из стихотворения:

 Но мы, защищая родной Севастополь,

Дерёмся, как нам говорит Москва.

И каждой атакой,

И выстрелом каждым

По подлым собакам,

По полчищам вражьим,

И каждым ударом штыка по пехоте,

И каждою очередью пулемёта –

Чтоб вражеской кровью чернела трава,

Тебе отвечаем, родная Москва!

 Когда немецкие войска были уже на подступах к Севастополю и шли ожесточённые бои, слова писателей и корреспондентов поднимали боевой дух и патриотизм у защитников города. Леонид Соболев, Сергей Алымов, Лазарь Лагин, Пётр Гаврилов, Евгений Петров, Василь Кучер приходили в Центральную городскую библиотеку, в Морскую библиотеку, в Дом Военно-Морского Флота для встреч с читателями, часто выезжали на боевые позиции, чтобы поддержать солдат и матросов.

Лагинские очерки, сатирические басни, рассказы, фельетоны, подписи под карикатурами художников «Рынды» тоже помогали воевать с врагом. В часы затишья Лагин выступал перед бойцами и офицерами по политическим и военным вопросам, читал им свои произведения. После одной из встреч с пограничниками в Балаклаве он и художник Сойфертис на Генуэзской башне сделали большими буквами надпись: «С миру по нитке – Гитлеру петля!» (1942 г.).

Друг Лагина поэт Афанасий Красовский так отзывался о нём:

 «Лагин? Это, брат, сила-мужик. Я, тогда ещё молоденький морячок-корреспондент, глядел на него, как на Бога. Он же был автором волшебной повести, которую читали в окопах Севастополя! И когда он появлялся на огневых позициях, ему вслед неслось: «Смотрите, Хоттабыч идёт!».

Со страниц газеты защитников города поддерживала родная Москва и вся страна, об этом П.И. Мусьяков писал:

 «Большая земля! Тысячи зримых и незримых нитей связывают Севастополь с Большой землёй. Мысли, чувства, сердца севастопольцев и мысли, чувства, сердца народов Большой земли сливаются воедино. И нет,

не существует такой силы, которая могла бы разрубить, разорвать эту могущественную связь Большой земли с её смелым сыном – Севастополем».

В 1942 году Лагин написал повесть «Трое уходят в море», которая публиковалась в нескольких номерах газеты «Красный черноморец». Сразу два издательства – Военмориздат и Воениздат – в 1946 году выпустили повесть отдельной книгой под названием «Броненосец «Анюта». Книга повествует о последних днях обороны Севастополя, когда наши войска с боями отступали на мыс Фиолент, к 35-й бронебашенной береговой батарее. Три товарища, три черноморца: Степан Вернивечер с крейсера «Червона Украина», Никифор Аклеев с эсминца «Быстрый» и Василий Кутовой, шахтёр из запаса – одни из последних защитников Севастополя, держали оборону на мысе Фиолент, и с каким трудом им удалось выжить. На обнаруженном катерке-лимузине «Анюта» умер от ран неизвестный флотский старшина, и друзья похоронили его в море. Краснофлотец Аклеев произнёс речь:

Дорогие товарищи севастопольцы! Мы сейчас будем хоронить нашего боевого товарища, геройского защитника нашей Главной базы. Он до последней минуты своей жизни не сдавался подлому врагу.

Его краснофлотская книжка пробита осколком и до того кровью залита, что нет возможности разобрать его фамилию, имя, отчество, а также, с какой он бригады. Дело военное… Но мы обещаем тебе, дорогой наш товарищ, что мы жестоко отомстим за твою молодую жизнь и за наш любимый город Севастополь. И ещё мы обещаем вспомнить тебя, когда снова вернёмся в нашу Главную базу. Прощай, дорогой товарищ черноморец!».

Вот такими словами Лагин поднимал дух и вселял надежду у защитников Севастополя на победу над врагом. В повести он пронзительно описал мечту тяжелораненого Степана Вернивечера:

 «Вернивечеру очень не хотелось умирать… Ему ещё очень многого хотелось. Ему ещё нужно было бить немцев до полной победы; жениться на Мусе; пожать руку Сталину; поступить в вуз; написать книгу воспоминаний об обороне Севастополя и обязательно такую, чтобы заткнуть за пояс всех писателей; прогуляться по побеждённому Берлину; побывать в Москве и Америке; присутствовать на казни Гитлера; играть правого бека в сборной СССР; изобрести снайперский портативный пулемёт с оптическим прицелом; повидаться с матерью и братишкой, оставшимися в Ростове-на-Дону, где до войны он работал шофёром».

А по существу, – это была мечта многих краснофлотцев да и самого майора Л.И. Лагина.

В середине июня 1942 года редакция «Красного черноморца» была эвакуирована и переправлена на Кавказ. Вместе с ней покинул Севастополь и Лагин.

Он принимал участие в Новороссийском десанте 1943 года, в боях за Николаев, ходил в морских конвоях. Почти каждый его очерк заканчивался словами «геройски погиб», «геройски погибла». Он опубликовал очерки о героях Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за Родину: о командире батальона морской пехоты Герое Советского Союза Константине Ольшанском, о медицинской сестре из Новороссийска Евгении Хохловой.

Фашисты ещё разгуливали в разрушенном Севастополе, в руинах были черноморские города Херсон, Николаев, Новороссийск, Керчь, Феодосия, а писатель верил в прекрасное будущее и наших городов и в благодарную память потомков. Это видно из главы «Женя Хохлова – черноморская морячка» в «Балладе об энском десанте»:

 «… И только новизна домов

И в парке братская могила

Расскажут лучше ста томов

О том, что здесь происходило.

И встанут молча перед ней 

Взволнованные экскурсанты,

И вспомнят битвы прежних дней, 

И город в зареве огней, 

И подвиг энского десанта».

После войны в Воениздате вышла книга «Николаевский десант».

С Дунайской военной флотилией Л.И. Лагин прошёл от Измаила до Днестровского лимана, войну закончил в Румынии, в Бухаресте.

После войны, когда Севастополь вновь возрождался, военный корреспондент Лазарь Лагин несколько раз приезжал в наш город. Сердце его радовалось и ликовало, что морская крепость поднимается из пепла. Он посещал моряков на кораблях, наблюдал за строителями, встречался со школьниками.

Вот что пишет «Слава Севастополя» 28 ноября 1952 года в заметке «Встреча с писателем Л.И. Лагиным»:

«В минувшее воскресенье в Малом зале Дома офицеров флота состоялась встреча севастопольских школьников с писателем Л.И. Лагиным, автором известных книг «Броненосец «Анюта» и «Старик Хоттабыч», а также популярных памфлетов «Патент «АВ» и «Остров разочарования».

Тов. Лагин рассказал юным читателям о своём жизненном пути, о том, как он впервые встретился с севастопольскими ребятами в суровые годы Великой Отечественной войны. Писатель познакомил собравшихся со своим замыслом написать о юных севастопольцах книгу.

В заключение Л.И. Лагин прочёл ребятам отрывки из своей книги «Старик Хоттабыч».

К сожалению, книгу о подвигах севастопольских ребят в период обороны города Лагин не успел написать.

В одном интервью дочь Л.И. Лагина Наталья рассказала, что в 70-х годах, когда со дна Черного моря подняли советскую подлодку, погибшую в годы войны, в кармашке на груди одного из матросов обнаружили фрагмент газеты с отрывком поэмы Лагина «Ночь в контрразведке».

 

Творчество после Великой Отечественной войны

После увольнения в запас Л.И. Лагин целиком отдался творчеству, продолжил литературную и журналистскую работу.

В 1947 году он написал книгу фронтовых записок на идиш языке «Мои друзья черноморцы», посвящённую героям-черноморцам, воевавшим в составе Черноморского флота.

Ежегодно в издательствах страны выходят его новые произведения:

— романы «Судьба открытия», «Съеденный архипелаг», «Атавия Проксима». В антиимпериалистическом романе-утопии «Патент «АВ», изданном в 1948 году, Лагин предсказал новое явление в генетике – клонирование. Правда, в то время ещё не было такого термина. Герой романа из одной капиталистической страны изобрёл чудесный эликсир для ускорения роста живых организмов. Он мечтал накормить свою обездоленную страну мясом, молоком и прочими продуктами. Но военные дельцы попросту отобрали у ученого-биолога его изобретение для того, чтобы выращивать армию послушных солдат-биомашин;

— романы-памфлеты «Остров разочарования», «Голубой человек», «Майор Велл Эндью». В повести-памфлете «Белокурая бестия» ещё в 1963 году Лагин поднял тему, так характерную для нашего времени. В образе сына немецкого барона – военного преступника – изобличает «звериную идеологию неофашизма»;

— повести «Печальная судьба Эйби Линкольна», «Подлинные записки Фаддея Ивановича Балакирева», «Трагический астероид»;

— сатирические рассказы «Вспышка собственита в агрогородке Егоровке», «Полианализатор Ирвинга Брюса», сборник сатиры «Обидные сказки»;

Повесть «Филумена-Филимон» осталась неоконченной.

Детская повесть «Заколдованный класс», написанная в 1963 году, должна была стать вторым крупным произведением писателя для детей, так и не была опубликована.

Галина Аксёнова, историк, педагог, сценарист, кинорежиссёр, в 2013 году в статье «Бородатый ребёнок» так характеризует писателя:

 «По своему призванию Лазарь Лагин был прирожденный редактор. Лагин любил открывать новые имена талантливых людей и считал эту работу большим и очень ответственным трудом, благодаря ему в печати появились многие произведения М. Зощенко и А. Алексина. Пользуясь его добросовестностью, редакторы «Детгиза» [Государственное издательство детской литературы] присылали ему на рецензии много рукописей. В 1959 году в «Детгизе» Лагин буквально «вытащил из корзины» забракованную критиками первую повесть братьев Стругацких «Страна багровых туч» и написал положительную рецензию на это произведение, тем самым дав ему дорогу в литературу».

Аркадий Стругацкий вспоминал:

 «… Как младший его коллега, я решаюсь добавить к сказанному, что всегда восхищался работой Лагина. И не только смелостью его фантазии, не только сюжетным мастерством, но и превосходной стилистикой, умением пользоваться словом, своеобразной интонацией, по которой узнавал автора с первых же строк, что, как известно, можно сказать далеко не о каждом писателе».

В доме у Лагиных всегда было много друзей: физик Лев Ландау, биолог и генетик Михаил Гельфанд, скрипач Владимир Спиваков, писатели Виктор Некрасов, Михаил Зощенко, Александр Бек, Ильф и Петров, Михаил Светлов, Илья Эренбург, Борис и Аркадий Стругацкие, художники Леонид Сойфертис и Виталий Горяев (иллюстратор «Старика Хоттабыча») и другие.

Лагин был не только умным, талантливым, образованным журналистом и писателем, но и доброжелательным, отзывчивым человеком. До конца жизни он учился, осваивал английский и итальянский языки, постигал музыкальные жанры, следил за достижениями советской науки.

В его семье любили животных, особенно кошек. Выступая перед читателями, Лагин обязательно рассказывал о своей кошке Филумене, о знаменитом коте Кузе.

Дочь Наталья вспоминала:

 «Папа так привязался к кошке Филумене, что даже начал писать очень интересную и острую повесть под названием «Филумена-Филимон, или Вторая попытка» о культе личности, где рассказ о событиях 1952 года шёл от лица кошки. Ещё одним любимцем был чёрный кот Кузя, попавший в нашу семью по наследству от Леонида Гайдая. Кузя, не простой кот, а потомственная кинозвезда: его мама, кошка Багира, играла в «Бриллиантовой руке», а папа, кот Шануар, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Даже во время инсульта, когда отец не мог говорить, он звал его к себе. С Кузей была такая история. Втихаря от меня – я была в командировке – отец отдал кота на съёмки «Место встречи изменить нельзя». Как потом рассказал мне Георгий Вайнер, они натерпелись: каждые полчаса папа требовал отчёта о здоровье и аппетите Кузи. Он всегда говорил: «Если хотите, чтобы в доме были счастье и уют, заведите кота. Обязательно чёрного». Кот пережил папу больше чем на десять лет. У Кузи была большая творческая биография, роли в картинах «Сказка, рассказанная ночью», «Двое под одним зонтом», «Леди Макбет Мценского уезда».

 Огромный вклад Л.И. Лагина в киноиндустрию, мультипликацию и музыкальную жизнь России. В 1957 году на экраны страны вышел кинофильм «Старик Хоттабыч» с его сценарием (режиссёр Г.С. Казанский), в 1979 году композитор Геннадий Гладков и поэт Юрий Энтин создали музыкальный спектакль «Старик Хоттабыч». Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку с мюзиклом, в котором пели известные артисты Михаил Боярский, Людмила Гурченко, Ирина Муравьёва и др.

В 1966–1970 гг. Лагин написал сценарии мультфильмов: «Про злую мачеху», «Происхождение вида», «Внимание, волки!», «Жил-был Козявин» (соавтор Г. Шпаликов, режиссёр А. Хржановский), «Стеклянная гармоника» (соавтор Г. Шпаликов, режиссёр А. Хржановский), «Диогенбочкоремонт», «Наше вам прочтение!». К мультфильму «Шпионские страсти» Лагин написал сценарий о своей поездке на Север в 1939 году (режиссёр Евгений Гамбург). Эти мультфильмы стали классикой советской мультипликации.

Он много сделал и на радио: например, активно участвовал в создании легендарной радиопередачи «Клуб знаменитых капитанов», сделал интересный цикл радиопередач «Приключения Тритутика». А в 1961 году детский журнал «Мурзилка» опубликовал несколько рассказов о Тритутике.

В 1974 году, после многолетней разлуки, Лагин приехал в свой родной Витебск на празднование 1000-летия города, где его встретили как самого дорогого гостя. Жители Витебска гордятся такими знаменитыми земляками, как писатель Лазарь Лагин, художник Марк Шагал, композитор Марк Фрадкин. Известно также, что в Витебске с 1992 года ежегодно проходит Международный фестиваль искусств «Славянский базар».

Наталья Лагина в 2006–2008 гг. написала в продолжение «Старика Хоттабыча» три сказочные повести «И снова Хоттабыч», которые нашли своих читателей по всей стране.

Л. Лагин в своем кабинете. 1953 г.

Подведу некоторые итоги огромного литературного наследия Л.И. Лагина: им написано романов – 4; повестей – 4; рассказов и сказок (1934– 1938) – около 60, (1941–1942) – 7, (1949–1990) – 16; памфлетов (1946–1990) – 39; сценариев – 9; документальных очерков – 5; несколько стихотворений и баллад. Произведения Лагина переведены более чем на 20 языков мира, а «Старик Хоттабыч» переиздавался более 50 раз. В зарубежной периодике большое количество публикаций о творческом пути писателя и журналиста.

 

За свои заслуги перед страной Л.И. Лагин был награждён орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, боевыми медалями. Особую честь составил «Южный бант» – три медали: «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа».

Лазарь Иосифович Лагин в возрасте 75 лет скончался от пятого инсульта 16 июня 1979 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.

 

Библиография

Произведения Л.И. Лагина

1.153 самоубийцы: [Рассказы] / Рис. Ю. Ганфа. – М.: Правда, [1935]. – 96 с. – (Биб-ка «Крокодила»).

  1. Старик Хоттабыч: Повесть-сказка. – М.: Детиздат, 1940. – 335 с.: ил.
  2. Николаевский десант: [Очерк]. – [Б.м.]: Политуправление Черноморского Флота, 1944. – 20 с. – (В помощь агитаторам и беседчикам). – То же. – М.: Воениздат, 1946. – 46 с. – (Биб-ка молодого краснофлотца).
  1. Черноморские моряки-партизаны: [Очерк] / Обработал и подготовил к печати Л. Лагин. – [Б.м.]: Политуправление Черноморского флота, 1944. – 17 с. – (В помощь агитаторам и беседчикам).
  1. Броненосец «Анюта» [= Трое уходят в море; Три черноморца]: Повесть /Художник Б. Пророков. – М.: Воениздат, 1946. – 88 с.: ил. – (Биб-ка красноармейца).
  1. Мои друзья черноморцы: (Фронт. записки). / Художник Г. Ингер. – М., «Дер Эмес». – 1947. – 120 с.: ил. – Текст на идиш. яз.
  1. Патент “АВ”: Фантастич. роман. – М.: Сов. писатель, 1948. – 320 с.
  2. Остров разочарования: Фантастич. роман. – М.: Молодая гвардия, 1951. – 105 с.: ил.
  1. Атавия Проксима [= Трагический астероид]: Фантастич. роман. – М.: Молодая гвардия, 1956. – 105 с.
  1. Обидные сказки: Сатира. – М.: Правда, 1959. – 30 с. – (Биб-ка «Крокодила», №6).
  1. Майор Велл Эндъю: его наблюдения, переживания, мысли, надежды и далеко идущие планы, записанные им в течение последних пятнадцати дней его жизни: Повесть. – М., 1962. – 58 с.
  1. Съеденный архипелаг: Роман. – М.: Советская Россия, 1963.
  2. Белокурая бестия: Повесть-памфлет // Юность. – 1964. – №4.
  3. Голубой человек: Фантастич. роман. – М.: Советский писатель, 1964.
  4. Полианализатор Ирвинга Брюса: Сатира // Hовое время. – 1967. – №35.
  5. Трагический астероид: Повесть. – М., 1972.
  6. Про злую мачеху: Повесть. – М.: Правда, 1974.
  7. Про злую мачеху и других… [Сборник] / рис. Ю. Фёдорова. – М.: Правда,
  8. – 48 с. – (Биб-ка «Крокодила»).
  9. Жизнь тому назад: [Воспоминания о В. В. Маяковском] // Аврора, 1974, №4 – с. 67 – 72.
  1. Избранное / Оформл. Н. Крылова. – М.: Художественная литература, – 624 с.
  2. Чудо-бабка и волшебное зеркальце: Сказка. – М., 1975. – 12 с.
  3. Чудо-бабка и волшебное зеркальце, Шёл трепач, Страхи-ужасы: Сатирич. сказки // В.Н. Ходос. Рында воюет… Лит.-историч. исследование. – Севастополь, 2015. – С. 189 – 200.

В газете «Красный черноморец»:

 1– 3 «Счастье по-румынски», «Обещанного три года ждут»,  «Торгашеску и сыновья»: Стихи, 1941, август, [в неск. номерах].

  1. Прохожий и бандит: Басня, 1941, 4 сент.
  2. Геббельс на небесах: Басня, 1941, 5 сент.
  3. Приходно-расходная книжка фашистского генерала: [Фельетон] / В соавт. с Львом Длигачем и Александром Ивичем, 1941, 11 сент.
  1. Перекоп: «Санаторно-курортная справка для господ генералов, офицеров, унтер-офицеров и нижних чинов германской армии»: [Фельетон], 1941, 28 сент.
  1. Шёл трепач: [Солдатская сказка], 1941, 23 окт.
  2. Испекла бабка пирог: Сказка, 1941, окт.
  3. Страхи-ужасы: Сказка, 1941, окт.
  4. Крымские приключения барона Фанфарона: Сказка, 1941, ноябрь, [в четырёх номерах].
  1. Тебе отвечаем, родная Москва: Стихотворение, 1941, дек.
  2. Трое уходят в море: Повесть, 1942, [в нескольких номерах].
  3. Чудо-бабка и волшебное зеркальце: Сказка, 1942, [в двух номерах].
  4. Подводная лодка первой линии: Очерк, 1942, апр.
  5. Баллада об энском десанте: Поэма, 1943, [в трёх номерах].

В завершение статьи следует подчеркнуть, что творческий вклад Лазаря Иосифовича Лагина в отечественную журналистику, литературу, в российское искусство, несомненно, велик. Его творчество будет востребовано не только в наше время, но и многие годы в будущем.

 Нелли Канивец, Заслуженный работник культуры Республики Крым, по материалам печати

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Новости, Храним и помним. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *