Эти слова принадлежат Борису Исааковичу Камиру
В ноябре 2007 года заслуженному работнику культуры России, старейшему деятелю отечественной детской литературы, редактору-журналисту, меценату Борису Камиру исполнилось бы 100 лет. Он прожил долгую, интересную, насыщенную жизнь – более 96 лет. Был свидетелем и участником героических и трагических событий, происходивших в нашем Отечестве на протяжении всего XX века: революция 1917 года, Гражданская война, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства.
Б.И. Камир награждён орденом Дружбы народов, девятью медалями, в том числе – «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Родился Борис Камир в Одессе. С детских лет полюбил книгу. Будучи гимназистом 1-й одесской Ришельевской гимназии, увлекался классической литературой, сам пробовал писать. Городом юности и становления Бориса стал Севастополь. В нём он начал самостоятельно трудиться, обрёл гражданскую зрелость. Летним майским днём 1925 года он по телеграмме-вызову прибыл в Севастополь и был зачислен вольнонаёмным в строительную комиссию управления Военно-Воздушных Сил на должность делопроизводителя.
Как и все юноши того времени, Борис Камир окунулся в общественную жизнь: художественная самодеятельность, спорт, походы по Крыму. Место встречи – клуб строителей, скромный одноэтажный дом. Он часто посещал библиотеку, тихую, уютную книжную обитель.
«Аннушка Миронич, заведующая, энергичная, приветливая, постоянно знакомила подопечных с литературными новинками, помогала добыть нужное пособие, справочник. При входе в библиотеку бросалось в глаза изящно исполненное ею красочное приглашение – пушкинский девиз «Чтение -вот лучшее учение», – вспоминал Б. Камир.
Это было незабываемое время возрождения Севастополя после разрухи, вызванной Гражданской войной.
«…Вместо конки-веранды без окон и дверей появился новенький свежеокрашенный трамвайный вагон, сделанный своими, рабочими руками. Он шёл от пассажирского причала в порту по кряжистой холмистой дороге к центральным улицам и делал кольцо вокруг города. Ожили, действуют в две и три смены корпусный, литейный, деревоотделочный, инструментальный цехи Морзавода. Полны заказов мастерские военпорта».
Уже в это время он был рабкором севастопольской городской газеты «Маяк Коммуны» (с 1944 года – «Слава Севастополя»). Газета и в те далёкие годы была очень популярна. С самого утра слышались мальчишечьи голоса: «А кому «Маячок» за пятачок?».
После службы в стройкомиссии в 1929 году Борис Камир принят на должность заведующего отделами партийной и рабочей жизни газеты «Маяк Коммуны», которая стала для него школой журналистского мастерства. В газете живо, остро, разносторонне освещалась городская жизнь. Это было связано с приходом редактора Гурия Александровича Глебовского. Он ввёл за правило регулярно собирать корреспондентов и обсуждать «пробы пера».
В очерке «Порицание взамен похвалы» Б. Камир пишет: «Я работал в севастопольской газете «Маяк Коммуны», осваивал досель неведомую редакционно-типографскую выучку. Неожиданно оказия: в отпуске где-то застрял редактор, и подписывать текущие номера поручил мне. Новоявленный «и.о. ответредактор» изрядно растерялся, и не мудрено, вести газету и то время – шёл двадцать девятый год – было сложно.
Всё же боязнь обошлась. Помог мой севастопольский коллега, редактор общефлотской газеты «Красный черноморец» Александр Плеско. Опытный, доброжелательный, хорошо ориентирующийся журналист, он всякий раз советовал, подсказывал мне, что и как осветить на газетной полосе. Жена Александра, молоденькая Галя, энергичная, задорная, была душой нашего «Маячка».
В 1928 году по инициативе сотрудника газеты Николая Николаевича Ларионова была создана орггруппа, в которую вошли Николай Ларионов, Алексей Рупасов, Олег Хмурый и Борис Камир. Орггруппа объявила о создании СевАПП (Севастопольская ассоциация пролетарских писателей). В этом же году СевАПП делегировала Б. Камира в Москву на 1-й Всероссийский съезд ассоциаций пролетарских писателей, на котором он выступал от Севастополя и Черноморского флота. Мандат делегата съезда Б. Камира хранился в музее севастопольской комсомольской организации.
В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». В результате все ассоциации пролетарских писателей были объединены в Союз советских писателей во главе с Максимом Горьким.
В Севастополе Борис Камир встречается со многими писателями того времени: Василием Александровским, Анной Караваевой, Иосифом Уткиным, Владимиром Маяковским и другими.
В 1930 году его переводят в Симферополь, где он работал в редакции газеты «Красный Крым», а затем – в Крымском государственном издательстве редактором по русской литературе.
В апреле 1940 года Бориса Камира отзывают в Москву на работу в «Детгиз» ЦК ВЛКСМ. В издательстве «Детская литература» в Малом Черкасском переулке он проработал более 45 лет, из них 25 лет – заместителем главного редактора. В своём очерке «Штрихи к признанию» Б.И. Камир написал: «Редактор детской книги. Это моя профессия.
Принятую вещь редактор и автор совместно готовят «к производству». Обычно автор положительно откликается на существенный совет, ненавязчивую подсказку, фактическую поправку.
Книга – создание цельное. Подобно режиссёру, ставящему оперу в её гармонической сущности – певцы-солисты, оркестр, хор, балет, декорации и костюмы, –редактор обязан знать реалии предстоящего издания – оформление, иллюстрации, шрифт, формат, обложку, переплёт. Себестоимость – грозный страж, суровый контролёр! Литературовед, искусствовед, полиграфист, экономист – таким предстаёт редактор детской книги».
Всеми этими качествами Б.И. Камир владел в совершенстве.
Издательство «Детская литература» (до 1963 года «Детгиз») создано в 1933 году, а в 1936 году передано в ЦК ВЛКСМ. Активное участие в работе издательства принимали М. Горький, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Массовыми тиражами издавались произведения русских, лучших мировых писателей, писателей союзных республик – С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, С. Михалкова, Л. Кассиля, А. Барто, Н. Носова, В. Катаева, В. Каверина, Н. Островского, Л. Лагина, Н. Забилы, М. Трублаини, П. Воронько, Дж. Родари, М. Твена, Л. Кэрролла, Р. Киплинга, А. Линдгрен и многих других.
Книги иллюстрировались лучшими мастерами графики нашей страны.
22 июня 1941 года, когда гитлеровские полчища вероломно напали на нашу страну, «детгизовцы» поклялись отдать все силы всенародной борьбе: «За Родину, Честь и Свободу!», «Всё для Победы!». Решено было издать сборник «Советским детям» –обращение к юным гражданам со словом о войне ведущих писателей. Алексей Толстой, Ванда Василевская, Самуил Маршак, Янка Купала, Илья Эренбург откликнулись сразу. Свой призыв «Берись за оружие, комсомольское племя!» принёс Аркадий Гайдар. Сборник вышел из печати осенью 1941 года, когда Аркадия Гайдара уже не было в живых, он геройски погиб под Леплявой на Украине.
В «Детской литературе» выходят серии книг «Школьная библиотека», «Золотая библиотека», «Мои первые книжки», «Книга за книгой», «Библиотека приключений и научной фантастики», «В мире прекрасного» и др. В состав редакционного и художественного советов были привлечены лучшие писатели, учёные, педагоги, художники, полиграфисты.
Как заместитель главного редактора, Б.И. Камир отвечал за каждое издание, находил время и душевную теплоту для каждого писателя, каждого сотрудника издательства. Его любили, ценили за профессионализм, деловые советы, внимание и поддержку.
Камир принимал активное участие в издании «Библиотеки мировой литературы» для детей. Он стал «крёстным отцом» для многих писателей, о чём свидетельствуют дружеские и очень тёплые дарственные надписи и автографы писателей на подаренных ему книгах. Например: «Дорогому Борису Исааковичу, драгоценному работнику, строгому редактору, хорошему человеку. Мария Прилежаева», «…замечательному человеку и редактору, чьё внимание и чья человеческая доброта фактически привлекли меня в детскую литературу. Анатолий Алексин».
В 1944 году вышла первая книга крымского поэта, друга нашей библиотеки Владимира Орлова «Подземная гроза». На книге надпись: «Дорогому Борису Исааковичу Камиру, моему первому редактору, в знак дружбы и уважения».
В последние годы жизни Б.И. Камир активно сотрудничал с благотворительной общественной организацией «Мужество и Гуманизм», которая в 2000-2005 годы издала его книги воспоминаний «Это было…», «Это бы ло-2», «Это было-3». В этих небольших книжках помещены проникновенные, в лучших традициях русской журналистики, очерки о встречах с выдающимися писателями XX века: Владимиром Маяковским, Аркадием Гайдаром, Львом Кассилем, Александром Твардовским, Константином Паустовским, Андреем Платоновым, Михаилом Шолоховым, Александром Фадеевым, Зоей Воскресенской, Натальей Кончаловской. Но особое значение для нас имеют очерки о Севастополе «…Овеян Славой Русской!» и «Люблю, горжусь, обязан жизнью…»
К концу работы в издательстве у Бориса Исааковича в домашней библиотеке накопилось больше тысячи книг с дарственными надписями известных писателей. Приятно и лестно было иметь у себя такие книги, но невольно вставал вопрос: а что с ними дальше?.. И ответ был найден. Вот как пишет об этом сам Б.И. Камир: «…Я понял: из тесных домашних полок они рвутся на волю и не куда-нибудь, а именно в мой любимый, открывший дорогу в жизнь, именуемый по-древнехристиански «величественный» родной Севастополь. Желаемое свершилось. Вот уже несколько лет достояние это – 925 книг – принадлежит музею детской книги Центральной детской библиотеки им. А. Гайдара и служит воспитанию и образованию юного поколения».
Нашей библиотеке здорово повезло: дружба с этим замечательным человеком обогатила сотрудников библиотеки и юных читателей. Бесценная частная коллекция стала основой создания музея детской книги.
Самые добрые отношения сложились у Бориса Исааковича с работниками ЦДБ им. А. Гайдара Е.В. Морозовой, С.Л. Капрановой, JI.А. Пруссак, Н.В. Канивец, Р.А. Бегосинской, которые неоднократно бывали в гостях у Б.И. Камира в Москве, вели с ним переписку. Недаром в одном из писем он отмечал: «Севастополь – в моей жизни всё. Более полувека отдано детской литературе. Счастлив, что книги, в которых есть доля моего труда, и сегодня помогают расти юным севастопольцам. Смею считать себя членом вашего коллектива на общественных началах. Благодарю вас за неустанную пропаганду детской книги и тех книг, к которым я имел отношение за свою полувековую работу в литературе для детей и юношества».
Частная коллекция Бориса Камира насчитывает 925 книг, публикации в сборниках, журналах, газетах, письма, поздравительные открытки, фотографии, его трудовую книжку, копии наградных документов. Фактически это музейная экспозиция деятеля детской литературы, причастного к истории Севастополя.
В одном из писем в библиотеку Борис Исаакович написал: «Полагаю вправе считать себя земляком – севастопольцем, верным нашей овеянной славой твердыне на Чёрном море».
Н. КАНИВЕЦ, учёный секретарь ЦДБ им. А. Гайдара
На снимке: делегаты XII Севастопольской конференции ВЛКСМ (в первом ряду второй слева – Борис Камир), 1929 г.
«Слава Севастополя», 6 декабря 2007 г.
ЛЮБЛЮ, ГОРЖУСЬ, ОБЯЗАН ЖИЗНЬЮ…
Борис Исаакович Камир (1907 – 2004), заслуженный работник культуры России, прожил 96 лет и был свидетелем всех героических и трагических событий ХХ века.
Родился он 17 ноября 1907 года в Одессе. Начало трудовой и общественной деятельности Б.И. Камира связано с Севастополем. Здесь он в 1925–1929 гг. служил делопроизводителем в Стройкомиссии Управления ВВС, затем заведовал отделами партийной и рабочей жизни газеты «Маяк Коммуны» (с 1944 г. «Слава Севастополя»), был сотрудником газеты «Красный Крым», Крымгосиздата.
В 1940 г. переехал в Москву и более 45 лет работал в издательстве «Детская литература» заместителем главного редактора. С Центральной детской библиотекой им. А.П. Гайдара Б.И. Камир сотрудничал многие годы и Музею детской книги подарил частную коллекцию – 925 книг. Б.И. Камир издал серию своих книг «Это было…» с очерками о выдающихся писателях и героях нашего Отечества. Два очерка посвящены Севастополю: «Люблю, горжусь, обязан жизнью…» и «Овеян Славой Русской!». Представляем читателям очерк «Люблю, горжусь, обязан жизнью…».
Что связывает меня с Севастополем? Это город моей юности. В нем я начал самостоятельно трудиться, обрел гражданскую зрелость. Полагаю, вправе считать себя земляком – севастопольцем, верным нашей овеянной славой твердыне на Черном море.
Летним майским днем двадцать пятого года по телеграмме-вызову я прибыл в Севастополь и был зачислен вольнонаемным в Строительную комиссию Управления Военно-воздушных сил на должность делопроизводителя.
В то время город восстанавливался, всюду велась стройка, ожили цеха Морзавода и мастерские Военпорта, конку сменил трамвай – открытая со всех сторон причудливая веранда на электротяге.
Как и сверстники, я с пылом-жаром окунулся в комсомольскую бучу – кипучую, бурную. Место наших встреч – Клуб строителей, скромный одноэтажный дом со двором, уставленным рядами скамей перед помостом-сценой. Художественная самодеятельность, спорт, походы-маевки – чем только не занимала ребят юнсекция клуба.
Особенно привлекательной была библиотека – тихая, уютная книжная обитель. Аннушка Миронич, заведующая, энергичная, приветливая, постоянно знакомила подопечных с литературными новинками, помогала добыть нужное пособие, справочник.
При входе в библиотеку бросалось в глаза изящно исполненное ею красочное приглашение – пушкинский девиз: «Чтение – вот лучшее учение».
Привычная местная газета «Маяк Коммуны» неожиданно стала иной. Мальчишечьи голоса: «Кому «Маячок» за пятачок?» – слышались с самого утра, и не раз-два в неделю, а ежедневно. Живее, острее, разносторонне освещалось городское бытие. Свежие веяния, усилившие влияние и роль газеты, были связаны с приходом редактора – Гурия Александровича Глебовского. Еще одно новшество: пишущая братия регулярно собиралась в редакции и обсуждала, при том весьма нелицеприятно, пробы пера. Вскоре орггруппа – Николай Ларионов, Алексей Рупасов, Олег Хмурый и я – объявила о создании СевАПП (Севастопольской ассоциации пролетарских писателей), и делегатом на первый съезд РАППа, созываемый в августе 1928 года, командировали меня.
Газета «ЧиП» («Читатель и писатель») сообщала: после доклада наркома просвещения А.В. Луначарского в прениях выступил представитель Севастополя и призывал принять в свои ряды глашатая революции, поэта-новатора Владимира Маяковского.
Запомнились встречи с приезжавшими в Севастополь писателями. Знакомство с ними расширяло представление о литературном движении в стране. Поэт Василий Александровский большой аудитории предпочел беседы наедине. Он был в группе «Кузница», в образно рифмованных строках отражал ломку старого деревенского уклада и остроту классовой борьбы.
Вечер Иосифа Уткина, автора популярной поэмы «Повесть о рыжем Мотэле», прошел в вопросах и ответах, подчас забавных. «Уткин, скажите, почему у вас такие длинные брюки?». «Отвечаю: они рассчитаны на творческий рост». Зал тонет в хохоте.
Писательницу Анну Караваеву я увидел в редакции «Маяка Коммуны», говорили о том, чем газета может помочь литературной смене. Несколько лет спустя Анна Караваева опекала изможденного болезнью Николая Островского, помогала его дару сочинителя.
И вот – Маяковский. Шестого июля 1926 года к назначенному часу я вошел в Дом Красной армии и флота, что красовался на площади Нахимова, и удивился царившей там немоте. Несколько человек в фойе, стоя кучкой, разводили руками. В слабо освещенном билетном окошке скучала кассирша. Из реплик и междометий можно было понять, что объявленная лекция не состоится. Маяковский наотрез отказался от выступления. Деваться было некуда, и недовольная компания отправилась в гостиницу «Франция».
Владимир Владимирович нашему появлению не удивился и со словами: «Я сам все объясню» – крупным шагом направился в ДКАФ. В том же фойе высокий, под два метра ростом, он поднялся на стул: «Если рабочие Севастополя хотят меня услышать, – добавил под конец, – дайте заявку в ВЦСПС, и я приеду». Попросил затем проводить его в горком партии.
Наутро мы читали:
«В редакцию газеты «Маяк Коммуны». Уважаемый товарищ редактор! Не откажите в любезности напечатать следующее: Приношу большое извинение всем собравшимся 6 июля на мою несостоявшуюся лекцию. Причина срыва лекции – неумелость организаторов и их нежелание не только выполнить заключенный договор, но даже входить в какое-нибудь обсуждение по этому поводу. С приветом Вл. Маяковский».
…Прошел ровно год. Вспоминаю: поздним вечером в наступившей темноте огромная толпа собралась у клуба «Пролетарская Кузница». Неподалеку на рельсовом пути остановился трамвайный вагон. Из ярко освещенных, настежь oткрытых окон доносился баритональный, отчетливый, слышимый до каждой буквы авторский накал:
Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод,
за мора море,
шаг миллионный печатай!..
Грудью вперед бравой!
Флагами небо высвечивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
Севастополь слушал Маяковского.
Редактор-журналист – моя профессия. Дело редакционное ссужено, похоже, призванием. После штаба сотрудничал в газетах – севастопольском «Маяке Коммуны», симферопольском областном «Красном Крыме», в Крымгосиздате…
Служение детской литературе заняло у меня в дальнейшем все. С 1940 года работал в Москве, в издательстве Детской литературы. В воскресенье 22 июня злосчастного сорок первого, когда гитлеровские полчища вероломно ввергли нас в бедствие войны, детгизовцы все до единого – от уборщицы тети Дуси до директора Людмилы Викторовны Дубровиной – поклялись отдать все силы всенародной борьбе: «За Родину, Честь и Свободу!», «Все для Победы!».
Одно из первых наших начинаний – обращение к юным гражданам со словом о войне ведущих писателей. Алексей Толстой, Ванда Василевская, Самуил Маршак, Янка Купала, Илья Эренбург откликнулись сразу, записи их мы получили, Аркадий Гайдар был на фронте. Вдруг звонок из главной редакции, 29-е августа было, «Гайдар здесь». Вызванный в Москву редакцией «Комсомольской правды», он не обошел нашего издательства.
Встретились, поздоровались. Говорю ему о задуманном. «Без вас не мыслю…» Но ничем порадовать он не мог, сегодня в ночь уезжает в осажденный Киев.
Уходя, у двери обернулся, вынул из кармана гимнастерки вчетверо сложенный листок. Не успел выступить на радио, быть может, вам подойдет?
– Да, что вы…
Это был его призыв «Берись за оружие, комсомольское племя!», услышанный миллионами юных сердец. Сборник «Советским детям» вышел из печати глубокой осенью, Аркадия Петровича в живых уже не было. Сраженный вражьей пулей, он геройски погиб 26 октября 1941 года под селом Леплява на Украине…
Расцвет Детского издательства пришелся на 50-70-е годы минувшего столетия. Ежегодно массовыми тиражами выходило из печати до 450-500 названий.
Александр Фадеев, Лев Кассиль, Самуил Маршак, Александр Твардовский, Борис Полевой, Зоя Воскресенская, Андрей Платонов, Василий Гроссман, Николай Дубов, Константин Федин… Не счесть всех, с кем сообща, вникая в каждую строку, мы готовили к набору их безупречные перлы.
К концу работы в Детском издательстве у меня оказалось целое сонмище, сотни книг со щедрыми дарственными надписями. Было приятно, лестно, и все же я спрашивал себя: а что будет с ними дальше?..
И ответ не заставил себя ждать.
Ведь я – до поры до времени – не догадывался: под переплетами и обложками обитали живые существа, да-да, живые, думающие, ищущие своего заинтересованного читателя, готовые наделить его добросердечием, знаниями, навыками, в общем, всем, в чем нуждается человек.
Прислушался и понял: из тесных домашних полок они рвутся на волю, и не куда-нибудь, а именно в мой любимый, открывший дорогу в жизнь, именуемый по-древнехристиански «величественным», родной Севастополь.
Желаемое свершилось. Вот уже несколько лет достояние это – 925 книг! – принадлежит Севастопольскому музею детской книги Центральной детской библиотеки имени Гайдара и заветно служит воспитанию и образованию юного поколения.
Видеть мальчика или девочку с книгой в руках – Счастье.
Публикацию подготовила Нелли КАНИВЕЦ, учёный секретарь ЦДБ им. А.П. Гайдара
«Литературная газета + Курьер Культуры: Крым–Севастополь», январь 2008 г.