Параметры рукотворного кризиса индустрии печатных СМИ России

Печатные СМИ переживают не лучшие времена. Их количество и тиражность во многих странах сокращаются. Но процессы в данной отрасли в РФ являются особенно тяжелыми, а будущее индустрии представляется весьма туманным. И это в значительной степени не связано с цифровой революцией и интернетом, а происходит исключительно благодаря неразумным действиям властей на федеральном и региональном уровнях.

Индустрия печатных СМИ России пребывает в кризисном положении последние 5 лет. Пугающая действительность отрасли не позволяет с должным оптимизмом смотреть в будущее и строить долгосрочные планы как в издательском, так и в распространительском бизнесе.

Те законы, которые принимались в последние годы в отношении печатной прессы не только не послужили ей во благо, но напротив — максимально затруднили процесс выхода из кризисного положения. Один только запрет на рекламу в печати алкоголя и табака серьезно подкосил издательский бизнес, лишив редакции значительной части рекламных доходов, следствием чего стал очередной виток роста цен и сокращения печатных тиражей.

В этой связи хотелось бы напомнить, что появление массовых газет и журналов в 18 веке было обеспечено исключительно доходами от рекламы. Это позволяло издателям за последние три века обеспечивать высокую тиражность изданий и низкие цены на них, доступные для населения.

За последние 5 лет рекламные бюджеты печатных СМИ уменьшились на 51,5 %, причем основные потери произошли из-за законодательных ограничений в 2014 году. Сократились рекламные бюджеты, а значит, оптимизируется и тираж выпускаемых изданий, т.к. благодаря им был возможен выпуск больших тиражей по доступным для населения ценам. И это движение по спирали достаточно трудно остановить без инвестиций или господдержки.

Но и другие факторы самым отрицательным образом оказывали влияние на положение печатной прессы в России — это рост цен на бумагу и производство, сокращение типографского рынка, закрытие киосков во всех регионах страны, рост почтовых тарифов и другие. Вот некоторая статистика, которая свидетельствует о деструктивных процессах на рынке печатных СМИ.

За последние 5 лет количество зарегистрированных в Роскомнадзоре печатных СМИ сократилось почти на 21 %, с рынка ушло более 13 газет и журналов. Если в 2014 году реестр организации содержал сведения о 63,5 тыс. наименований печатных СМИ, то в 2018 году перечень сократился до 50,5 тыс. Причем значимое сокращение перечня зафиксировано в 2017 году — на 15,1 % (по отношению к 2016 г.).

Тем не менее, говоря о статистике количества печатных СМИ в РФ, надо отметить, что даже с учетом обширной географии страны и тематических ниш их число всегда было избыточно. Но в последнее время уходят с рынка нишевые издания, особенно в регионах. На рынке остаются массовый сегмент и федеральные издания.

На фоне сокращения количества зарегистрированных печатных СМИ их тиражи демонстрируют пока не смертельный, но все же стремительный спад продаж как в рознице, так и на подписном рынке. За последние 5 лет реализованные тиражи печатных СМИ сократились более чем на одну треть (если точно, то на 38 %), т.е. в среднем рынок ежегодно сокращается на 7,6 % продаж в количественном выражении.

Если говорить о мировом издательском рынке, то в последние пять лет он развивается разнонаправлено, так как потребление печатных СМИ зависит от разных факторов — развития современных технологий, уровня жизни и т.д.

Рынки Европы и Северной Америки демонстрируют менее значимый спад продаж тиражей и рекламных доходов за последние 5 лет. В тиражах за последние 5 лет больше всего потерял рынок США — 34 %, рынки Франции и Великобритании — 31 %, рынок Германии — всего 24 %, а рынки Средней Азии, Африки и Латинской Америки и того меньше — 2-7 %.

По прогнозу PwC к 2021 году объем мирового рынка печатных СМИ в стоимостном выражении (в долл. США) сократится на 8,4 %, при этом газетный сегмент — на 13 %, а журнальный — всего на 2,3 %.

Журнальный рынок, в отличие от ежедневной прессы, более устойчив к вызовам меняющегося информационного мира, он не так подвластен конкурентному влиянию цифровой среды, потому как по сути своей более близок к аналитическому, научному, просветительскому книжному сегменту, нежели к оперативному, новостному газетному. О стабильности журнального сегмента говорят данные исследования рынка США от аналитического агентства Mequoda: согласно полученным результатам, две трети американцев по-прежнему являются читателями бумажных журналов.

Продажи печатных газет и журналов в России имеют почти одинаковый отрицательный тренд, т.к. причины сокращения тиража в большей степени определяются не снижением спроса и развитием цифровых технологий. Причем продажи журналов и газет одинаково нестабильны как в рознице, так и по подписке. Розничные продажи падают чуть быстрее: за 5 лет они сократились на 40 %, а подписные тиражи — только на 35,8 %.

Более стремительное падение розничных тиражей прессы, а они занимают в общих продажах 64 %, в первую очередь связано с разрушением инфраструктуры распространения печатных СМИ. Так, количество специализированных точек продаж, к которым прежде всего относятся киоски прессы, уменьшается ежегодно «семимильными шагами». За 5 лет почти каждый пятый киоск был закрыт или снесен. В 2014 году в РФ, по данным отраслевого мониторинга АРПП, насчитывалось 28,9 тыс. киосков и павильонов прессы. В настоящее время из них функционирует только 16,6 тыс., остальных 12,3 тыс. киосков и павильонов больше не существует (минус 42,7 % по отношению к 2014 году).

Отраслевое сообщество, в первую очередь дистрибуторы печатных СМИ, в поисках новых каналов розничного сбыта тиражей начало наращивать количество точек продаж в сетевом продуктовом ритейле (FMCG). Но количество открытых точек в неспециализированном ритейле все последние годы явно не успевало за стремительным закрытием киосков и павильонов во всех регионах РФ. Даже с учетом этих точек инфраструктура распространения печатных СМИ сократилась за последние 5 лет на 14,1 %. Если в 2014 году общее количество точек продаж прессы составляло 41 тыс., то в 2018 году их количество не превышало 35,2 тыс.

Россия в целом значительно отстает по показателю обеспеченности населения объектами по распространению периодической печати от развитых стран мира. В странах Европы этот показатель составляет 1200-2500 жителей на один объект прессы или 4-8,3 объекта на 10 тыс. населения. За последние годы показатель ухудшился, ранее в большинстве стран Европы обеспеченность варьировалась в пределах 700-1200 жителей на 1 объект печати или 8,3-14,3 объекта на 10 тыс. населения.

Не радуют и цифры, отражающие обеспеченность россиян книжными магазинами. Возможности людей купить книги стремительно сокращаются. Во Франции количество книжных магазинов составляет 69,8 на 1 млн населения, в Канаде — 55,7, в Швеции — 54,3, а в Санкт-Петербурге, в нашей культурной столице, — 32,7. Количество книжных магазинов в России за последние 5 лет сократилось на 50 %, с 2 тыс. в 2014 году до 1 тыс. в 2018 году. Это даже меньше, чем во времена Царской России. По данным Ассоциации книгораспространителей независимых государств, если в 1990 г. в России на один книжный магазин приходилось 17 тыс. человек, то в 2018 г. — уже 147 тыс. человек.

Безусловно, инфраструктуру распространения в количественном выражении пытаются сохранить, в том числе и за счет развития розничных продаж печатных СМИ в почтовых отделениях связи. Но розничные продажи периодики — это в первую очередь киоски. Подчеркнем — не стойки на АЗС, не полки в супермаркетах, где печать — лишь один из многих товаров, а именно специализированные нестационарные торговые объекты «Печать».  Их ассортимент порядка 600 — 1 тыс. наименований газет, журналов и книг (в зависимости от площади объекта), тогда как в ритейле максимум 300, а в среднем по всем формата сетевого ритейла порядка 200. Таким образом, качество инфраструктуры распространения ежегодно снижается, что подтверждается статистикой. В 2014 году в среднем (по всем форматам распространения — киоски, павильоны, лотки, супермаркеты и т.д.) на 1 торговой точке  был в розницу представлен ассортимент в 1170 наименований газет и журналов, в 2015 году — уже 935 наименований. В 2018 году средний ассортимент торговой точки по распространению прессы едва превышает 524 наименования печатных СМИ, т.е. он уменьшился в два раза. Отсюда становится и более понятен тренд по сокращению количества зарегистрированных печатных СМИ. Места на полках в супермаркетах для всех печатных СМИ не хватает, а киосков все меньше и меньше.

Россия традиционно считалась страной подписки. Эта система и потребителю удобна (особенно жителю удаленных от ЦФО регионов), и для издателя интересна — он получает деньги вперед, и может более-менее уверенно планировать собственную хозяйственную деятельность. Вся логика этой системы построена (в идеальной модели) именно на доступности данной услуги для человека.

До 2014 г. социально-значимая услуга по доставке подписных тиражей населению, которую исторически в нашей стране осуществляет ФГУП «Почта России», субсидировалась государством. Ежегодно, начиная с 2008 г., Почта получала на эти цели около 3-3,5 млрд руб. С тем, что пресса людям нужна, никто и не спорил, между тем расстояния в нашей стране таковы, что доставка экземпляра газеты из районного центра до конкретного подписчика на селе (так называемая «последняя миля») действительно обходится «в копеечку». Поэтому ведомство исправно исполняло свой долг, а понесенные им убытки за доставку не ложились на плечи подписчиков, а покрывались государством. Это позволяло удерживать стоимость подписки на приемлемом для большинства россиян уровне, а сам подписной рынок если не процветал, то по крайней мере серьезно не сжимался. Но все изменилось в 2014 году. Государство отказало «Почте России» в покрытии убытков за доставку периодики, и весной 2014 года подписные тарифы увеличились почти в три раза. Поэтапное повышение подписных тарифов с 2014 года по 2018 год включительно привели к падению подписных тиражей на 35,8 %.

Подводя общие неутешительные итоги последних пяти лет, можно с уверенностью сказать, что реальная причина сокращения объемов реализации тиражей кроется не в недоверии к прессе, а в том, что продавать периодику в розницу просто негде. И это на фоне периодического роста цен на подписку. За последние годы они выросла так, что подписная периодика ныне — удел обеспеченных, а не рядовых граждан.

Оживить рынок книгораспространения могли бы меры поддержки со стороны государства, в частности, снижение налоговой нагрузки на книжные магазины и киоски/павильоны прессы, предоставление для них льготных условий аренды площадей или обязательное субсидирование этой аренды в частном секторе недвижимости. Сейчас распространители тратят на аренду в среднем 34 % от общих затрат, что делает такой бизнес малорентабельным и раскрывает причину сокращения количества киосков/павильонов прессы и книжных магазинов.

Крайне негативно сказываются на издательском рынке и некоторые из недавно принятых законодательных актов. В частности, как уже говорилось выше, большой удар по отрасли нанес запрет рекламы в прессе алкогольной и табачной продукции.

Не меньше надежд рынок возлагает на возврат субсидирования подписки для населения, так как пришедшая ей на смену модель получения региональными издателями подписных льгот охватывает лишь около 2,5 тыс. изданий из 50,5 тыс. официально зарегистрированных.

Современный опыт большинства зарубежных стран свидетельствует о том, что подписка на газеты и журналы может развиваться исключительно при государственной поддержке. В США, Канаде, во всех европейских странах благодаря субсидиям на доставку подписных изданий населению пресса по подписке дешевле розницы и является привлекательной для населения. В России же ситуация обратная. С отменой госсубсидий, составлявших 3 млрд рублей в год, подписные тиражи стали падать со скоростью 10-15 % в год в связи с ростом подписных тарифов. Именно поэтому возобновление госсубсидий является стратегически важной и безотлагательной задачей.

В заключение хотелось бы внести в этот сумрачный анализ определенную оптимистичную ноту. Суровый кризис в российской отрасли печатных СМИ во многом носит рукотворный характер. Удары по нашей индустрии наносились чиновниками и депутатами различного уровня, именно они довели отечественную прессу до столь бедственного состояния. В их же возможностях исправить положение дел, снять созданные ограничения для издателей, распространителей печатной продукции, полиграфистов и бумагопроизводителей. И тогда отрасль вздохнет и сможет выйти из кризисного положения. Надо, чтобы государство протянуло руку помощи печатной индустрии, индустрия поднимется и обеспечит столь желанное для властей укрепление информационной безопасности страны. А в нынешних условиях нарастания международной напряженности это чрезвычайно важно.

Александр Оськин, вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (СППИ/ГИПП)

Источник: журнал «Журналист»

Запись опубликована в рубрике Актуально, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *