Памяти А.Т. Величко: горестная печаль, тихая грусть…

Периодически ловлю себя на мысли: опять не успел расспросить, снова о чём-то важном не договорил… Это – когда навсегда уходит в мир иной близкий или хорошо знакомый человек.

КАК ВСЕГДА ГОВОРИТ в таких случаях бывший сослуживец, «снаряды падают всё ближе». С возрастом, с каждым годом расстояние до взрывов неумолимо сокращается, а число воронок всё растёт и растёт.  Увы, это – закон Жизни. И Смерти…

Вот и в эти январские дни мысли  об этом периодически возникают и неотвязно крутятся в голове – год назад не стало моего старшего товарища, которого, наверное, вполне можно считать другом, хотя, как мне кажется, настоящих друзей можно обрести только в детстве – юности. Речь – об Анатолии Тихоновиче Величко, капитане 1 ранга, руководившем 13-м судоремонтным заводом ЧФ в течение десяти весьма непростых лет. Впрочем, «непростых» – это даже мягко сказано. Попробуйте, примерьте 1986 – 1996 годы к своей биографии и к жизни страны в периоды перестройки – развала Союза – рождения «независимой» России, которая в течение тягостных и тягучих 90-х тяжело «вставала с колен». Что касается Черноморского флота и Севастополя, то это время стало целым куском эпохи, в которой исторические годы флотораздела, определения судьбы и статуса Черноморского флота и начала почти четвертьвековой борьбы за возвращение города русской славы и Крыма в родную гавань – в Россию.  Флотский судоремонт в эти годы сначала врастал в новые экономические условия, а затем настойчиво боролся за своё выживание.

Начальника 13-го СРЗ ЧФ Анатолия Тихоновича Величко сегодня, да и при его жизни, называют человеком, тогда сохранившим предприятие для России, её Флота и для Города-Героя. Это справедливо, хотя, безусловно, он один не смог бы в лихую годину это сделать. Однако, во многом именно его позиция «красного директора», да к тому же военного, позволила сохранить завод, в течение двух последних десятилетий являющийся самым успешным предприятием города и основным его налогоплательщиком.

Факт из разряда «убийственных»: в системе Главного управления судоремонтных заводов ВМФ СССР было около полусотни предприятий, из них на сегодняшний день по факту сохранился один – ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России. Конечно, сейчас существуют и другие заводы, некогда входившие в мощнейшую структуру флотского судоремонта. Однако все они или поменяли собственника, или формат существования, или профиль, а иные ушли практически в полное забвение – о них уже мало кто помнит даже в ветеранской среде.

Это важно. Но важнее другое – сегодня именно черноморский 13-й завод является ведущим судоремонтным заводом всего Юга России, способным производить комплексный ремонт надводных кораблей и подводных лодок, вспомогательных судов и иных плавсредств. Уж так случилось – за последние тридцать лет отрасль в основном утрачивала свои мощности, а 13-й СРЗ в этой катавасии устоял. Устоял во многом благодаря Величко, не прогнувшемуся под мощным прессингом флотских начальников-разрушителей, не поддавшемуся на посулы околофлотских бизнесменов, кусавших флотское тело в «жирных» местах – поживиться в период зарождавшегося постсоветского капитализма удалось многим.

О ТОМ, КАК И ЧЕМ ЖИЛ Величко, в том числе в плане житейско-бытовом, можно много рассказывать. Отмечу одно: единственное, что реально делает притягательной по нынешним параметрам его квартиру, – её расположение в центре города. Мой приятель, как-то попав в неё, сказал: «Не думал, что так могут жить директора заводов…». Как «так»? «Так» – по-советски просто, без мебельных гарнитуров из карельской берёзы с бронзовой инкрустацией, без мраморных каминов, зеркальных потолков и джакузи «для слонов».

Оказывается, что так жить могли и начальники завода – это сейчас не все могут, а к рукам капитана 1 ранга никогда ничего «не прилипало». С собой «туда» ничего не возьмёшь – так рассуждал Анатолий Тихонович, ежедневно занимаясь судоремонтным делом: до своего последнего дня, став «глубоким» пенсионером, он жил интересами завода. Став членом Союза журналистов России, ему он посвятил две фундаментальных книги. Ещё две – своим однокашникам по Ленинградскому ВВМИУ. Ещё две – своим родным. Немногие из «номенклатуры» способны на такой труд. Уверен: мало кто из нынешних руководителей – «эффективных менеджеров», вылупившихся в инкубаторах «перспективного резерва» и «лидерских школ», будут готовы когда-нибудь сесть за мемуары. Да и будет ли им что рассказать толкового?

ПОЖАЛУЙ, в годовщину памяти  Анатолия Тихоновича Величко нет особого смысла подробно останавливаться на страницах его биографии. Отметим главные вехи.

Родился 26 марта 1941 года в воронежской глубинке. В крестьянской семье фронтовика всего было пять мальчишек – мал мала меньше. Юность – два года на шахте плюс техникум, затем – срочная на кораблях разведки Балтфлота, потом – курсантские годы. Служба на Севере, восемь лет из которой – командирство БЧ-5 на эсминце и орден «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени. Потом – сплошной судоремонт на СФ и ЧФ, орден Красной Звезды и орден Трудового Красного Знамени – 13-му заводу. На Севере похоронил 11-летнего сынка – Толика, в Севастополе – жену Антонину. Весной 2015 года он побывал на малой родине – на машине мы с ним съездили в Калач, Шувалов, поездили по окрестным деревням и сёлам, по бескрайним полям и перелескам. Возвращаясь из Воронежа, заехали в Вёшенскую – в «гости» к Шолохову. Чуть позже я понял: Тихоныч ездил прощаться с частью своего прошлого.  Сам он умер 28 января 2018 года…

ПОХОРОНИЛИ Величко на сельском кладбище в родном Шувалове, что между Павловском и Калачом – так он завещал. В чернозёме, неподалёку от могил отца и матери, от «сектора» других Величек, которых здесь и в окрестностях жило и до сих пор живёт немало.

Похороны стали настоящим событием, хотя, наверное, такая характеристика к подобному действу не очень подходит. Но часто ли в кои-то веки в русских сёлах в последний путь провожают «настоящих капразов»?

Хоронили, что называется, на уровне: прибыло районное начальство, почетный караул из ПВОшников и военный оркестр в зимнюю непогоду под руководством военкома приехали аж за 120 вёрст. В сельской школе прекратили занятия, на площади хутора, где поставили гроб, в каре выстроились все сельчане. После митинга службу правил протоиерей Сергий – в миру бывший старшина 1 статьи. Валил снег. Было торжественно и скорбно. На поминках горестную печаль сменила тихая грусть…

Нынче помянули капитана 1 ранга Анатолия Тихоновича Величко в Севастополе. Помянули его и в родном Шувалове.

Сергей Горбачев

 

Запись опубликована в рубрике Новости, Память. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *