Славный путь севастопольской «Славы»

19 декабря 2017 года газета торжественно отметила свое 100-летие. Сегодня «Слава» воистину патриарх газетного дела всего юга России.

Старейшее издание на юге России «Слава Севастополя» выходит на русском языке и является единственным ежедневным изданием в городе Севастополе. Она была создана 19 декабря 1917 года под названием «Известия Севастопольского ревкома», а с 1918 года выходила под названием «Известия Севастопольского совета рабочих, крестьянских и военных депутатов», председателем которого был Н.А. Пожаров. После освобождения Крыма и Севастополя от белогвардейцев газета стала выходить с декабря 1920 года под заголовком «Маяк Коммуны».

В течение 20 последующих лет из номера в номер публиковались материалы о жизни города и страны, о социалистическом соревновании севастопольцев, о достижениях горожан в сфере культурного и социального строительства.

С первых дней героической обороны Севастополя 1941–1942 гг. газета во главе с ее редактором Сергеем Суковским была на боевом посту. Ее журналисты, работая в осажденном городе, добывали материалы буквально в огне. Ни бомбежки, ни артобстрелы не могли помешать ежедневному выпуску газеты. Последний номер «Маяка Коммуны» вышел 29 июня 1942 года, когда бои с гитлеровскими войсками уже велись на окраине Севастополя.

В годы войны отдали свои жизни в борьбе с врагом работники редакции и типографии: Анатолий Бутома, Николай Кондратьев, Вячеслав Калашников, Александр Кохман, Ефим Люхман, Александр Музрахи, Леонид Поляков, Дадид Тевянский, Григорий Ткаченко. 9 мая 1944 года Севастополь был освобожден, а 10 мая вышел первый номер газеты под новым названием «Слава Севастополя». Ее первым редактором был Павел Яковлевич Сарин.

В августе 1944 года газета была награждена медалью «За оборону Севастополя». В конце 1959 года «Слава Севастополя» явилась одним из инициаторов патриотического движения за превращение Севастополя в город высокопроизводительного труда, образцового общественного порядка и высокой культуры. Трудом ее коллектива была создана огромная летопись борьбы под этим девизом.

В течение многих послевоенных лет вклад журналистского коллектива в общее дело неизменно получал высокую оценку высших органов государства. В связи с 60-летием выхода в свет первого номера (1978 г.) газета была награждена орденом «Знак Почета», удостаивалась дипломов всесоюзных, республиканских творческих конкурсов.

С 1970 года газету возглавлял в течение 18 лет опытный журналист Григорий Дмитриевич Староверов. Он способствовал творческому росту, профессиональной закалке двух поколений газетчиков, многие из которых трудятся в коллективе и поныне.

Профессия журналиста такова, что за правду лучшие ее представители гибли и в мирное время. В 1988 году, когда газету возглавил В.И. Иванов, работники «Славы» одними из первых в регионе приняли решение о переходе на хозрасчет, в Севастополе организовывались выездные семинары для обмена этим ценным опытом.

А спустя семь лет редактору В.И. Иванову на фестивале журналистики посмертно был присужден приз «За журналистскую смелость». Владимир Иванов был убит в апреле 1995 г. по дороге на работу. В Вашингтоне на стеле Мемориала погибшим при исполнении служебных обязанностей журналистам высечено его имя.

С 1995 года коллектив редакции возглавляет опытный журналист Наталья Васильевна Троицкая. Под ее началом взят курс на создание собственной полиграфической базы. Сегодня типография «Славы» является конкурентоспособным производством, оснащенным современным оборудованием для полноцветной печати, здесь печатается свыше 10 изданий. Ежегодно в бюджет России «Слава Севастополя» направляет около 2 млн рублей в виде суммарного налога.

16 лет назад, 8 августа 2002-го, идя в ногу с развитием новейших и современнейших технологий, «Слава Севастополя» создала свой сайт, представив таким образом электронную версию газеты.

Сегодня, в преддверии очередного дня рождения (101-й год), «Слава» – популярнейшее издание в регионе. Она – член Всемирной газетной ассоциации, в сети Интернет газета востребована в 60 странах мира.

В судьбоносный период Крымской весны 2014 года, в ходе освещения газетой исторических событий, приводивших к возвращению в родную гавань народов Республики Крым и Севастополя, «Слава Севастополя» за неделю до референдума выходила ежедневно под неизменным слоганом на 1-й полосе: «Помни, чей ты сын, Севастополь!».

 

ХРАНИМ. ПОМНИМ. ГОРДИМСЯ…

…28 августа 1998 года в моем рабочем кабинете раздался звонок. Звонкий голос Веры Гавриловны Кузьминой, ответственного секретаря «Славы Севастополя» с 1945-го по 1973 год, а до этого – литературного сотрудника «Маяка Коммуны» с 1941 года, я узнал сразу. С ней бок о бок работал мой отец, мою первую в жизни информацию о субботнике пионеров нашего 5-го класса школы № 5 на Максимовой даче элегантно отредактировала также Вера Гавриловна, мягко попеняв мне: «Лёнечка, тис ягодный вообще-то пишется с одной «с»…

Вера Гавриловна, уже будучи на пенсии, читавшая тогда родную газету по-прежнему от корки до корки, не преминула сделать какое-то замечание по поводу верстки, поздравила коллектив с выходом на абсолютно самостоятельное «плавание» в рамках коллективного предприятия «РГ «Слава Севастополя» и сказала: «Пожалуйста, приходи ко мне вечерком, кое-что надо тебе вручить».

Когда направлялся к ее дому на ул. Ленина, 22, то, признаться, не сомневался, что Вера Гавриловна, по всей видимости, передаст мне какие-то редкие снимки, на которых запечатлен мой отец, журналист-фронтовик, оборонявший Москву, а с 1953 года работавший с Кузьминой в «Славе Севастополя»…

Но всё оказалось не так. Угостив меня чайком с фирменной выпечкой, ветеран нашей «Славы» со словами «прошу хранить и помнить» вынула из секретера большой запечатанный целлулоидный конверт. В нем оказались три суперраритетные и поныне подшивки с газетой «Маяк Коммуны», которая с перерывами издавалась в осажденном героическом Севастополе с начала Великой Отечественной войны до 29 июня 1942 года, а также полная подшивка «Славы Севастополя» с первого же дня ее издания – 10 мая 1944 года – до 29 декабря 1944 года.

Честное слово, у меня, как говорят, загорелись глаза. Ведь в архиве нашей редакции, насколько я помню, хранились подшивки «Славы» начиная лишь с 1945 года!

Конечно, состояние презентованных экземпляров «Маяка Коммуны» можно было оценить лишь на «троечку». И дошли они до уреза ХХI века в большей степени благодаря и тому, что служили… финансовым отчетным документом, который следовало хранить 75 лет. Дело в том, что по журналистской традиции, существующей, кстати, и по сей день, прямо на том или ином материале свежей газеты с авантитулом «Разметка» от руки всегда писали (и пишут сегодня) фамилию автора (если это псевдоним) и сумму гонорара, проставляемого бестрепетной рукой редактора. Тогда, в 1941–1942 годах, он колебался от 10 до 150 рублей…

В то тяжелое пороховое время на эти деньги в осажденном Севастополе можно было, кстати, приобрести на базарчиках в перерывах между бомбежками: килограмм картофеля за 5 рублей, килограмм говядины за 30-50 рублей, килограмм соли тянул до 200 рублей, масло сливочное стоило 25 рублей, пачка папирос – 80 рублей. А полведра воды оценивалось всего в копейку…

…На одной из фотографий, иллюстрирующих этот полиграфический раритет севастопольской «выпечки», значится написанная от руки фамилия – Лановлюк. Это девичья фамилия Веры Гавриловны Кузьминой. На форзаце худенькой подшивки «Маяка Коммуны» за период с 10 по 30 апреля 1942 года Вера Гавриловна вкратце описала и военный, и эвакуационный периоды биографии нашей славной газеты, те испытания, которые выпали на долю и журналистов, и спасенных ею подшивок.

…Свежие новости добывались буквально под шквальным огнем немцев. А иногда журналисты «Маяка Коммуны», меняя профессию, шли на боевые задания бок о бок с защитниками города. В номере «Маяка Коммуны» за 12 апреля 1942 года помещен материал под заголовком «С автоматом по немецким тылам». В этой публикации журналист Лев Иш описывает скрытый штурмовой рейд спецгруппы по тылам фашистских позиций: «С вечера, когда отряд младшего лейтенанта Агафонова ступил на эту тропку, было сравнительно светло. Мы видели повороты, без труда перепрыгивали через расщелины… Вот и хутор, где немецкая резервная рота устроила пирушку. Солдаты возле дымящих походных кухонь резали кур, жарили колхозных поросят. Хохот, пьяный гвалт… Молча, не выдавая себя ни единым шорохом, наш отряд окружил хутор с четырех сторон. Полоснула короткая очередь из командирского автомата, и тут же вступили в бой все наши пятнадцать стволов. Костер, разожженный фашистами посреди улицы, освещал весь хутор и позволил бойцам особой штурмовой группы полковника Горпищенко прицельно положить всю резервную роту – девяносто солдат вермахта…»

…А теперь несколько слов о спасенных подшивках «Маяка Коммуны». Вот что пишет об этом В.Г. Кузьмина: «Несколько десятков малоразмерных номеров «М.К.», искалеченных после разрушения типографии на ул. Фрунзе, 30, прямым попаданием в нее авиабомбы, были мною упакованы в чемодан с семейными вещами, погруженными на последний боевой корабль – лидер «Ташкент», прорвавшийся в осажденный Севастополь. Около двух тысяч раненых военнослужащих и семей, подлежащих эвакуации, совершили на нем переход в Новороссийск в ходе ожесточенной бомбардировки фашистской авиацией. На нас противник сбросил тогда 350 бомб. Было страшно. Но героический многонациональный экипаж лидера «Ташкент» и его отважный командир капитан 3 ранга Ярошенко вышли победителями…

Я и моя семья были эвакуированы в г. Алма-Ату. Что любопытно – там мы жили на улице имени Маяковского, то есть с тем же названием улицы, на которой в 1959 году в городе-герое будет выстроен газетно-издательский комплекс «Славы Севастополя»…

А две подшивки «Маяка Коммуны» были возвращены в Севастополь в январе 1945 года, куда я на должность ответственного секретаря «Славы Севастополя» была вызвана телеграммой Крымского обкома партии…»

Завершая рассказ о судьбе наших бесценных газет, доживших до 100-летия «Славы», справедливо названных некогда очень мудрым человеком «первыми черновиками истории», нельзя не упомянуть об одной знаковой находке, которая в начале 50-х годов была сделана на месте бывшей, некогда разрушенной типографии «Маяка Коммуны», которая располагалась в районе левого крыла нынешнего здания театра имени А.В. Луначарского. Речь идет о заглавной литере буквы «Я» из названия «Маяк Коммуны». Эта буковка была передана автору в дар одним из старожилов – участников обороны нашего города.

…Приятно сегодня осознавать, что чаще всего связь поколений все-таки не обрывается. Всегда и везде найдутся люди, готовые сохранить для потомков то, что станет потом бесценным даром. И тогда еще и еще раз окажется пророческой сакральная фраза нашего замечательного поэта Иосифа Бродского: «Время, столкнувшись с памятью, осознает свое бесправие…»

Леонид Сомов

Запись опубликована в рубрике Малая энциклопедия севастопольской журналистики, Новости, Храним и помним. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *