«Флаг Родины» – флагман флотской печати

Первый номер газеты «Красный Черноморско-Азовский флот» увидел свет 15 июля 1920 года в Мариуполе. С ноября того же года газета стала называться «Красный Черноморский флот», в июле 1922 года принимает название «Аврал». Осип Мандельштам, бывавший тогда в Севастополе, писал: «Единственная газета в городе – газета военмора «Аврал». Энергичный листок, умеющий находить крепкие слова, всегда простые и сильные для домашнего военморского быта, типичная «своя» газета, подошедшая вплотную к своему читателю».

В ноябре 1923 года флотское СМИ стало называться «Красный черноморец», его главной задачей было участие в создании молодого советского флота.

С первого до последнего дня Великой Отечественной войны газета черноморцев освещала борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Корреспонденты «Красного черноморца» находились в боевых порядках защитников Севастополя. Выход газеты не прервался ни на один день, в Севастополе для ее печати были созданы запасные типографии, тыловая – на Кавказском побережье, в Сочи. И даже после оставления города «Красный черноморец» еще месяц скидывали над Крымом с самолетов. А в сорок четвертом году полевая редакция «Красного черноморца» одной из первых вернулась в родной город в составе освобождавших его войск!

За мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, поддержание высокого боевого духа защитников Родины, укрепление веры в Победу редакция газеты КЧФ «Красный черноморец» награждена орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Севастополя».

На памятном мемориале журналистов и печатников-фронтовиков имена погибших в борьбе с фашистами товарищей: Владимир Апошанский, Михаил Ачкасов, Василий Быков, Николай Варакин, Алексей Давиденко, Евгения Захарова, Николай Земляченко, Иван Колотовкин, Алексей Маслаков, Матвей Никитин, Вадим Новиков, Александр Сергеев, Илья Цитовский.

С 1947 года газета принимает название «Флаг Родины». Ее корреспонденты профессионально освещают все этапы развития советского Военно-Морского Флота, в том числе постоянно принимают участие в несении боевой службы кораблями ЧФ в Атлантическом и Индийском океанах, в Средиземном море.

В начале 90-х, в сложные для России и Черноморского флота годы, «Флаг Родины» не отступил от своих принципов, объективно отражал твердые позиции командования ЧФ, Военного совета флота, черноморцев и севастопольцев по самым злободневным и острым проблемам того времени. Газета целенаправленно формировала общественное мнение. Подъемом Андреевских флагов на кораблях флота была поставлена точка в процессе, получившем название «определение судьбы Черноморского флота бывшего СССР». Севастополь сохранил за собой статус главной базы флота.

Все годы пребывания на территории «самостийности» редакционный коллектив последовательно и аргументированно пропагандировал на страницах газеты политику российского руководства, деятельность Министерства обороны, направленные на укрепление и развитие российской государственности, политики в области военного строительства, моральных и патриотических ценностей российского народа. В том, что в результате событий весны 2014 года Крым и Севастополь вернулись в состав Российской Федерации, есть весомый вклад и коллектива редакции газеты «Флаг Родины».

К осени 2018 года в свет вышло более 27.000 номеров газеты Черноморского флота. На титульном листе не меняются две позиции: слова «Правда и Честь» и награды – орден Красного Знамени и медаль «За оборону Севастополя». А лучшие из журналистов неизменно отмечаются почетными призами фронтового корреспондента В. Апошанского, флагмана флотских редакторов Г. Бутикова, воина-интернационалиста репортера А. Лоскутова.

Издание является победителем IX Всероссийского конкурса «Патриот России» (Гран-при) за лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания (2010 г.), а также лауреатом этого конкурса (2002, 2004 гг.), награждена Почетным знаком Российского государственного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации (2010 г.), является лауреатом конкурса среди газет и журналов МО РФ «Слово, ведущее в бой» (2010 г.). 9 мая 2015 г. редакции Российским организационным комитетом «Победа» вручена президентская памятная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

С 13 февраля 2018 г. согласно решению Министра обороны РФ газета «Флаг Родины» в качестве полноцветного еженедельника стала структурным подразделением редакции газеты «Красная звезда» Федерального государственного бюджетного учреждения «Редакционно-издательский центр «Красная Звезда» МО РФ. У нее самая большая индивидуальная подписка среди всех флотских газет России.

 

ТАЙНА И ПОДВИГ «КРАСНОГО ЧЕРНОМОРЦА»

«Нельзя уходить из Севастополя. Газета должна повседневно помогать защищать город». Эту запись в своих фронтовых дневниках редактор «Красного черноморца» бригадный комиссар Павел Мусьяков сделал в октябре 1941 года, на второй день героической обороны черноморской крепости. Впереди были тяжелейшие месяцы противостояния врагу, материалы, добытые потом и кровью и тут же с передовой идущие в номер, набор и верстка в сырых подвальных помещениях, почти без света и воды, в холоде, под бомбежками. Журналисты и печатники получали ранения, погибали, но ежедневно в сражающиеся войска, на флот, к горожанам, сплотившимся в единый лагерь, приходила боевая газета черноморцев. Она укрепляла дух людей, звала на подвиг, поддерживала веру в то, что защитники родного города непобедимы.

Они действительно оказались непобедимы. Даже несмотря на то, что тысячами полегли на его подступах и улицах, на адовом плато мыса Херсонес. Но врагам город не достался. Вместо белокаменной сказки у моря они получили обгорелые развалины, каждая из которых таила опасность.

И газета сражающейся крепости не допустила ни единого пропуска. Ни до официального сообщения «наши войска оставили Севастополь», ни после него. Она осталась с теми, кого воспевала.

Но это образ, высокий, но образ. Жизнь же требовала конкретных действий, обеспечивающих важнейшую идеологическую задачу. Не случайно уже к августу 1941 года руководство редакции завершило создание нескольких резервных полиграфических баз для выпуска фронтовой газеты. Командование флота, оборонительного района всячески помогало в этом. Оборудование, запасы бумаги крымских изданий по мере наступления врага скапливались в единых руках.

Увы, становилось очевидным, что главную резервную базу необходимо иметь глубоко в тылу. В Сочи, в городскую типографию журналисты и печатники с каждой оказией, берегом и морем, переправляли тяжеловесное оборудование, ценность которого становилась стратегической. Но сами редакция, типография, пережив тяжелую зиму первого года войны, так и не покинули родных стен по улице Ленина, 51. Люди разве что перебрались в подвалы, где работали и жили, куда возвращались с передовой и с Кавказа, где ежедневно делали газету. А бомбы просто чудом не попадали в наши здания.

В январе 1942 года Мусьякова отозвали в Москву. В осажденном Севастополе редактором остался его заместитель полковой комиссар Степан Зенушкин с небольшой группой корреспондентов и печатников. Исследуя историю этого периода, мы поняли, что Мусьякова отозвали не случайно. Во-первых, он должен был окончательно подготовить сочинскую базу к срочному выпуску «Красного черноморца». Во-вторых, севастопольская оборона проявила недюжинный организаторский и писательский талант Павла Ильича, на него решили возложить издание центрального уровня. (Так и было, генерал-майор Мусьяков впоследствии стал редактором газеты советского ВМФ «Красный флот»).

А в осажденном городе ситуация становилась все драматичней. К апрелю редакция «Красного черноморца» работала уже в штольнях Килен-балки. Там же набиралась, а отлив стереотипа и печать производили в малой запасной типографии в районе Артбухты, куда, нередко под огнем противника, возили на катере сверстанные полосы.

Подтверждение этого мы неожиданно получили от севастопольцев, бывших в период обороны детьми. Почему? Все просто: в момент выдачи тиража из подвалов бывшего «дома Анненкова» (приют для бедных, построенный на берегу Артбухты промышленником Анненковым, теперь здание универмага) дети могли выпросить у бойцов хоть немного газет. Бумага – сама по себе была дефицитом, на полях, меж строчек можно были писать или обменивать странички, пускаемые взрослыми на самокрутки, на что-то повкусней.

Подробно пишу об этой детали потому, что все сведения, связанные с дислокацией «Красного черноморца», типографий по законам военного времени тщательно скрывались. Подчеркнем: не только в годы войны, но и десятилетия спустя. Была уже написана летопись орденоносной газеты послевоенного и советского периодов (низкий поклон за это блестящему флотскому журналисту, заслуженному работнику культуры УССР Анатолию Марете!), а мы так и не знали, когда же вышел последний номер в оборонительном районе, а когда эстафету принял Сочи. Предполагалось даже, что выпуск производился параллельно.

В период подготовки к нынешнему юбилею мы еще раз обратились к ветеранам Севастополя и Черноморского флота. Отыскалась одна свидетельница – жена наборщика типографии Владимира Ветрова – Александра Никитична, которая, несмотря на весьма почтенный возраст, утверждала, что последними эвакуировались те, кто 3 июня 1942 года ушел из Севастополя на «Красном Крыме». Музей ЧФ подтвердил этот срок перевоза крейсером в Туапсе раненых и эвакуированных.

Раскрываем подшивку. Июнь 1942 года. Никаких перемен в лице газеты. Номера следуют одни за другим без перерыва. Те же шрифты заглавия, статей, те же материалы с передовой, имена авторов. Разве что номера за 5 и 6 июня выпущены в большом – «правдинском» формате, а не уже привычной фронтовой «половинкой», подписаны не Степаном Зенушкиным, а батальонным комиссаром Николаем Юдиным.

Интуиция, что называется, толкала в бок, но что можно утверждать без документов. Мы разослали запросы в архивы, включая Центральный военно-морской архив МО РФ. Правда, надежд особых не питали, ведь «флажковцы» прошлых лет уже не раз вели этот поиск.

Первые ответы подтвердили опасения: «К сожалению, документами о выходе «Красного черноморца» не располагаем»…

И только буквально накануне 9 Мая, перед самым 65-летием Великой Победы, когда в редакции «Флага Родины» собрались наши ветераны – участники Великой Отечественной войны, пришел ответ из архива Гатчины.

Приводим его с трепетом, ибо впервые эти сведения открыты для печати:

«По приказанию начальника Политуправления из Севастополя были направлены на Кавказ батальонный комиссар и начальник издательства, а позже заместитель редактора газеты «Красный черноморец» для подготовки и организации выхода газеты на Кавказе. В этот же период туда же была направлена часть личного состава (вольнонаемные и военнослужащие). В конце мая 1942 года был организован окончательный перевоз типографского оборудования.

5 июня 1942 года газета «Красный черноморец» начала выходить в городе Сочи. В этот же день был прекращен ее выход в Севастополе, после чего на новое место отправлены все остальные работники редакции и типографии, за исключением небольшой группы типографских работников, оставшихся для погрузки автомашин. Эта группа прибыла на Кавказ 12 июня 1942 года.

Военнослужащие и вольнонаемные работники до последнего дня самоотверженно работали по выпуску газеты и на погрузке оборудования. Личный состав эвакуирован из Севастополя весь, за исключением отказавшихся выехать.

Для освещения дальнейшей обороны Севастополя были оставлены редакционные работники: секретарь редакции батальонный комиссар Сальников, спецкорреспондент капитан-лейтенант Апошанский и инструктор редакции младший политрук Коптяев, а позже – батальонный комиссар Чацкий и политрук Колотовкин.

Благодаря их работе газета смогла ежедневно давать целую полосу о героической борьбе защитников Севастополя…»

Они ушли, чтобы остаться. Чтобы, ни на миг не уронив, передать боевое знамя газеты из рук в руки. И ничем не выдать горьких реалий войны. (Разве что позволили себе обозначиться форматом для посвященных, газетчиков, способных расшифровать этот знак спустя годы).

Издаваемый в Сочи «Красный черноморец» приходил в Севастополь еще почти месяц, его и позже скидывали с самолетов, как листовки над оккупированной территорией.

Фронтовая тайна «Красного черноморца» раскрыта. Она еще раз подтверждает: военные газетчики и их товарищи полиграфисты до конца выполнили свой профессиональный и гражданский долг.

3 июня из Севастополя уходил в сторону Кавказа «Красный Крым», один из последних прорвавшихся с охранением в оборонительный район. Работники флотской газеты, уходившие на нем, все же успели выпустить текущий номер, который всегда делается на завтра. В те же сутки очередной выпуск начали делать те, кто готовил запасную базу в Сочи. Так начался новый этап информирования, идеологической, духовной поддержки черноморцев, воюющих с врагом, неразрывность выхода легендарной газеты – обеспечена!

«Красный черноморец» оставался на передовой до той самой поры, как началось освобождение Кавказа и Крыма. Вместе с передовыми частями наша фронтовая бригада прорывалась в Севастополь, переправляя боевые материалы в тыл, издавая оперативные спецвыпуски. В мае 1944 года адрес редакции из номера полевой почты вернулся в родное прочтение – улица Ленина, 51. Вот они, подшивки газеты той героической  военной поры. Лист к листу, номер к номеру. Кто посмеет сказать, что «Красный черноморец» когда-нибудь уходил из Севастополя?

Наталия Микиртумова, Заслуженный журналист Крыма

Горжусь, что в 2019 году мой стаж работы во «Флажке» сложит ровно 40 лет, а в военной печати все пятьдесят.

 

Запись опубликована в рубрике Малая энциклопедия севастопольской журналистики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *