В июне–августе 2018 года Исследовательской группой ЦИРКОН по заказу Фонда медиаисследований и развития стандартов журналистики (Фонд «Медиастандарт») было проведено исследование, результаты которого отражают массовые представления россиян о профессии журналиста, его социальных ролях в обществе и личных качествах.
Использована многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. Опрос реализован методом личного интервью (face-to-face) по месту жительства респондента.
Объем выборочной совокупности составил 1604 респондента. Выборочная совокупность репрезентирует взрослое население России по параметрам пола, возраста, образования, месту проживания (тип населенного пункта) и географии.
Следует отметить, что указанные выше представления о профессии довольно устойчивы на протяжении последних 10-15 лет.
Несмотря на то, что респонденты считают журналистику уважаемой в России, но сами они неоднозначно оценили степень своего доверия современным журналистам, разделившись на три примерно равные группы доверяющих, не доверяющих, и меняющих свое отношение в зависимости от ситуации («когда как»).
Большинство населения декларирует приверженность традиционным ценностям медиа, а именно объективности в подаче информации, ее полноте, точности и, главное, правдивости. Вместе с тем заметна и группа респондентов, которая осознанно предпочитает оперативность и «интересность» (увлекательность, «прикольность») информации ее точности и правдивости.
респондентов затруднились ответить на этот вопрос
Другие отрасли оказались гораздо менее персонифицированными для населения, если не сказать – вовсе не персонифицированными. Радио, пресса и интернет сильно уступают по количеству упоминаний имен журналистов, что даёт основания рассматривать эти показатели лишь на уровне статистического шума.
Так, Андрея Малахова скорее можно назвать «шоуменом», в то время как лишь 9% населения считают развлекательную роль журналиста самой важной, Владимира Соловьева – «идеологом» (11% назвали эту роль важнейшей), а Владимир Познер скорее выступает в роли «просветителя» (22% респондентов ожидают от журналистов в первую очередь выполнения этой функции).
Лишь 3% журналистов считают, что должны нести ответственность перед властью, в то время как такого мнения придерживается 20% россиян.
Однако и россияне, и профессиональное сообщество сходятся в том, что журналисты должны нести ответственность прежде всего перед обществом (82% и 79% соответственно).