Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв выступил с речью на заседании Временной Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ.
Предлагаем основные тезисы выступления председателя СЖР:
Работа журналистов на войне — это особая тема.
Нас не учили быть военными корреспондентами — мы учились на своих ошибках. Первые жертвы – Виктор Ногин и Геннадий Куринной, погибшие в Югославии в начале 90-х, — к сожалению, вообще не имели страховки. И сегодня руководители телевизионных каналов, в частности, Олег Борисович Добродеев, до сих пор помогают семьям по собственной инициативе.
Когда мы с оператором Анатолием Кляном их заменили, у нас была страховка — но чисто бытовая, а не военная.
Когда же Анатолий Клян несколько лет назад погиб в Донбассе, у него уже была серьёзная страховка и семья получила значительные суммы.
Вопрос о статусе журналиста в горячих точках активизировался после недавней гибели трёх наших коллег в Центральноафриканской республике. Союз журналистов России неоднократно поднимал эту тему, и я говорил о статусе военных корреспондентов с президентом Путиным на форуме в Калининграде в марте этого года.
Мы предлагаем, чтобы всю ответственность за штатных сотрудников несли редакции, так как штатный сотрудник может неожиданно оказаться в зоне боевых действий, как это и случилось со мной, когда во время теракта моя группа попала в Беслан самой первой. Также мы предлагаем, чтобы все, кто из наших коллег едет работать в зоны боевых действий, имели бы при себе международную карточку журналиста, что часто помогает общению с местными властями в любой стране мира.
Кроме того, мы в Союзе журналистов уже получили образовательную лицензию и сейчас предпринимаем шаги по получению гранта для работы с научно-исследовательским институтом МЧС, где готовят специалистов по обучению действиям в экстремальных ситуациях и во время миротворческих миссий.
Мы также планируем организовать курсы для обучения журналистов, собирающихся ехать в горячие точки. Кроме того, будем издавать соответствующие методические пособия.
Союз журналистов предлагает законодателям разработать законопроект, обеспечивающий максимальную защиту журналистам, работающим в горячих точках и в условиях боевых действий. В данном законопроекте, по нашему мнению, необходимо учесть следующие положения:
1. Законопроект должен быть направлен, в первую очередь, на защиту сотрудников редакций, работающих по трудовым договорам со СМИ. Конечно, хотелось бы защитить и «стрингеров», но как защитить людей, сама специфика труда которых заключается в отсутствии защиты? Если сам стрингер, работающий на гражданско-правовых основаниях, не хочет, чтобы он был защищён (чтобы повысить заинтересованность потенциальных работодателей), то и мы не сможем его защитить. Он всегда может включить даже в письменный договор оговорку, что действует на собственный риск. Штатный сотрудник, в силу исполнения должностной инструкции, может быть переброшен в горячую точку неожиданно (мой личный опыт в Беслане), поэтому нужны гарантии, что редакция будет обеспечивать его социальную защиту вне зависимости от наличия договора со страховой компанией.
2. Безусловно необходимым считаем:
— обеспечение журналистов средствами индивидуальной защиты (каски, бронежилеты); международным удостоверением журналиста как общепризнанным документом, удостоверяющим принадлежность к СМИ.
3. Защитой должны быть обеспечены все сотрудники редакции, выполняющие задачи в горячей точке. Очевидно, что производство информации и доставка её до граждан критически зависит не только от сотрудника, работающего в кадре или непосредственно пишущего текст, но и от всех находящихся рядом с ним с целью обеспечения его деятельности. Звукорежиссёр, не говоря уже об операторе, в не меньшей степени важны для появления качественного сюжета, а рискуют, при этом, не меньше (порой, оператор даже больше).
Все эти предложения основаны на моём личном опыте и опыте коллег, прошедших не одну войну.
Кроме того, если идея присваивать статус участника боевых действий по тем или иным причинам не пройдёт — есть предложение — активных военных корреспондентов представлять к званию Заслуженного журналиста России (в ускоренном варианте), что даёт статус ветерана труда и обеспечивает значительное количество льгот.