«ТАСС уполномочен заявить». Но как заявить так, чтобы быть первым, чтобы тебя услышали и чтобы это принесло прибыль. Выступая на BalticWeekend управляющий делами ТАСС Дмитрий Коротков рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются классические медиагиганты в наши дни.
— Главный технологический вызов сейчас звучит примерно так: возможна ли полная автоматизация производства контента, — считает Коротков, — Уже сегодня обсуждается ситуация, что в недалеком будущем в ньюсрумах появятся человекоподобные машины, искусственный интеллект целиком и полностью вытеснит журналистов и будем сам создавать новости и сам их распространят. Я думаю, что все окажется проще, банальнее и незаметнее. Не секрет, что во многих СМИ, в том числе и в ТАССе, типовой контент (прогноз погоды, курсы валют, биржевые сводки, спортивные результаты) обрабатывается с помощью открытых алгоритмов без участия человека.
Точно также в ТАСС используют компьютерные алгоритмы для формирования новостных лент. Если раньше новости читал один редактор, сейчас весь массив информации обрабатывает машина и тегитирует заметки. В итоге клиент по тегам выбирает то, что ему наиболее интересно.
— Но это пока еще не имеет никакого отношения к искусственному интеллекту. Главный вопрос – сможет ли робот с помощью искусственного интеллекта создавать более сложные информационные заметки. Сможет ли робот понять, что важно, а что нет, — рассуждает Дмитрий Коротков, — Пока ни у одного СМИ с этим дело не продвинулось. Разработки идут и машины учатся гораздо быстрее, чем человек. Но им пока еще нужен человек и я надеюсь, что он там и останется. А с изображениями искусственный интеллект уже шагнул гораздо дальше. Машины легко учатся понимать, что изображено, где и когда это произошло. И более того GettyImages уже запустили сервис, который в вашей редакционной программе может автоматически предлагать вам изображения на ту тематику, которую вы затрагиваете в своих новостях. Но – самое главное: мы уверены, что ничего плохого не будет, если 80 процентов технической работы, будут делать машины, а 20 процентов – останется за человеком – работа с интересными сюжетами, источниками, эксклюзивы, оригинальные повороты в теме. Если машины освободят нас от технической работы , то никому хуже точно не станет.
Второй вызов о котором рассказал Дмитрий Коротков, это расширение способов доставки контента до потребителя. За последние 20 лет в мире появилось большое количество информационных платформ и гаджетов, с помощью которых можно получать новости. Люди стали потреблять информацию совсем по-другому
— Причем изменения драматические, — говорит Дмитрий, — И происходят они с такой скоростью, что мы просто не успеваем за этим следить.
Кроме того, развитие этих платформ (соцсетей, блогов, обратной связи с пользователями) приводит к тому, что у СМИ лишились статуса источника уникальных новостей. В информагентствах это особенно заметно.
— У ТАСС была монополия на распространение информации – государственной и международной. Эта монополия была не только у ТАСС, но и у большинства агентств, которые работают по всему миру. И сейчас эта монополия разрушилась, — объясняет Коротков, — Теперь первоисточников для работы редакций появилось огромное количество. Твиттер Трампа и есть государственное информагентство. Kremlin.ru — это фактически отдельное СМИ, у которого есть своя редакция. Мы потеряли монополию с начала нового тысячелетия. Теперь мы работаем не как поставщик контента для СМИ, которые его обрабатывают и выдают читателю. Нам теперь надо работать напрямую с читателем.
Новая информационная среда диктует свои условия, под которые агентствам приходится подстраиваться. И главное из них – скорость доставки контента.
— Если раньше фотографы ТАСС снимали событие, приходили в редакцию, проявляли фотографии, отбирали лучшие снимки, потом выставляли их на ленту, то сейчас это нереально. Сейчас у нас есть фотохост, где публикуются фотографии с крупных мероприятий. И от момента, когда щелкает затвор фотографа, до момента, когда в клиентском интерфейсе появляется эта фотография, обработанная и подписанная, проходит 2 минуты, — рассказал Коротков.
Он также отметил, что в цифровой среде сложилась у уникальная конкурентная среда. В другой сфере что-то подобное представить очень сложно. Нефтегиганты не конкурируют с маленькими бензоколонками.
— А в цифровой среде возможна ситуация когда медиагиганты борются за аудиторию с молодыми, ребятами. Они делают медиакомпанию и набирают аудиторию не меньше, чем некоторые крупные СМИ. Такая конкуренция подстегивает к тому, что ты должен быть быстрее: либо ты быстрый, либо ты мертвый, — уверен Коротков, — И еще важный новый нюанс: мы вынуждены все время давать клиенту выбор. Если он хочет получать фотографии через чат-бот, а не через обычный громоздкий интерфейс, вы должны сделать чат-бот, пуш-уведомления, алерты, мобильные приложения, паблики. А завтра будут появляться все новые и новые платформы и нам придется за ними идти, чтобы нашу информацию клиент получал первой и она доходила до него в том виде, в каком ему удобно. ТАСС сейчас присутствует на всех платформах и для большинства их них мы делаем специальный контент.
Последний вызов времени: как информагентству в сложившихся условиях зарабатывать.
— Рекламная модель уже не работает, все это поняли. Идут эксперименты с платными подписками. Но пока за контент платит мизерное количество пользователей, — отметил Дмитрий Коротков, — И сейчас кроме нескольких транснациональных корпораций все основные медиа переходят в новые формы – это спонсорские, дотационные. В России, практически на всех уровнях, основной инвестор медиа -государство. И я не думаю, что в ближайшее время ситуация будет меняться. Но при этом всегда остаются ниши для самоокупаемости.
Источник: Лениздат.Ру