Китай хочет создать в союзе с Россией спутниковую группировку для раздачи широкополосного интернета, которая станет конкурентом британской OneWeb и Starlink Илона Маска. Эта идея обосновывается, прежде всего, вопросами безопасности и цифрового суверенитета. Но угрозы какого рода позволит отразить российско-китайская спутниковая система?
Находясь в Москве, делегация из КНР предложила Роскосмосу создать на паритетных началах многоуровневую спутниковую группировку для предоставления широкополосного доступа в интернет, сообщил в воскресенье источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли.
Известно, что Китай рассматривает вопрос о создании национальной спутниковой системы, насчитывающей порядка тысячи космических аппаратов, расположенных на низкой, средней и геостационарной орбите. Предполагается, что она станет своеобразным ответом британской системе OneWeb, которая только начала создаваться.
OneWeb Satellites – совместный проект европейской Airbus и британской Virgin (на самом деле, инвесторами является целый ряд компаний, в том числе Bharti, Hughes, EchoStar, Intelsat, Qualcomm, Coca-Cola, Totalplay, Grupo Salinas и др.) по созданию сети низкоорбитальных спутников, предоставляющих доступ к широкополосному интернету на территории всей Земли, в том числе в местах, где его до сих пор не было. Для этого планировалось вывести на высоту в 1200 км 648 спутников, но впоследствии эта цифра увеличилась до 672, а с учетом запаса – до 900.
Россия тоже примет участие в европейском проекте. В июне 2015 года Роскосмос подписал с британской OneWeb контракт на вывод всех ее спутников на орбиту на ракетах «Союз». Первый запуск в рамках этой программы запланирован на 19 августа 2018 года и произойдет с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Это далеко не единственный проект такого рода. К примеру, корпорация SES планирует создать аналогичную систему O3b, а SpaceX Илона Маска намерена запустить спутниковую сеть Starlink, которая, по его задумке, должна насчитывать до тысячи космических аппаратов. Но если Маск выводит на орбиту свои спутники самостоятельно (пока выведено два из них), то SES, как и OneWeb, прибегает к услугам Роскосмоса, который уже запустил для неё 12 аппаратов.
Немудрено, что Китай и Россия также озаботились созданием собственной спутниковой группировки. Но зачем она им нужна?
Удар прямо в мозг
«Зачем самой большой стране в мире нужна группировка спутников, которая предоставляет интернет, понятно. У нас до сих пор в очень большом количестве маленьких городов и деревень вообще нет связи. Кроме того, с точки зрения всеобщей цифровизации всего сеть со спутника, которая позволяет дать быстрый интернет, телевидение и телефонную связь в любом уголке страны, – это очень полезная вещь», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.
Но есть и другой аспект – политический. Необходимость создания собственной сети спутников вместо того, чтобы подключиться к одному из чужих проектов, Москве и Пекину диктуют соображения безопасности. Стоит отметить, что, несмотря на участие в проекте OneWeb, Россия не спешит обеспечивать его вещание на собственной территории. Чтобы иметь возможность официально продавать свои услуги в РФ, британской компании необходимо получить свой диапазон частот для абонентских устройств, однако еще в 2016-м необходимый диапазон был отдан созданной тогда же компании «Спутниковая система «Гонец» (входит в Роскосмос), насчитывающей всего 12 спутников, раздающих интернет на смехотворных скоростях 9,6–76,8 кбит/с. Из-за этого у экспертов возникли подозрения, что речь идет о попытке заблокировать приход OneWeb в Россию.
Эти опасения не подтвердились. В 2017 году «Гонец» и OneWeb создали в РФ совместное предприятие, а затем подали заявку на получение нескольких полос радиочастот для использования радиоэлектронных средств российского сегмента. Заявка должна была быть рассмотрена Госкомиссией по радиочастотам (ГКРЧ) в конце прошлого года, однако этого не произошло и вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии. Дело в том, что ФСО и Роскосмос заявку одобрили (пусть и с дополнительными условиями), а вот Роскомнадзор выступил против, мотивируя это как раз вопросами безопасности.
«Проекты по доставке прямого интернета с неба во все страны мира имеют в качестве общего мотива не бизнес. Основной мотив создания спутниковой группировки с интернетом на весь мир – продолжение «цифровой колонизации». Это возможность пробиться к населению всяких стран, которые они считают тоталитарными, минуя национальное правительство», – считает Ашманов.
«Сейчас между интернетом от США, информационными войнами и кибервойнами, которые ведут США, и населением стоят своего рода прослойкой национальные провайдеры. Они подчиняются национальному законодательству, в частности в отношении фильтрации контента, как у нас, так и у китайцев. А со спутников ты просто доставляешь интернет каждому, кто хочет его подхватить. И тут даже не очень важно, платит он за этот интернет или нет. Потому что основная идея – доставить контент, минуя национальное правительство. Прямо в мозг, что называется», – говорит он.
По мнению Ашманова, этому же служит повсеместный переход на протокол HTTPS: «Крупные интернет-компании это преподносят как попытку что-то ускорить или сделать более безопасным. Но в реальности, на мой взгляд, основной смысл – это доставлять контент напрямую пользователю, так чтобы никакой, как говорится в криптографии, man in the middle (человек посередине) не мог перехватить и тем более отфильтровать этот контент.
Это борьба за прямое обращение к нации, на которую надо воздействовать, это этап «цифровой колонизации». Это желание «донести правду» до, как они думают, порабощённых народов вроде русского и китайского.
Представьте себе, что у вас в квартире непрерывно звучит голос о том, что вы плохой муж и вашей жене нужно подобрать кого-то помоложе и побогаче. И вы его не можете выключить, потому что сосед нашел способ вещать на вашу квартиру и считает себя тем самым более молодым, успешным и красивым, который должен забрать у вас жену», – провел параллель Ашманов.
Он уверен, что с этим способом пропаганды в России будут бороться. «Скорее всего, будут глушить чужой интернет или лицензировать частоты. И, конечно, будут запускать свой интернет. Либералы скажут, что для того, чтобы пускать свою пропаганду. Но у нас есть цель просто раздать нормальную связь нашим гражданам, у которых ее до сих пор нет. Кроме того, по моему личному мнению, своя пропаганда лучше чужой», – резюмировал эксперт.
Одним файрволом больше
Создание совместной с Китаем спутниковой системы укладывается и в концепцию создания альтернативного интернета, которую недавно озвучивал российский МИД. Газета ВЗГЛЯД подробно рассказывала об этой инициативе, целью которой также является защита от иностранного вмешательства и противодействие «цифровой колонизации». Если спутниковая система будет доставлять свой интернет – быстрый, дешевый или вообще бесплатный, а противнику для того же частот не дадут, это поможет информационному суверенитету, отмечает Ашманов. То есть такая сеть как раз и может стать базой для альтернативного интернета.
Россия уже задумывалась о создании собственного конкурента OneWeb еще до предложения Китая. Роскосмос в мае презентовал в Москве спутниковую систему «Эфир», предназначенную для предоставления широкополосного доступа в интернет. Согласно базовому варианту проектного облика, система должна состоять из 288 спутников. Это потребует инвестиций в 300 млрд рублей, проект должен завершиться к 2027 году.
Гендиректор компании «Российские космические системы» (РКС) Андрей Тюлин отмечал, что с помощью новой спутниковой системы «Эфир» планируется обеспечить голосовую связь и доступ в интернет в удаленных регионах мира, мониторинг транспорта и беспилотников. Её будут продвигать на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. «Эфир» будет идти вслед за проектом компании SpaceX, не повторяя ее ошибок.
При этом глава РКС отмечал, что новую систему невозможно будет заблокировать за рубежом: «Технически блокировка возможна в случае контроля над инфраструктурой, в первую очередь – наземной. «Эфир» проектируется таким образом, что основная наземная инфраструктура будет сосредоточена в России».
Но если у Москвы есть планы по созданию собственной системы, возникает вопрос, насколько для нее интересно китайское предложение. Стоит ли согласиться на совместный проект или лучше сосредоточиться на развитии национального?
«Это вопрос экономических расчетов, а также политических договоренностей. Экономически разделить бремя таких гигантских трат, которые требуются на спутниковую систему, существенно проще, чем нести их в одиночку. Что же касается политической части, то китайцы – это очевидные и очень неплохие наши союзники. Да, они очень хорошо знают свой интерес, очень тонко его понимают. С другой стороны, они не осуществляют информвойну на нашей территории и вообще не агрессивны. Наконец, они признают, что и мы, и они находимся под информационной кибератакой со стороны США, градус которой нарастает, и надо что-то делать, чтобы защитить свой суверенитет. Поэтому можем сотрудничать», – считает Ашманов.
Но если речь идет о единой общей системе, важно понимать, кто будет ею управлять и какой контент будет через нее идти. Возможно, имеет смысл создать две отдельных, но интегрированных между собой системы.
«Про интернет давно говорится, что нужно объединять усилия в области кибербезопасности, налаживать шлюзы, налаживать собственные системы доменных имен. У китайцев свою, у нас свою, но со шлюзами между ними. По-моему, это очевидная штука. Наверное, так и будет, ведь так проще. Можно шлюзовать трафик, передавать друг другу, перебрасывать мощности, если требуется. Если говорить о таком способе сотрудничества, он более удобен. Не нужно решать, кому передать полномочия на всю систему», – подытожил эксперт.
Источник: Взгляд