Людям интересно то, что происходит рядом
– Владимир Геннадиевич, каковы на сегодня тенденции развития СМИ в России? Вообще-то, Казахстан и Россия – близнецы-братья, поэтому большого, наверное, различия нет. И все же…
– Тенденции разнонаправленные. Например, несмотря на то, что пророчат смерть бумажным журналам и газетам, на самом деле тиражи региональных СМИ во многом растут. Это связано с ростом благосостояния людей, и во всем мире такая тенденция существует.
Как только у людей поднимается уровень жизни – они начинают интересоваться тем, что происходит рядом. Им важно знать, построили ли мост, открыли ли новый магазин на соседней улице, как ведут себя местные власти. И вот это превалирует. Федеральную повестку можно узнать из основных новостей государственных телеканалов или газет, на сайте прочитать.
Другая тенденция то, что исчезают ларьки по продаже газет.
Например, в Париже на один киоск с газетами приходится 300–400 человек, которые им пользуются. А у нас в некоторых отдаленных регионах до 50 тысяч человек на один киоск, к сожалению. И при этом они продолжают исчезать каждый день. Мы стараемся с этим бороться, как можем. Вот я буквально на днях вернулся из Красноярска. Там возникла так называемая красноярская инициатива. Вместе с руководством города журналисты придумали совместить киоск под продажу газет и журналов с небольшим кафе, где можно будет выпить кофе, чай, поесть мороженое и почитать газету. Там же посетители смогут воспользоваться Wi-Fi. По мировой практике такое совмещение дает многократное повышение продажи газет. Эту инициативу, если она заработает, мы будем предлагать распространять по всей стране.
Кроме того, существуют проблемы и у электронных СМИ, испытывающих давление агрегаторов типа “Яндекса”.
Не могут люди зарабатывать, когда агрегаторы подминают под себя основную информационную повестку.
Но тем не менее идут переговоры и в этом направлении, и сайты развиваются.
– А как на фоне развития, подъема, очередного подъема, я подчеркну, региональных изданий чувствуют себя федеральные СМИ? Они по тиражам начинают уступать?
– В разных СМИ по-разному. Конечно, очень уважаемые знают, помнят. Но влияние больших известных средств массовой информации, газет, таких, например, как “Комсомольская правда”, в регионах падает. Во многом это связано с тем, что в советские времена можно было быстро решить вопрос, если выходит статья, например, в той же “Комсомолке”. А сейчас все-таки больше внимания региональные власти уделяют тому, что напечатано в местных газетах.
– Одно время печатные газеты уже хоронили и говорили, что они уступят место онлайн-версиям или вообще онлайн-изданиям. Теперь стали говорить, что и эти онлайн-издания тоже погибают под наступлением социальных сетей. Как в России с этим?
– Так же, как и во всем мире. Тем не менее вы помните в фильме “Москва слезам не верит” оператор говорил, что через 20 лет не будет ничего, кроме телевидения, – одно сплошное телевидение. Думали, что умрет театр – он не умер. Думали, что умрут газеты и журналы, а они не умирают. Вот сейчас говорят, что умрут СМИ в Интернете, их захлестнет волна социальных сетей и телеграм-каналов, ютуб-каналов. Но те, кто их делает, – большей частью не журналисты, это – личное творчество граждан. Граждане должны верить именно журналистам.
И, конечно, больше читает печатные и электронные СМИ тот, кто хочет найти не фейк-ньюс, а настоящую информацию, то, что делают профессиональные журналисты. Потому что они отвечают за то, что делают.
А граждане, которые производят какие-то новости самостоятельно, например, вроде телеграм-каналов, не отвечают, по сути, только их совесть является регулятором того, что они делают.
Почему на ТВ все отдано шоу?
– У отечественного телевидения свои проблемы, – продолжает Владимир Соловьев. – В этом году планируется завершить запланированный переход на цифру. А это дорого стоит, что не может не тревожить коллег из региональных телекомпаний. Плюс к этому миллионы старых аналоговых телевизоров по стране. Бабушки и дедушки, которые их смотрят, не в состоянии купить транспондер, который бы перевел их телевизор на цифру. Тем не менее, надеюсь, что это все не произойдет быстро. Владимир Владимирович Путин сказал, что знает проблему, и мы никогда не допустим, чтобы огромная часть нашего населения оказалась без телевидения. И проблемы эти будут решены, я надеюсь.
– На российском телевидении сейчас все больше того, что называется желтой прессой. Многочисленные шоу заполонили эфир, не оставив место аналитическим, познавательным программам. К сожалению, такая же ситуация и у нас, в Казахстане. Это такая тенденция в мире или что-то другое?
– Конечно, это общая тенденция особенно в наших странах, ведь все мы вышли из одной шинели.
Я сам телевизионщик более 30 лет и знаю, как влияет рейтинг на то, что происходит на телевидении. Иначе говоря, оно подстраивается под вкусы зрителя. Другая сторона: воспитали ли мы сами этого зрителя, либо зритель у нас такой. Это отдельный философский вопрос.
Однако каждое утро во всех редакциях крупных и менее крупных телеканалов собирается руководство и смотрит рейтинг и долю программ. И от этих цифр зависит многое: настроение и увольнение работников или повышение числа сотрудников.
И если видят руководители каналов, что подобные программы люди смотрят, то подстраиваются под их желания и делают это именно в том направлении, которое хотят зрители. Поэтому и засилье ток-шоу, которые смотрят активно и много. На одном из каналов идет “Дом-2”, который показывают уже второе десятилетие.
Все плюются, когда его смотрят, но рейтинг такой, что руководство канала не может его прекратить, потому что это дает деньги, рекламу и все остальное.
К сожалению, это так. Мы на наших больших форумах обсуждаем тему и думаем, как все-таки вернуть зрителя к каким-то интересным, познавательным, аналитическим программам. Как это постепенно сделать? Не заметит ли зритель, что его пытаются перевоспитать, не обидится ли и не уйдет к другой телекомпании? Но вот пока тенденция такая.
– Одно время бытовало мнение в российских СМИ, что творческие союзы такие, как Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов, не нужны. А сегодня как с этим обстоят дела?
– Союз журналистов России был несколько последних лет в таком несколько замороженном состоянии, утратил функции: и профсоюзную, и просветительскую, и другие. Сейчас у нас пришла к руководству новая команда. Ровно полгода назад, 25 ноября, был съезд, на котором я имел честь быть избранным председателем.
Мы решили вернуть нашему крупнейшему в мире творческому объединению уважение в обществе и работаем над этим очень активно.
О союзе становится все больше известно, идет лавинообразно вступление новых членов, и мне очень приятно, что вступают молодежь, политические обозреватели известных телеканалов, радиостанций, крупнейшие наши журналисты из самых известных газет. Союз сейчас активно работает и по защите журналистов во всех направлениях, по урегулированию многих проблем, которые возникают у редакций, помогает активно нашим региональным отделениям, их у нас 82 по стране. Поэтому Союз журналистов, конечно, нужен, и мы думаем, что еще несколько лет поработаем и он станет очень важной составляющей частью гражданского общества России.
Как противостоять засилью иностранных каналов?
– У нас в Казахстане нет-нет да и раздаются крики о том, что российские СМИ заполонили и телеэфир, и рынок бумажных изданий, мол, с этим нужно бороться, противостоять. Как вы относитесь к такому рода высказываниям?
– Конкуренция всегда должна присутствовать. С одной стороны, это показатель того, что хорошая подготовка у журналистов в России, если их активно читают граждане Казахстана.
И, видимо, вашим журналистам нужно каким-то образом пытаться догнать и перегнать российскую прессу. Это нормальный процесс конкуренции.
И здесь, конечно, свою роль должны сказать и вузы, готовящие журналистов. К сожалению, в далеких региональных городах подготовка на журфаках оставляет желать лучшего. В центральных, так сказать, столицах – в Москве, Петербурге, в крупных сибирских городах, там очень качественная подготовка, много научной работы.
Мы активно сотрудничаем с коллегами, у нас деканы входят в руководство Союза журналистов во многих регионах, и я думаю, мы это сотрудничество будем активно развивать. Очевидно, в этом направлении нужно развиваться и в Казахстане.