Прежде чем вводить сборы на импорт вина, необходимо, в первую очередь, сформировать устойчивый положительный имидж российских вин на внутреннем рынке. В настоящий момент существует огромный разрыв между успехами отечественного виноделия и представлением о нем у массового потребителя. Подорванная репутация отечественных вин; отсутствие у людей знаний о появившейся качественной российской продукции; а также – недоверие к информации, указанной на этикетке, – все эти факторы приводят к тому, что потребитель делает выбор в пользу импорта, а торговые сети неохотно ставят отечественные вина на полку. Именно это приводит к низким объемам продаж российских вин на внутреннем рынке и, как следствие, отсутствию у российских виноделов средств для развития.
Усугубляет ситуацию ежегодный драматический рост импорта (20-40%) и колоссальный объем фальсификата на рынке (по расчетной оценке на уровне 30-35%), приводящий к выдавливанию качественных российских вин с торговых полок.
Помимо повышения имиджа, необходимо провести четкое разделение отечественного вина. У потребителя должна быть система идентификации 3-х категорий продукции:
1) качественного российского вина;
2) вина, бутилируемого на территории РФ;
3) алкогольной продукции с добавлением виноматериала.
Только «российскому вину» (Ассоциация предлагает на законодательном уровне закрепить понятие «российское вино» – вино, произведенное из сырья (виноматериала), изготовленного при использовании не менее 85% (по аналогии с ГОСТом ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые») винограда, выращенного на территории РФ) должно быть предоставлено право на этикетке в т.ч. указывать место происхождения винограда, год его урожая, сортовой состав, символики и названия географического объекта, в котором оно произведено.
Винные напитки, являющиеся узаконенным фальсификатом, визуально (по оформлению бутылок) не отличающиеся от качественных вин, не просто подрывают имидж российского виноделия, но и выдавливают производителей настоящего вина с торговой полки. В то время как средняя цена вин ЗГУ колеблется от 300-400 руб. за бутылку, цена на низкокачественные напитки, продающиеся под видом вина, опускается ниже 100 руб. за бутылку. Поэтому винные напитки необходимо исключить из категории «винодельческая продукция». Производиться они должны в категории «алкогольные напитки», например, «алкогольные напитки с добавлением виноматериала» что, в общем, соответствует действительности, и под строгим контролем РАР, сопоставимым с контролем за производителями водки.
Для популяризации отечественных вин в России необходимо повысить доступность качественной винодельческой продукции и информированность потребителей о ней. На сегодняшний день механизмы поддержки продвижения национальных вин на внутреннем рынке полностью отсутствуют.
Разрушить барьер недоверия со стороны потребителей возможно через запуск цикла телепередач, рассказывающих о российских винодельнях и винах.
У потребителя должна быть возможность попробовать и познакомиться с винами ЗГУ/ЗМНП на рейсах национальных перевозчиков, таких как ПАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД» и пр., в государственных театрах, предприятиях общественного питания.
Для вин ЗГУ/ЗМНП должна быть разрешена интернет — торговля и должны быть отмены все ограничения на рекламу в регионах их производства. Для всей винодельческой продукции следует установить максимально допустимый размер скидок с розничной цены -10%.
Введение запрета для госкорпораций (-организаций) и органов власти на закупку импортной винодельческой продукции для проведения официальных мероприятий позволит обеспечить гарантированный рынок сбыта и привлечь дополнительные инвестиции в виноградарство и виноделие.
Андрюс ЮЦИС,
директор АВВ «Севастополь»
Виноградари и виноделы Севастополя – комментарии к Проекту «Виноделие России» (автор Титов Б.Ю.)
По материалам Пресс-службы
ООО «Агрофирма «Золотая Балка»
Материал публикуется на основе творческого сотрудничества с Союзом журналистов Севастополя