Как представляется, актуализация вопроса о гербе и флаге Города-Героя связана с очередным витком противостояния региональных квазиэлит. Она лишь дополняет перечень претензий, предъявляемых друг другу политиками местного разлива и окрестными чиновниками. Если же обобщать, видя за происходящим не просто факты и тенденции, а явления, то следует отметить: подобного рода дебаты направлены на хаотизацию общественного сознания. И как следствие – на увод «электората» от действительно актуальных проблем. Так легче управлять. Попутно на таком фоне «продавливается» решение иных вопросов, не всегда выставляемых на всеобщее обозрение. Знаете, есть у нас такая «национальная забава» – «запускать дурочку», отвлекая общественное внимание от насущного. Заодно можно и попиариться, реанимировав свои потихоньку забываемые после выборных кампаний имена…
Что касается сути вопроса о флаге и гербе, то при его решении нужно идти от реалий жизни. Старый, «императорский» герб города, несущий в себе солидный информационный массив, соответствовал духу, понятиям и нормам своего времени. Беру на себя смелость заявить: его символика подавляющему числу горожан непонятна и требует серьёзных объяснений. Плюс к тому, она не учитывает векового информационно-исторического массива, особенно близкого нашим современникам – имею в виду период после 1917 года. «Советский» же герб, по ряду геральдических норм не соответствующий «классике», тем не менее оказался жизнестоек, он прочно вошёл в нашу жизнь и существует уже более полувека. Он оптимален по нагрузке, понятен визуально и узнаваем практически всеми нашими соотечественниками. И не только ими. Профиль Памятника затопленным кораблям, лавровая ветвь, Золотая Звезда Героя, георгиевская лента — символы трёх оборон… Что ещё нужно? Белый и голубой – цвета Андреевского флага, нашего белокаменного города и «самого синего в мире» Чёрного моря. Этот герб севастопольцы отстояли в период «украинского безвременья», демонстрируя верность истории и традициям. Как тогда же сделали «Легендарный Севастополь» Гимном Города-Героя.
Что же касается геральдических претензий со стороны специалистов, то следует отметить: любые правила, в том числе геральдические, придумывают конкретные люди. И бескомпромиссная позиция по этому поводу некоторых из них может завести всех нас в догматический тупик. Нагнетание же общественных страстей в этой связи контрпродуктивно по ряду параметров, оно несёт в себе новые репутационные потери, которых в отношении Севастополя и севастопольцев, увы, немало.
Также, борясь «за чистоту» символики, можно получить «калининградский синдром»: недавние дискуссии в самом западном регионе России привели к «пруссаческому поветрию» – гербы большинства городов области приобрели вид символов городов эпохи третьего рейха. И это – лишь часть происходящих негативных антироссийских, антирусских процессов на фоне движения к «истинному историзму» на ниве реализации масштабных, в том числе коммерческих, проектов. «Чистота историзма», как в любом ином деле, имеет степень. И, разумеется, ракурс оценки.
Таким образом и гербом Севастополя кто-то из умников может предложить сделать «тризуб князя Владимира», крещённого в Корсуне – Херсонесе. Заодно можно было бы отменить и Гимн «Легендарный Севастополь» – «просто советскую песню», с музыкальной точки зрения не вполне соответствующую формату гимна. Да и содержание его – «сплошь советское». К слову, этим же критериям не соответствуют Гимн Москвы («Дорогая моя столица…») и уж точно – Санкт-Петербурга («Слушай, Ленинград…»).
Давайте, друзья, заниматься более приземлёнными делами и вещами. Их в той же гуманитарной сфере – выше Малахова кургана. Или даже Сапун-горы…
Сергей ГОРБАЧЕВ, председатель Севастопольской организации Союза журналистов России, учёный секретарь Военно-научного общества ЧФ