5 мая 2018 года исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса (1818-1883 гг.), духовного отца научного коммунизма, правота учения которого, пусть и не сразу, но по-прежнему подтверждается практикой. Он, как тень отца Гамлета, в этот день может потревожить нас.
В середине XIX столетия по Европе, как известно, бродил другой призрак – призрак самого коммунизма, причем во всех слоях общества. И каждый социальный слой Германии одновременно «выдвинул» своего мыслителя: рабочий класс – Иосифа Дицгена, буржуа – Фридриха Энгельса, а интеллигенция – Карла Маркса. Объявит ли ЮНЕСКО нынешний год Международным годом Карла Маркса – неизвестно. Но в список «Память мира» этой организацией еще в 2013 году были включены «Манифест Коммунистической партии» (он был написан 170 лет назад, когда Марксу было 30 лет) и его основной труд «Капитал», причём, – по инициативе Германии. И главным местом на земле в этот день также стал немецкий город Трир, где родился немецкий философ, политэконом и революционер Карл Генрих Маркс, и где недавно ему установлен памятник (а в Вуппертале, другом немецком городе, – его верному другу и соратнику Фридриху Энгельсу).
К юбилею Карла Маркса немецкими и бельгийскими кинематографистами снят фильм «Молодой Карл Маркс». Наши зрелые соотечественники могут вспомнить сериал «Карл Маркс. Молодые годы», снятый в 1980 году кинематографистами СССР и ГДР и показанный на советском телевидении. И вот теперь – новое прочтение истории становления ученого и революционера. По результатам Интернет-опроса еще в 1999 году, накануне Третьего тысячелетия, Маркс был признан величайшим мыслителем уходящего Второго, опередив таких гениев, как Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон и Чарльз Дарвин…
«Капитал» Маркса или вторая «Библия»
Место Маркса в истории человечества определяется тем, что он создал принципиально новое революционное учение, которое, как отмечал Фридрих Энгельс, «по праву носит его имя». «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории… Маркс открыл также закон движения современного капиталистического способа производства и порожденного им буржуазного общества». По словам Энгельса, этими двумя великими открытиями – материалистическим пониманием истории и разоблачением тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости – мы обязаны Марксу. Сейчас эти открытия для многих из нас выглядят как нечто привычное. Тем не менее, и на сегодняшний день Марксу посвящается больше научных работ, чем кому-либо другому. Перефразируя известное высказывание о Ленине, можно уверенно повторить: «Маркс и теперь живее всех живых»! Как это ни странно, немец и русский оказались «близнецы-братья» по своей красной и густой революционной крови.
Чтобы познать законы развития человеческого общества, был необходим соответствующий сложности решаемых задач метод познания. Без такого метода поставленная цель и искомый результат деятельности никогда не смогут совпасть. И таким методом стала материалистическая диалектика. Сама диалектика явилась высшим достижением классической немецкой философии, наиболее ярким представителем которой считается Георг Гегель. Хотя диалектическая, то есть двоичная, философия на деле троична, и потому оказалась плодотворной в троичной русской духовной традиции. Если признать, что без Маркса не было бы Ленина, то, тем более, следует согласиться, что без Гегеля не было бы и самого Маркса.
Общество развивается тогда, когда последующее поколение становится на плечи предыдущего, наследуя его опыт и достижения. В Советской стране (стране победившего социализма) знание основных работ Гегеля и владение диалектическим методом считались необходимыми для выпускников вузов, специализировавшихся в области общественных наук. Коммунистическая идеология являлась государственной. Поэтому по курсу «научного коммунизма» обязательно сдавался государственный экзамен.
С 1960 до 1980 года советские люди строили коммунизм. Для решения задач по его построению при ЦК КПСС был создан целый Институт марксизма-ленинизма. В нашей стране вышли два издания собрания сочинений Маркса и Энгельса. С середины 70-х годов прошлого столетия центральными издательствами СССР и ГДР готовилось третье, 100-томное издание, на русском языке и языках, на которых писали сами авторы. Но данный проект реализовать до конца не удалось…
Как утопия сделалась былью
В теории научного коммунизма ставка была сделана на рабов, на плебеев, на бесправных простолюдинов, молчаливо бредущих по жизни от колыбели до могилы. Всю свою сознательную жизнь Маркс посвятил борьбе за освобождение рабочего класса, идейной подготовке его к выполнению всемирно-исторической миссии. Он исходил из того, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». И, действительно, научная версия коммунизма оказалась связанной с мифологическим пониманием жизни, в том числе посредством фольклора и, в частности, – через народные сказки.
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – это «момент истины» в освоении теории Маркса на русской почве. «Железный» детерминизм Маркса попал в такт биения сердца русского пассионария. Коммунизм был воспринят, как чудо, и в силу своего статуса смог достичь результатов, которые недостижимы в обычной жизни. На то мы и русские люди, что без признания трансцендентной реальности («потусторонней», недоступной познанию) царство социальной справедливости построить не можем. В итоге учение Маркса фактически стало считаться в нашей стране новым «Священным писанием». А главный его труд «Капитал» превратился в настольную книгу советских специалистов в области экономики. В западных странах он и сейчас активно изучается и преподается, входя в число 40 книг, наиболее часто используемых в образовательных курсах по экономике.
Благодаря учению Карла Маркса, в октябре 1917 года в России свершилась Великая Русская Революция и создано первое в мире государство рабочих и крестьян. В свою очередь без Владимира Ленина, нашего «Пугачева с университетским дипломом», не было бы уникального социального эксперимента по построению справедливого общества равных людей без богатых и бедных. В течение 50-ти лет удалось создать целую систему социалистических стран. Однако, со временем что-то у «вождей» Страны Советов пошло не так. За трудностями последовали серьезные ошибки и неудачи. Эксперимент был прерван…
В свою очередь, сам Маркс говорил, что ни одна из стран «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами». Идеологи же коммунизма в нашей стране ставили в заслугу умение ее руководителей перескочить из феодального экономического уклада в социалистический, минуя капитализм. Но частный интерес с его неукротимой энергией, в соответствии с объективными экономическими законами, действующими с «железной необходимостью», разрушили советскую экономику, как дикорастущая трава асфальт старой ялтинской дороги.
Вторая буржуазная революция
В 90-х годах уже прошлого века в нашей стране произошла вторая буржуазная революция. Крушение «первого в мире государства рабочих и крестьян» стало считаться доказательством несостоятельности марксизма. И мы стали забывать былых кумиров: за Лениным – Маркса, за Марксом – Гегеля. В частности, имя Маркса с 1918 года венчало обелиск, посвященный «выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». Он был первым советским памятником, установленным в Александровском саду у стен Кремля. Сейчас его нет. В 2013 году к 400-летию дома Романовых на нем восстановлены имена царей последней династии…
Страна Советов в течение 70-ти лет являлась фундаментом социалистической системы. С распадом нашей страны распалась и вся система. Миф о «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы оказался разрушен, а над его руинами во всем своем блеске вознесся «Золотой телец». Россия вновь стала перелистывать страницы своего капитализма, от которого хотела уйти. Она пошла не по гегелевской спирали, а по кругу, как слепая лошадь, и потому вновь вернулась к тому обществу, тайны которого именно Марксом и были открыты.
Человек труда на наших глазах опять превратился в холопа, а российские нувориши, похоже, стали формировать уже не только свой, но и международный капитал ценою обнищания собственного народа, по-прежнему с надеждой глядящего в рот государству. Ибо в нашей стране еще продолжают функционировать изжившие себя производительные силы и сопутствующие им устаревшие общественные отношения. В итоге, в соответствии с логикой Маркса, приходится констатировать, что население страны сейчас страдает не столько от развития капиталистического производства, сколько от недостатка его развития. И вновь воскресает в памяти учение о «базисе» и «надстройке». Дежавю?
Восток и Запад, которым никогда не сойтись
Маркс – гений европейской культуры, в которую укоренен. Поэтому учение Маркса Европа вобрала, как свою неотъемлемую часть. Но Россия не Европа, и им, как Западу и Востоку, почти невозможно сойтись.
Отечественным революционерам следовало коммунистическое учение сначала приспособить к русской действительности, разработать свою концепцию и свою модель коммунизма. Но их создать не удалось. Марксизм был воспринят ими весь и сразу. И по его образу и подобию стал конструироваться мир. Кроме того, не только люди живут, стареют и умирают, но и их достижения – духовные и материальные.
Уже нет того общества, которое было описано в «Капитале». И капитал осуществляет свое движение нередко вне связи с трудом. На смену труду пришло социальное обслуживание (услуга). В нашем обществе услуга замаячила только с 90-х. А труд оказался оттеснен на второй план. Похоже, что мы и сейчас по отношению к европейской экономической и политической мысли находимся в положении паломников, ищущих святое место.
За муниципальной истиной в последней инстанции 10 лет назад направились в Страсбург и депутаты нашего Севастопольского горсовета. В то время – за тем, как решать муниципальные вопросы следует в своем родном городе. К тому же, до настоящего времени нет точного перевода «Европейской хартии местного самоуправления». А это – далеко не «Капитал». Мы приняли христианство, мы приняли и марксизм, хотя и перевернули его с ног на голову.
А призрак-то бродит …
В связи с этим дата 200-летия создателя теории коммунизма, от которой мы отказались, политически оказалась не очень-то и удобна для нас. Как и недавнее 100-летие Революции 1917 года. Ведь Маркс – главный теоретик неудавшегося советского эксперимента. Хотя имеет место и версия о злонамеренных политических действиях. В связи с этим Иуда, например, может быть не только 13-м! Ведь предатель – это не обязательно религиозный персонаж, но более всего «светский» (и даже политический). Если посчитать наших руководителей, то он 7-й (из 10-ти).
Конечно, некоторые отечественные учёные стремятся превратить Маркса из социалиста с революционным учением в экономиста-теоретика либерального толка или вовсе «позабыть». Но красное никогда не станет белым. Просто люди меняют цвет одежды. Да и задачу по извлечению уроков из событий, происшедших с нашей страной, никто не отменял. «Чтоб из грехов нашей Родины вечной, не сотворить бы кумира себе», как сказал поэт. Но их почему-то никто извлекать не собирается. Хотя богатым, как известно, тоже приходилось плакать, тосковать и умирать на чужбине, шепча слово «родина» на французском языке.
При этом юбилеи революционеров не будут редкими. И борцы, павшие за дело трудового народа, то и дело станут возникать в нашей памяти, словно из пепла восставать. Тем более, что пепла в одной только Кремлевской стене накопилось достаточно. Целый красный погост на Красной площади. И он имеет особенность стучаться в грудь живым. При этом никто не собирается искать виновных. Просто в этом пепле много социальной ненависти и жажды мщения. От них и вспыхивают революции.
Помнят ли отечественные олигархи судьбу своих предшественников? Помнит ли нынешний пролетариат своих вождей? Сочинений Маркса и Энгельса в большинстве отечественных библиотек больше нет. Или спустя столетие нужна новая книга «Развитие капитализма в России»?
Владимир ЧЕКМЕЗОВ,
член Союза журналистов России,
г.Севастополь
Источник: Флот XXI век