Балаклава – населённый пункт, до 1957 года имевший статус города. В на-стоящее время в административном отношении она является частью Балаклавского района города федерального значения Севастополь.
ПАРАДОКС, НО ФАКТ: нет такого поселения, как Балаклава, ни на карте, ни в перечне населённых пунктов РФ. Поселение как бы и есть, но вот юридически – его нет. Хотя, буквально недавно, с «понтом» праздновали 2500-летие со дня образования Балаклавы. Правда, еще «при украинском прав-лении»…
Территория Балаклавы отделена от остального Севастополя незастроенным пространством всего в несколько километров. Кстати, в Балаклавском районе есть город Инкерман, большое количество сельских поселений, имеющих статус отдельных муниципальных образований. А вот сама Балаклава никакого статуса не имеет. Просто есть Балаклавский район, как, скажем, Гагаринский, Ленинский и Нахимовский, которые составляют становой хребет Севастополя и неотделимы от него расстояниями.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БАЛАКЛАВЕ?
Балаклавская бухта – одна из самых удобных бухт на Чёрном море для швартовки кораблей. Она узкая (200-400 м) и глубокая (до 17 м), в ней не бывает штормов.
Название Балаклава происходит от турецкого языка и переводится, как «рыбный мешок», по другой версии происходит от крымскотатарского и дословно означает «рыбная погода».
Свою историю Балаклава ведёт с I века до н.э., и она очень долгая, основа-тельная, глубокая и примечательная. Кто только здесь не проживал! Тавры, скифы, римляне, греки, гунны, генуэзцы, итальянцы, крымские татары, турки, казаки, англичане, немцы, французы, русские … Этот исторически важный населённый пункт посещали самые известные личности – князь Феодоро грек Алексей, русский путешественник Афанасий Никитин, поэт Александр Пушкин, крымский хан Хаджи Гирей, Российская Императрица Екатерина Великая, князь Григорий Потёмкин, цари Александр I и Николай I , писатели Александр Куприн и Александр Грин, Леся Украинка, премьер Великобритании Уинстон Черчилль, основательница движения сестёр милосердия Флоренс Найтингейл и многие дру-гие знаменитости.
Именно в Балаклаве была построена первая в Крыму железная дорога протяжённостью 12,8 км. В этом славном городке была сформирована единственная в России амазонская рота под командованием жены капитана греческого батальона Елены Сароидовой. После того, как союзники после Крымской войны покинули город в мае-июне 1856 года, Балаклава стала заштатным городком Ялтинского уезда Таврической губернии. С 1870 г. она стала развиваться как курорт. В 1903-1905 годах на западном берегу бухты, почти у входа в гавань, была построена дача графа Апраксина. Здание было врезано в скалу. Там же был возведён «охотничий домик» Юсуповых. Всего было построено более 100 дач. В городе в 1904 году проживало 2240 человек, из них греков 76,2%, русских 17,4%, евреев 4%, немцев 1,1%, татар 0,7%, а уже в 1911 году проживало 2895 человек.
После подписания Брестского мира 1918 года Балаклава попала в зону германской оккупации, а после их вывода – в зону интервенции Франции. В ноябре 1920 г. в Балаклаве была установлена Советская власть.
Оборона Балаклавы во время Великой Отечественной войны продолжалась с ноября 1941 до июня 1942 года – город был оставлен только 30 июня 1942 года. Город был освобождён от захватчиков в апреле 1944 года.
В 1953-1963 годах в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок («объект 825 ГТС»), а также «объект 820» для хранения и подготовки к боевому применению шести видов ядерного оружия. Поскольку завод являлся секретным объектом, 10 мая 1957 года Балаклава была включена в состав Севастополя и потому утратила административный статус города, стала закрытой территорией.
Численность населения Балаклавы в 2017 году составила 21073 человека. Из них русские – 82,52%, украинцы – 13,51%, белорусы 0,86%, татары – 0,69% и др.
На сегодняшний день Балаклава – это туристически привлекательное поселение без чёткого и ясного статуса. Президент РФ Владимир Путин поставил задачу сделать Балаклаву центром международного туризма. Принимаются решения о демилитаризации её территории, освобождении от экологически непривлекательных производств типа объектов Балаклавского рудоуправления, которое в своё время являлось градообразующим предприятием, обеспечивавшим основное наполнение бюджета, создавшим значительное количество рабочих мест.
Это уже вторая попытка сделать территорию туристической. «При Украине» это делали олигарх Вадим Новинский и глава городской администрации Валерий Саратов. Вспомним проект «Балаклава – GREEN». Но из этого «роя», не вышло ничего – пшик». Нынче вопрос снова поставлен, но на достаточно серьёзном уровне. Губернатор Севастополя принимает личное участие в продвижении проекта. Желание достойное и заслуживает поддержки. Но здесь есть много НО!
Скажем, вопрос канализования территории. Ведь это сложная и трудоёмкая, к тому же дорогостоящая задача, без решения которой говорить о развитии самого поселения и центра туризма, да ещё и международного, думаю, проблематично. А ещё логистика, стоянки, транспортная составляющая и т.д. Лозунги – Даёшь!!! («канатку» и железную дорогу «Балаклава – Симферополь») – вызывают не совсем ясную уверенность, что вопрос действительно хотят решать на полном серьёзе. Но это всё, как мне кажется, поправимо, главное – цель, деньги и реальные возможности осуществления задуманного.
Я ЭТО ВСЁ К ЧЕМУ?
Готовясь решать серьёзные задачи преобразования поселения Балаклава и превращения её в «мекку» туристическую, что в принципе реально и нужно, думаю, надо в первую очередь определить административный статус данной территории.
Считаю, что Балаклаве должен быть определён (возвращён) статус города, оставленного в административном подчинении городу федерального значения Севастополь. Данное решение находится, как мне видится, в компетенции органов власти города, как субъекта Федерации.
Обращаюсь к Губернатору, Законодательному Собранию и Правительству с должным пониманием отнестись к моему предложению и принять необходимое позитивное решение.
Город – Балаклава! Звучит! Она этого достойна!
Надеюсь, как и многие граждане: те, от кого зависит данное решение, скажут – ДА! Быть по сему!
Иван ЕРМАКОВ
Председатель СРОО «Севастопольский Вымпел»,
член Союза журналистов России
Источник: Флот XXI век