Гражданам республики нужен российский рынок, а не российские новости
В проекте заявления Госдума предлагала правительству во взаимодействии с российскими СМИ «проработать вопрос о возможности изменения условий трансляции (ретрансляции) аудиовизуального контента российского производства на территории Республики Молдова вплоть до расторжения соответствующих контрактов в связи с несоответствием новым условиям работы, ограничивающим свободное распространение информации». Ранее обещал адекватно ответить молдавским властям и МИД России, но возмущение наших дипломатов было продиктовано скорее недопущением в Молдавию российских журналистов. Можно было бы сказать, что последней каплей в этой истории послужила недавняя депортация из кишиневского аэропорта ведущей НТВ Ирады Зейналовой, однако, она все-таки попала в молдавскую столицу — на следующий день- по приглашению президента Игоря Додона и собиралась взять у него интервью.
Но Зейналова – не первый российский журналист, которого часами испытывали на прочность молдавские пограничники и полицейские. В минувшем году в республику не пустили главного редактора федерального еженедельника «Российские вести» Дмитрия Ермолаева, главного редактора еженедельника «Аргументы и факты» Игоря Черняка, корреспондента «Комсомольской правды» Дарью Асламову, журналистку ВГТРК Марину Сафронову. В июле 2017 года персоной нон грата в Молдавии был объявлен вице-премьер, спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин, по образованию, кстати, тоже журналист.
Президент Молдавии Игорь Додон осудил действия властей и обещал разобраться в ситуации. Но она продолжает развиваться, причем в сторону, противоположную той, которую пропагандирует глава молдавского государства: известно, что он выиграл президентские выборы на лозунгах развития связей и дружбы с Россией. Молдавский парламент, принявший недавно закон о «борьбе с российской пропагандой», теперь намерен обсудить законопроект о выходе республики из СНГ. Игорь Додон утверждает, что это не так просто сделать, однако для того чтобы Молдавия, как ранее Грузия, порвала отношения с Содружеством, необходимо всего лишь простое большинство голосов депутатов. У правящей Демократической партии их даже больше. Социалисты, которые фактически представляют в парламенте президента Додона, не смогут переиграть демократов, если игра все-таки начнется.
А если проще, что в Молдавии, где большинство электората избрало президентом Игоря Додона, реальной властью являются премьер-министр и спикер парламента, как и положено в парламентской республике. У президента ограниченные полномочия, но и те, что ему дала Конституция, отнял Конституционный суд (КС). В результате, когда президент собирается подписать какой-то указ или блокировать какой-то закон, как, например, о российской пропаганде, то КС его (главу страны) просто отключает от власти на время, пока нужную бумагу не завизируют другие представители власти. Потому не стоит удивляться, что Додон приглашает в гости российских журналистов, а их к нему не пускают.
Население же, которое хорошо относится к России и хотело бы с ней дружить (об этом говорят соцопросы), проигнорировало запрет на въезд в Кишинев представителей СМИ стратегического партнера Молдовы – России. Не было замечено в молдавской столице и протестов по поводу принятия закона о борьбе с российской пропагандой. Руководитель кишиневского Института общественной политики Аркадий Барбарошие по этому поводу заметил: «20% населения демонстрируют активность в этом плане, не суть, с каким знаком, а остальным 80% не важно, будут ли транслироваться российские новости или нет. У большинства, не считая молодежь, пользующуюся компьютерами и телефонами, телевизоры включены и остаются на одной, традиционно российской кнопке. Молдаване смотрят развлекательные шоу, а между ними – новости. Если это «между» исчезнет, мало кто пропажу заметит. Людей больше волнует возможность работать и продавать свою продукцию в РФ, чем новости из России».
Исключение составляет Гагаузская автономия на юге Молдавии. Ее глава Ирина Влах заявила, что законы автономии позволяют гагаузам смотреть то, что они хотят, в том числе и российские каналы в полном объеме. Влах отметила, что в Гагаузии все останется по-прежнему.
Но для остальных граждан страны телевизионную сетку поменяют. И далеко не все это заметят. А если заметят, то против закона не пойдут. Тем более что он предусматривает существенный штраф за просмотр российских вестей, например, по кабельным каналам. К тому же немалую роль сыграло то, что новости из РФ назвали пропагандой. Вести, даже политические, это одно, но пропаганда – это уже даже не моветон. Это хуже. Так примерно считают некоторые молдавские эксперты, утверждая, что политики именно на то и делают ставку. Говорят, срабатывает. Политолог Аркадий Барбарошие заметил «НГ», что парламентские выборы в нынешнем году выиграют не социалисты, как утверждали все еще месяц назад, а демократы. А это уже иной расклад и иной внешнеполитический выбор – ЕС вместо обещанного социалистами Евразийского экономического союза вместе с Россией.
На то, что Госдума рассматривает подобные действия со стороны правящей коалиции, фактически узурпировавшей власть в стране, как грубое нарушение общепризнанных международно-правовых норм в области свободного доступа к информации, ущемляющее права значительной части граждан Республики Молдова, и расценивает эти действия как очередной антироссийский акт, никто в республике внимания не обратит. В том числе и потому, что телевизор об этом ничего не расскажет.
Источник: Независимая газета