Халифат сделал «стоп-кадр»

Джихадисты вели информационную войну на самом современном уровне

В последние дни уходящего года в Сирии и Ираке завершался разгром вооруженных формирований запрещенного у нас в стране ИГ. Фактически прекратил существование Исламский халифат – созданное террористами квазигосударство, имевшее все институты власти и достаточный для их функционирования бюджет. Среди других структур халифата выделялся информационно-пропагандистский аппарат, которому лидеры ИГ уделяли большое внимание, чтобы поддерживать контроль над территориями, привлекать в ряды иностранных боевиков, запугивать противников и демонстрировать всем свои возможности.

В халифате было создано министерство пропаганды, которое в 2014–2016 годах возглавлял А. аль-Аднани, являвшийся также официальным пресс-секретарем ИГ. Ведомство занималось организацией изготовления и распространения экстремистского контента на основе указаний Правового совета «Исламского государства» и Главного военного командования. В структуру министерства пропаганды входили департамент СМИ, основные и вспомогательные медиаагентства, а также действовавшие относительно самостоятельно медиаофисы внутри и за пределами ИГ – всего более 30 структур со своим персоналом. Информационная продукция распространялась через традиционные СМИ и интернет-пространство, причем последнему отдавался приоритет.

Зарплата в медиаструктурах ИГ намного превышала довольствие террористов, рискующих жизнью на поле боя

К середине 2015 года техническими специалистами халифата и сторонниками ИГ в разных странах было создано огромное сообщество, которое распространяло пропагандистские материалы террористов по всему миру. Ему противостояли спецслужбы и органы контроля Интернета во многих государствах, которые регулярно удаляли аккаунты, связанные с «Исламским государством», но те достаточно быстро восстанавливались, часто под прежними именами. Техническое управление министерства пропаганды стало широко использовать боты, постоянно рассылавшие пользователям экстремистские материалы.

Все это позволило экспертам говорить о возникновении Виртуального халифата в мировом интернет-пространстве. Через него сторонники террористов в зарубежных странах, мусульманская молодежь, придерживающаяся радикальных взглядов, могли знакомиться с материалами, подготовленными департаментом СМИ халифата, а также общаться между собой, слушать и читать проповеди экстремистски настроенных проповедников. По оценкам Госдепартамента США, в начале 2015 года от имени ИГ ежедневно генерировалось более 90 тысяч твитов и социальных откликов.

Следует признать, что все пропагандистские материалы ИГ изготавливались с высоким качеством, отличались доходчивостью и наглядностью, содержали инфографику, другие средства привлечения внимания читателей и пользователей. Тексты дополнялись фото- и видеоматериалами с мест событий, что создавало эффект присутствия, еще больше заинтересовывая аудиторию.

По имеющейся информации, ИГ тратило на пропагандистскую деятельность десятки и даже сотни миллионов долларов. В информационных органах халифата работали несколько сотен высококвалифицированных специалистов: журналистов, операторов, монтажеров, представителей других специальностей. Среди них имелись представители разных государств, готовящих материалы для аудиторий своих стран и регионов, которые оперативно переводили с арабского на другие языки подготовленные министерством пропаганды материалы. В 2016 году контент переводился на 40 языков, включая достаточно редкие, что позволяло знакомить с ИГ большое количество пользователей Интернета.

Зарплата таких сотрудников намного превышала довольствие пехоты ИГ, рискующей жизнью на поле боя. Следует отметить, что сотрудники министерства пропаганды работали на самой современной аппаратуре и оргтехнике, что обеспечивало высокое качество выпускаемых материалов.

Другой особенностью пропагандистской работы министерства пропаганды халифата являлось создание корпоративного стиля – унификация логотипов и шрифтов, способов подачи материалов. Особое внимание уделялось оперативному освещению крупных терактов. Они подавались как официальные пресс-релизы, схожие с используемыми мировыми информационными агентствами.

Наиболее активно в министерстве пропаганды ИГ действовали следующие информационно-пропагандистские структуры:

  • медиацентр «Аль-Хаят» специализировался на распространении экстремистской идеологии среди иностранных граждан, выпускал пропагандистские журналы «Дабик», «Исток», «Дар-аль-Ислам», «Константинополь», «Румия» и ряд других на иностранных языках, включая русский; а также полнометражные фильмы;
  • новостное агентство «Аамак» выдавало ежедневные текстовые и видеосводки из районов боевых действий в Ираке, Сирии и других странах;
  • новостное агентство «Нащир ньюс» выпускало новости и фоторепортажи о проведенных боевиками ИГ и их сторонниками подрывных акциях;
  • новостное агентство «Аль-Баян» распространяло через Интернет аудиосводки о боевой активности отрядов ИГ, а также издавало еженедельную газету «Аль-Наба»;
  • медиаагентство «Фурат» готовило и распространяло видеофильмы о «счастливой жизни» жителей халифата, а также материалы религиозного содержания;
  • издательство «Аль-Химма» распространяло религиозно-экстремистские обращения для жителей халифата и арабских стран;
  • региональные медиаагентства в Египте (Синайский полуостров), Ливии, Йемене, Афганистане, Пакистане, Филиппинах, Нигерии, Сомали и некоторых других странах распространяли сводки, фото- и видеорепортажи из районов проведения акций боевиками группировок, присягнувших на верность «Исламскому государству»;
  • медиацентр «Ащхад» занимался тиражированием электронных плакатов, листовок и инфографики;
  • медиаагентство «Римах» отвечало за распространение материалов видеопропаганды;
  • медиацентр «Аджнад» готовил и размещал в Интернете видеоматериалы с религиозными песнопениями экстремистской направленности.

В ногу со временем

Характер пропагандистского контента в соответствии с указаниями руководства и идеологов ИГ претерпевал изменения в соответствии со складывавшейся обстановкой. Первоначально главное внимание уделялось показу и восхвалению «идеального государственного формирования», созданного на основе опыта Арабского халифата, существовавшего в VII–IX веках, который относился к крупнейшим империям в мировой истории.

Количество желающих стать смертниками не только не уменьшалось, но в определенные моменты даже увеличивалось

Пропагандисты ИГ готовили материалы под заголовками типа «Идеальный халифат – рай на Земле», «Успешное управление территориями в рамках халифата», «Безусловное главенство шариата». Распространялись специально снятые сюжеты о повседневной жизни городов и сел со счастливыми людьми, живущими в атмосфере праздника, о справедливых чиновниках, успешно управлявших повседневной жизнью халифата и следящих за нравами.

Затем стало появляться все больше сюжетов о сверхжестких расправах с теми, кто совершал «религиозные преступления», врагами ИГ, пленными, не согласившимися вступить в ряды организации. Демонстрация казней с натуралистическими подробностями преследовала цель запугать врагов и заставить их отказаться от борьбы с халифатом.

В разгар боевых действий против ИГ в Ираке, а затем в Сирии особое внимание уделялось сюжетам о последствиях воздушных налетов «безжалостных крестоносцев» на мирные города и села с показом большого количества жертв, преимущественно малолетних детей и женщин. Эти материалы сопровождались призывами к мести тем, кто приказывал наносить удары, а также непосредственным исполнителям.

Для привлечения из-за рубежа добровольцев, желающих участвовать в вооруженной борьбе с противниками ИГ, создавались специальные фильмы, где сочетались фрагменты о великой истории халифата, его «счастливой жизни», а также о преступлениях «врагов-крестоносцев», стремящихся уничтожить этот «рай на Земле» и всех его жителей. Одновременно показывались примеры «милосердия и атмосферы товарищества» среди участвовавших в боях. Подобные материалы готовились на многих иностранных языках и, следует признать, были действенными, так как способствовали прибытию из-за рубежа нескольких десятков тысяч новобранцев.

Когда ход боевых действий начал складываться неблагоприятно для ИГ, стало выпускаться большое количество пропагандистских материалов, призывавших боевиков и сторонников к совершению суицидных террористических актов. Этот контент, особенно видеофильмы готовились на высоком художественном уровне с использованием специальных приемов и оказывали, насколько можно судить, большое эмоциональное воздействие на аудиторию. По этой причине количество желающих стать смертниками не только не уменьшалось, но в определенные моменты даже увеличивалось. В последнее время стали готовиться такого рода материалы, предназначенные для подростков и женщин.

Поражения в Ираке и Сирии внесли изменения в содержание пропагандистских материалов ИГ. В сводках и фильмах демонстрировались «подвиги и доблесть» боевиков, успешно противостоявших превосходящим силам противника. Для зарубежной аудитории готовились материалы, призывавшие к переходу к тактике «волка-одиночки», использованию новых приемов атак в городских условиях.

Наибольшие масштабы деятельность министерства пропаганды ИГ отмечались в 2015 и особенно в 2016 году. Ежедневно выпускалось до 80 различных текстовых, аудио, фото- и видеоматериалов, в социальных сетях появлялось более 10 тысяч постов, связанных с ИГ, только в твиттере создавалось до тысячи новых аккаунтов. Виртуальный халифат, несмотря на оказывавшееся ему противодействие, не снижал активности.

Осколки медиаимперии

Основные пропагандистские структуры министерства пропаганды размещались в иракском Мосуле и сирийской Ракке. Они управляли и координировали деятельность всех медиаагентств, издательств и региональных организаций. После потери этих городов централизованное руководство закончилось, часть структур закрылась, другие перешли на автономный режим работы. Прекратился выпуск всех журналов, значительно уменьшилось количество видеофильмов.

В январе – октябре 2017 года было произведено около семи тысяч различных сводок и информационных материалов с логотипом ИГ. Их качество значительно ухудшилось. Почти перестали выходить материалы на иностранных языках. Большая часть видеоматериалов представляла съемки отдельных боев или компиляцию из сюжетов, которые использовались в фильмах 2015–2016 годов.

В ноябре-декабре наблюдался дальнейший спад в информационно-пропагандистской деятельности потерпевшей поражение террористической группировки. Отмечено появление коротких сводок агентства «Аамак» об отдельных атаках уцелевших отрядов ИГ в пустынных районах в Ираке и Сирии, фото- и видеофрагменты стали редкостью. Из Сети исчезли объемные пропагандистские материалы, уменьшилось число аккаунтов и постов сторонников террористической группировки. К настоящему времени информационная активность свелась к листовкам, часто плохого качества изготовления.

Можно констатировать, что вместе с поражением военного ядра «Исламского государства» серьезный ущерб был нанесен и Виртуальному халифату, который потерял возможности вести подрывную работу в глобальном масштабе. Однако информационные бои еще не закончены. Попыток воссоздания нового пропагандистского центра террористов можно ждать там, где для этого будут созданы благоприятные условия.

Вячеслав Кондрашов,
доктор исторических наук, действительный член АВН

Опубликовано в выпуске № 1 (714) за 10 января 2018 года

Источник: Военно-промышленный курьер

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *