До последнего времени преобладали публикации о падении интереса к печатным СМИ, падении тиражей газет и журналов. Тут совершенно неожиданно выходит статья в Независимой Газете со ссылкой на исследование Фонда общественного мнения (ФОМ) «Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2017 г.»
В статье говорится, что впервые в XXI веке затормозился рост пользователей интернета в России. Более того, маятник развернулся в обратную сторону, аж на 1% Доля граждан, которые бывают в Сети раз в неделю или каждый день, снизилась до 67% и 60% соответственно. Так ещё зимой 2016-го интернет-аудитория РФ составляла почти 83 млн, но после начала сокращаться, достигнув текущих показателей.
Причин такого явления может быть множество:
— насыщение рынка и повышение операторами тарифов на доступ к сети Интернет, включая мобильный интернет;
— ужесточение законодательства в сфере телекоммуникаций («закон Яровой», авторизация в Сети с идентификацией личности, борьба с «серыми» SIM-картами и т.д.);
— снижение деловой активности, а следовательно, закупок оборудования и востребованности услуг связи;
— сужение базы пользователей, владеющих компьютерной грамотностью;
— отсутствие качественного доступа в сеть в удаленных малых населённых пунктах и на дачах.
Добавлю к сказанному, что в подмосковном поселке, в Щелковском районе, где находится моя дача, к примеру, интернета нет и не предвидится. А это всего 60 километров от Москвы. Думаю, что в России таких населенных пунктов очень много!
А еще надо вспомнить майское выступление министра Никифорова на коллегии Минсвязи о том, что сеть 4G (LTE) доступна 70% населения страны. Реальная жизнь показывает: стоит только отъехать от крупных городов – ни 4G, ни 3G, хорошо, если голос собеседника удастся расслышать. Теперь нам обещают 5G – самый быстрый интернет, но похоже история снова повторится.
Что говорить о росте числа интернет-пользователей в России, если только в сентябре этого года удалось связать оптоволоконным кабелем Норильск с «большой землей». Почти 180 тысяч человек были вынуждены десятилетия пользоваться дорогим спутниковым сигналом.
Надо также отметить, что интернет и электронные средства коммуникаций находятся ровно в такой же зависимости от общих экономических процессов, как и рынок печатных изданий. Несмотря на ряд технологических преимуществ, интернет не может в полной мере заменить все остальные формы взаимодействия людей.
Интернет, безусловно, является важной инфраструктурой, выполняющей востребованные функции в обществе: возможность получения справочной информации, коммуникации, интернет-торговли и осуществления платежей, навигация для автомобилей, карты перемещения для туристов и др.
Интернет, безусловно, содержит гигантский объём информации, но полезность его не всеобъемлющая. А главред МК, к примеру, назвал его «помойкой», где наряду с «жемчужинами» попадается много мусора. В тоже время, редакции печатных изданий, создающих контент, отвечают как перед законом, так и перед обществом, поэтому пресса пользуется доверием читателей.
В настоящее время в России зарегистрировано 56 тысяч печатных СМИ. Это, безусловно, переизбыток, так сказать, «перепроизводство». В Германии, к примеру, газет и журналов немногим более 5 тысяч. Видимо, у нас будет продолжаться очищение рынка от излишеств.
Неоднократно уже писал, что информация о смерти печатных СМИ преувеличена. Пресса сохранится в объемах. Пресса останется важным инструментом человеческой цивилизации. Как тут не вспомнить последнюю горькую шутку, почёрпнутую мной в интернете: «Опрос общественного мнения показал, что 100% опрошенных пользуются интернетом и особенно важно, что опрос проводился в сети».
Маятник качнулся. Но главное: хотя маятник и качнулся, «бумага» и «цифра» — сестры навек!
Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции