Капитан 1 ранга Дмитрий Чумак был одним из самых сильных и надежных начальников отдела боевой подготовки (понашему «начбой») «Флага Родины» восьмидесятых советских годов. Когда ни один боевой борт не застаивался у причала, а лишь обсушивал швартовы и снова устремлялся за боны на выполнение задач противостояния «вероятному противнику», коего советский флот тогда крепко держал на мушке радаров и орудий.
Журналистов, рвущихся в такую командировку, было хоть отбавляй. Но «добро» на выход, как правило, получали те, кто становился по итогам месячной работы лучшим корреспондентом и получал переходящий приз имени фронтового корреспондента «Красного черноморца» Владимира Апошанского. На рабочем столе Дмитрия Чумака этот серебристый кубок красовался с завидным постоянством. Хотя автор материалов, рассказывающих о боевой учебе черноморцев, вовсе не рвался столбить пьедестал, не являл творческих мук, не гнался за литературными изысками. Он спокойно, без громких заявлений, тяжеловесом впрягался в очередное редакционное задание и тянул воз любого объема. Репортаж, корреспонденцию, передовую статью, хронику дальнего похода…
И если в нынешние времена, создавая оригинальный текст, автор порой рискует быть «проглоченным» коварным компьютером, то у Дмитрия это однажды случилось с рукописью. Чернила текста с отложенных на подоконник листов напрочь смыло лихим летним дождем. И что? «Начбой» вздохнул, потом вновь сел за рабочий стол и за часполтора написал новый вариант «передовушки», скорее всего даже более яркий и глубокий, чем первый, ибо делал это истинный профессионал.
Флотский офицергазетчик работал на кораблях, выполнявших задачи боевой службы в Чёрном и Средиземном морях, в Атлантике и Индийском океане. Под флагом ВМФ СССР он ходил в Грецию, Сирию, Италию, Францию, Египет и другие страны. Его героями становились лучшие командиры и корабельные специалисты, выполнявшие свой воинский долг в условиях, максимально приближенных к боевым.
Особенным для нашего товарища стал 1980 год, когда за отличную редакционную службу его наградили сразу двумя призами и… стосуточной командировкой на СКР «Сдержанный», которым тогда командовал капитан 3 ранга Николай Григорьевич Михальченко (нынче контрадмирал в отставке, один из самых уважаемых ветеранов Черноморского флота). Кораблю предстоял поход в Индийский океан и Персидский залив, который тогда был «горячей точкой» без кавычек.
Под новогодний перезвон курантов они готовились к бою и походу за тысячи миль от родного берега.
Вот что писал с моря Дмитрий Чумак:
«…Штормовое дыхание циклона, оживленное движение судов на подходе к Персидскому заливу требовали от командира исключительного внимания, собранности. Да и постоянные плотные туманы, нависшие над вздыбленными волнами океана, затрудняли плавание. Малейшая потеря бдительности – и жди столкновения со встречными судами (а их вокруг было немало).
Капитан 3ранга Николай Михальченко все время находился в ходовой рубке. Он несколько суток не спал, но был неизменно собран, сосредоточен…».
Конечно, в газетном очерке можно было рассказать далеко не всё, происходившее в походе. Но военный корреспондент находил, как в строках и между строк передать напряжение боевой службы.
«…На рассвете чьито ракетные катера, сманеврировав, с нескольких направлений пошли на «Сдержанный». Мы знали, что они были готовы к применению оружия. Но ни малейшей растерянности не было в глазах командира.
Корабль стремительно набирал ход. Только пели антенны на встречном ветре, звенел металл обшивки. Николай Григорьевич мгновенно анализировал ситуацию. У него не было сомнений, его ни на секунду не покидали самообладание и чувство ответственности.
Из погребов по направляющим вышли ракеты и замерли на установках. По команде они могли в любую секунду устремиться к целям. На катерах заметили готовность корабля к бою и сразу же изменили курс.
Потом в Персидском заливе мы ещё не раз столкнёмся с подобными провокациями…».
Да, военный корреспондент был свидетелем того, как над «Сдержанным» часами кружили американские самолёты. Как по курсу нашего корабля производились стрельбы и бомбометания. Раздавались взрывы, сверкали огненные молнии, а вслед за ними поднимались белые султаны воды. Но ничто – ни постоянный риск, ни тяжелые климатические условия не могли сбить наших моряков с боевого настроя. Они стойко выполняли свой воинский долг, а журналист выполнял профессиональный – готовил материалы, которые с нетерпением ждала газета черноморцев, писал о командире и молодых матросах, о лучших старшинах и мичманах, об офицерах, уже в лейтенантах показывавших доблесть будущих каперангов и адмиралов.
Дмитрий Чумак рассказывал о своих героях просто и доходчиво, потому что знал службу. Начитанный и явно литературно одаренный паренек с Полтавщины (с раннего детства вкусивший ужасы войны, оккупации – родился в самое её пекло, в 1942 году) прошел хорошую военную школу. Начинал матросом в учебном отряде ЧФ (где сразу был взят на заметку флотскими журналистами), служил срочную на крейсере «Дзержинский» и все это время активно сотрудничал и в своей корабельной многотиражке «На боевом курсе», став её ответственным секретарём, и в газете ЧФ. Флот и «Флажок» дали ему путёвку в Львовское высшее военнополитическое училище, после которого он убыл на Камчатку, целую десятилетку закаляясь в рядах редакционного коллектива «Тихоокеанской вахты». Именно там нарабатывал практику дальних походов на надводных кораблях, дизельных и атомных подводных лодках.
К нам офицергазетчик прибыл капитаном 3 ранга, бойцом опытным и обстрелянным. И хотя в редакции тогда служило немало зубров военной журналистики, имевших ещё фронтовой опыт, Дмитрий Иванович стал одним из тех перспективных военных корреспондентов, которые пришли на смену ветеранам Великой Отечественной войны. Чумак писал на самые главные темы боевой учебы моряков. Печатался в своей газете и на страницах центральных военных изданий: в «Красной звезде», «Морском сборнике», «Советском воине», «Знаменосце»… (Тройная нагрузка, впрочем, не помешала ему окончить редакторский факультет ВПА им. В.И. Ленина.)
Именно его статьи и корреспонденции годами печатались под рубриками «С моря – в номер!», «На связи Средиземное», «Ходили мы походами» и другими, самыми просоленными флотским потом. Он по праву занимал пост флажковского «начбоя»!
Дмитрий Иванович никогда не кичился своими трудами. Мало кто из коллег знал, что в напряженных редакционных буднях он находит щелочки и для литературноредакционной работы, помогал талантливым самодеятельным авторам выпускать интересные документальные книги. Зато его дарования организатора редакционного процесса, литературного правщика широко раскрылись на ниве гражданской печати. Капитану 1 ранга запаса, заслуженному журналисту Украины Дмитрию Ивановичу Чумаку предложили возглавить газету горсовета «Севастопольские известия», и он более двадцати лет нёс эту непростую медиавахту. Нёс взвешенно, грамотно, компетентно, не позволяя втянуть ни в один властный скандал ни себя, ни свой журналистский коллектив. «Флажковец» вошел в число самых надёжных подвижников городагероя Севастополя и за свой честный труд, гражданственность, патриотизм был удостоен диплома общегородского форума «Общественное признание».
Завтра у нашего сослуживца и земляка – 75летие. Ох уж эти юбилеи, подчеркивающие груз прожитого! Но у Дмитрия Чумака это славный, достойный груз. С юбилеем тебя, товарищ! Держись стойко в испытаниях долголетия! Да помогут тебе здоровье, оптимизм, жизнелюбие, твоя замечательная семья и многочисленные почитатели твоего журналистского таланта. Обнимаем, поздравляем, ждём в родной редакции.
От имени коллектива редакции и типографии «Флага Родины»
Наталия МИКИРТУМОВА, заслуженный журналист Крыма