У органов власти разные концепции по их регулированию.
С принятием законопроекта о регулировании соцсетей вновь могут возникнуть сложности. Авторы законопроекта единороссы Андрей Альшевских и Сергей Боярский, несмотря на обещания доработать его за лето, настаивают на одобрении проекта в первом чтении в первоначальной редакции, сообщил РБК. Однако, по сведениям “Ъ”, в администрации президента (АП) и Белом доме считают, что блокировать или удалять сообщения в соцсетях нужно только по решению суда, за исключением случаев, которые уже описаны в законе. Из-за отсутствия единой позиции и не состоялось первое чтение проекта в конце весенней сессии Госдумы.
Единоросс Андрей Альшевских сообщил РБК, что законопроект о регулировании соцсетей перевноситься не будет, а высказанные к нему замечания могут быть устранены при доработке ко второму чтению. Напомним, проект вводит в закон понятие «оператор социальной сети», который будет обязан «ограничивать доступ или удалять» по заявлению любого пользователя любой противоправный контент или «недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица» информацию. Все социальные сети, которыми пользуются более 2 млн человек на территории России, должны иметь свои представительства в стране. Удаляться должны не только сообщения, которые показались неправомерными, но и их «копии». За неисполнение нормы будет грозить штраф от 30 млн до 50 млн руб.
В конце весенней сессии авторы законопроекта заявили, что «решили скорректировать внесенный проект закона и на его перевнесение есть 30 дней». «Мы решили, что воспользуемся этим сроком, чтобы подготовить доработанную версию проекта закона»,— говорил тогда Сергей Боярский. Вчера он не ответил на звонки “Ъ”. Как писал “Ъ” 20 июля, корректировка проекта понадобилась из-за критики государственно-правового управления АП. По сведениям “Ъ”, в АП и Белом доме считают, что концепция законопроекта должна быть иной: блокировать или удалять контент в соцсетях нужно только по решению суда (за исключением случаев, уже описанных в законе). В отзыве правительства ранее отмечалось, что процедура ограничения и удаления информации по заявлению пользователя представляется недостаточно обоснованной. Представители отрасли также выступили против законопроекта, объясняя, что у них есть инструменты, чтобы пользователи могли жаловаться на нежелательный контент, и противоправный контент и так блокируется (см. “Ъ” от 13 июля).
Именно из-за того, что позиции согласовать не удалось, и было отложено первое чтение проекта летом. Тогда собеседник “Ъ” в Госдуме пояснял, что «авторы решили не создавать конфликтную ситуацию между органами власти, которые могут повлиять в итоге на принятие закона» (см. “Ъ” от 20 июля). Сейчас, по сведениям “Ъ”, позиция АП и Белого дома не изменилась. «Без решения суда нельзя требовать удалять контент, если речь идет не о распространении экстремистской информации, детской порнографии или призывов к суициду, но такие случаи уже регулируются законом»,— говорит собеседник “Ъ”. По его словам, «кейс с фильмом “Матильда”» показывает, что на соцсети «можно устроить атаку», тем более когда «жалобы будут отправляться не письменно, а в сети».
Впрочем, первый зампред фракции «Единой России» Андрей Исаев сказал “Ъ”, что экспертный координационный совет фракции поддерживает именно концепцию проекта, а в доработке, по словам депутата, «нуждаются детали». При этом на вопрос “Ъ”, когда проект может быть рассмотрен в первом чтении, он ответил, что «это лучше узнавать у главы профильного комитета». Председатель комитета по информполитике Леонид Левин говорит, что нужно дождаться 30 сентября, когда истечет срок, выделенный авторам на доработку проекта. После чего комитет соберет расширенное заседание для обсуждения проекта (принять в первом чтении проект закона комитет уже рекомендовал). Депутат Альшевских сказал РБК, что рассмотрения инициативы в первом чтении «в ближайшие дни не будет», но оно может состояться до конца текущей сессии.
Софья Самохина
Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции