СЕВАСТОПОЛЬ: БЫЛ! ЕСТЬ! БУДЕТ! Написано в 2016-м, актуально и сегодня…

Как уже сообщалось, в ИД «Севастопольская весна» выходит новая книга члена Союза журналистов России  Иван Федосовича Ермакова, руководившего Городом-Героем в начале 90-х годов прошлого века. Она, по сути, стала продолжением  первой книги автора «Севастополь может…», потому и называется – «Севастополь смог!». Книга  посвящена нынешним проблемам города и стоящим перед ним задачам. Предлагаем одну из её глав.

 

Лучший пророк для будущего – прошлое»

Д.Г. Байрон

Век человеческой жизни определён ста годами. Правда, одни умудряются прожить все сто лет, другие меньше, третьи и более века живут. Двадцать пять лет – это четверть века. Серьёзная веха жизни человеческой. Для истории – это просто миг и не более…

 ВОТ КАК-ТО ТАК, НЕ ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ, я 25 лет назад, 4 февраля 1991 года, поменял образ жизни и труда своего. Будучи успешным руководителем достаточно весомого и экономически крепкого авиационного предприятия, с большими перспективами развития, я добровольно согласился поменять роль хозяйственника на спорную по своей привлекательности должность политического, экономического и хозяйственного руководителя отдельного региона, имя которому – Севастополь.

Родился я в Белоруссии на стыке трёх в то время республик СССР – Белоруссии, России, Украины.

Детство моё прошло там же, где окончил среднюю школу, в которой, кстати, обучение было на белорусском языке, а на русском преподавались только сам язык и литература.

С 16-летнего возраста я живу в городе русской – и не только – славы.

Учился в Приборостроительном институте, по окончании которого начал работать в Севастопольском филиале Центрального конструкторского бюро Пролетарского завода (г. Ленинград), откуда, как офицер запаса, на два года был призван на военную службу.

Служил в авиации Черноморского флота в гарнизоне Кача. Проходя службу, дал согласие на зачисление в кадровый состав Вооружённых Сил и был направлен, как имеющий гражданскую специальность и необходимую подготовку, для работы на Севастопольский авиационно-ремонтный завод. Проходя службу и работая (основная часть работающих на заводе – это гражданские рабочие и служащие), прошёл все ступени карьерного роста. Семь лет был главным инженером и шесть лет руководителем завода. Как военному специалисту Министром обороны СССР мне было присвоено воинское звание – полковник. В профессиональном отношении Главкомом ВМФ СССР присвоена квалификация – мастер военного дела. Неоднократно выполнял интернациональный долг за рубежами страны в качестве старшего группы военных специалистов. Кстати, в Сирии был трижды на авиационных базах в г. Хама и г. Латакия (там, где ныне базируется группировка ВКС РФ).

Вертолётный завод, «вертолётка», как его давно уже называют в народе, превратился из небольших мастерских в современное промышленное производство с выпуском валовой продукции на сумму около двадцати пяти миллионов рублей. Рубль в то время был по-настоящему полнокровным и стоил дороже доллара США. За год территорию завода покидало около 70 боевых вертолётов корабельного и наземного базирования, полностью прошедших капитальный ремонт и модернизацию. О различных системах для обеспечения полётов и подготовки авиатехники я даже не говорю. Завод готовил высококвалифицированных авиационных специалистов, располагал современной для того периода технологической базой и необходимым оборудованием. Работающие гражданские специалисты, а их было практически 98% от всей численности работающих, и военнослужащие (лётный состав испытателей, контрольный и руководящий состав, пожарная команда и пр.) имели необходимые социальные гарантии, получали жильё, располагали возможностью отдыха в специализированных учреждениях.

НО, КАК МОДНО СТАЛО ГОВОРИТЬ, «ПОДУЛ ВЕТЕР ПЕРЕМЕН». Михаил Сергеевич Горбачёв объявил о начале перестройки. Люди, зачастую даже не представляя её конечные результаты, требовали перемен. КПСС разваливалась на глазах и скоротечно…

И вот в такой нервно-паралитической обстановке, по-другому сейчас дать определение тех событий невозможно, народ хотел лучшей жизни, и, как следствие, все стремились выдвигать и избирать во власть новых людей.

В Верховный Совет СССР Севастополь впервые не избрал предложенного Коммунистической партией для, казалось бы, почти стопроцентного избрания тогдашнего командующего ЧФ адмирала Михаила Хронопуло, отдав предпочтение малоизвестному простому рабочему Севморзавода Виктору Ноздре. Проходили «истеричные» выборы руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий. На самом верху всевластного «олимпа» было принято радикальное решение: в регионах на уровне областей совместить две должностные единицы – председателей Советов и их Исполкомов. Такая реформа коснулась и нашего города республиканского подчинения – Севастополя.

Были объявлены выборы единого руководителя вместо двух действующих – председателя горсовета Юрия Ступникова и председателя исполкома Аркадия Шестакова. Как и было принято в советские времена, «главным» кандидатом предполагался к выдвижению от компартии подходящий партийный функционер. Как-то вечером в Большом зале горсовета собрался депутатский актив. Депутатов горсовета на тот период было 200 человек, и это были в подавляющем большинстве члены КПСС. Из них только депутатов-военнослужащих было 28. Депутаты представляли практически все отрасли городского хозяйства. Это были высокообразованные, принципиальные люди – профессионалы в своих отраслях и направлениях работы.

Дебаты по кандидатурам на пост «мэра», как уже тогда стало модным называть руководителя города, разгорелись нешуточные. Для меня стало неожиданным, когда депутат, представляющий в горсовете пгт Кача, вдруг предложил выдвинуть для избрания на этот пост депутата горсовета, директора вертолётного завода полковника Ивана Ермакова. Его предложение прозвучало, как взрыв гранаты. Как так? Не партийный функционер? Во властных кругах и среди севастопольцев Ермаков малоизвестен, так как завод, им руководимый, был крайне засекреченный и по иерархической подчинённости замыкался непосредственно на Москву.

Но предложивший мою кандидатуру депутат довольно убедительно обосновал своё предложение. Мол, город наш военный, закрытый и избрать руководителем города надо именно такого: военного, полковника, хозяйственника, знающего экономику и хозрасчёт промышленного предприятия. Завод обеспечивает устойчивую работу большого трудового коллектива, хорошую зарплату и пр. Этого депутата очень чётко и твёрдо поддержал профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой Приборостроительного института Эдгар Костоломов, у которого на кафедре я неоднократно был председателем Госкомиссии во время защиты дипломных проектов студентами-выпускниками. Решили на сессии рассматривать для избрания несколько кандидатур, в том числе и мою.

После совещания меня сразу же пригласил к себе командующий ЧФ адмирал Хронопуло. Он, на моё удивление, предложил мне завтра же снять свою кандидатуру. Мол, есть ведь и более заслуженный и подготовленный человек – наш первый секретарь горкома КПСС. Должен отметить, что услышанное от адмирала подтолкнуло меня к обратному. Я сказал, что беру ночь на раздумье (беседа велась уже где-то в полночь), но при этом я не считаю себя «неподготовленным».

На следующий день перед пленарным заседанием собралась фракция коммунистов, где ещё раз определялись с кандидатурой на избрание «мэра». Особенно мне запомнилось выступление депутата Сингаевского, который чётко изложил своё и коллег из сельских предместий Севастополя мнение: поддержать кандидатуру Ермакова. Видимо, предчувствуя и понимая непростую для себя складывающуюся обстановку, весьма убедительно поддержал мою кандидатуру сам первый секретарь горкома КПСС Василий Пархоменко. Тем самым он отказался баллотироваться, понимая возможный исход выборов. Кстати, на вертолётном заводе, которым я руководил, только коммунистов трудилось более шестисот человек.

В конечном итоге я подавляющим большинством голосов был избран председателем городского Совета и его Исполнительного комитета. Эта новость моментально облетела все «города и веси» огромного Советского Союза. Ведь руководить городом был избран действующий полковник, пусть и директор завода, но – военный. Это было круто в истории СССР, чтобы гражданской властью руководил военный. Вот так я стал единоличным руководителем этого героического и славного города. Города – легенды и славы российской, гордости русского народа, и не только. К слову, я был избран и являлся самым молодым по возрасту из руководителей города. Мне было тогда сорок три года.

Судьба преподнесла мне очень серьёзный подарок – мне была предоставлена великая честь быть руководителем этого прославленного в веках города-легенды, города-крепости, Города-Героя, города военных моряков, рыбаков, учёных, виноделов, судо- и авиаремонтников, города-труженика, города-созидателя и творца.

В избрании меня на руководство я видел хороший знак Судьбы и Божьей милости ко мне, грешному. Мне – полковнику, директору оборонного промышленного предприятия, белорусу по национальности, была дана возможность руководить этим великим городом русской славы и по рождению своему российскому региону на судьбоносном стыке времени!

НАЧАЛО 90-Х, ДУМАЮ, НЕЛЬЗЯ СРАВНИВАТЬ С ЛИХОЛЕТЬЕМ, ВОЙНОЙ И ПР., но это было тяжёлое, можно прямо говорить, кризисное время. Кризис ощущался не только в экономике и политике, но и в головах и душах людей. Буквально вчера мы жили в Великой «империи» СССР, а сегодня «империя» трещала по всем швам и в конечном итоге распалась, образовав полтора десятка независимых государств, при этом не особо спрашивая людей, хотят они этого или нет. Где же в таком разе люди жить хотят, т.е. в какой из вновь образовавшихся стран? В Севастополе подавляющее большинство горожан хотели жить в стране, «родившей» в своё время этот город, – в России. Но судьба в лице элиты Российской Федерации того времени распорядилась: быть Севастополю в составе братского «незалежного» государства – Украины. Это вызвало много противоречий в отношениях севастопольцев, иногда доходящих до враждебных.

Но время – хороший лекарь. Как бы ни давили тяжести и трудности жизни нашей, надо помнить, что всё проходит. Не зря мудрый царь Соломон носил перстень с напоминанием об этом: «Всё пройдёт. И это пройдёт».

Я лично с начала 90-х годов прошлого столетия и по нынешнее время твёрдо убеждён, что три братских народа – россияне, украинцы и белорусы – и три государства, в которых они проживают, будут жить в едином Союзе этих государств. Нужно для этого время, чтобы понять суть происходящих событий. Шторм проходит, выбрасывая пену и мусор, очищая море. Так произойдёт и с нашими государствами. Безумные шаги нынешнего руководства Украины будут пройдены. Народ Украины, за небольшим исключением, мудрый, практичный и разумный, придёт к пониманию необходимости дружеских и братских отношений между россиянами, украинцами и белорусами. Порошенки, яценюки, турчиновы и им подобные, как пришли к власти, так и уйдут из неё. США далеко, а Россия, Белоруссия – они рядом, и веками сложившиеся связи порвать не так просто. Надо всем верить в наше совместное светлое будущее.

ИТАК, Я – РУКОВОДИТЕЛЬ СЕВАСТОПОЛЯ! Первое моё программное выступление перед депутатами и большое интервью в газете «Слава Севастополя», единственной местной газете того периода, было воспринято севастопольцами позитивно. Я изложил цели и задачи на ближайшую перспективу. Хотя уже понимал, что перспектива в целом туманная и даже тревожная. Не зря же ведь говорят в народе: не желаю тебе жить во время перемен.

Помню своё первое аппаратное совещание с руководством городских служб и управлений. Даже в воздухе чувствовалась какая-то тревожная настороженность. Кто же такой пришёл нами руководить и насколько его хватит? Что он может и на что способен? Ведь я был, как бы не из их среды. Чужак, хоть и местный. Многие смотрели на меня с какой-то настороженностью и довольно явным пренебрежением.

Думаю, что первое аппаратное мое совещание в качестве руководителя обеими ветвями власти города прошло в позитивном ключе. Присутствовавшие увидели в моём лице достаточно хорошо подготовленного хозяйственника, знающего реалии жизни не понаслышке, прошедшего уроки управления в системе очень серьёзной. Как мне показалось, на присутствующих я произвёл хорошее впечатление. Руководители увидели, что шутить, обманывать и пр. с новым руководителем не следует. Решения будут приниматься моментально и справедливо.

Команды, с которой я пришёл к руководству городом, не было априори. Ведь всё произошло быстро. Со мной в исполком пришли с завода мой секретарь Надежда Попович и водитель Виктор Кияшко. Немногим позже на общий отдел, т.е. отдел обеспечения работы исполкома, с завода перешёл Геннадий Черепанов. Первым заместителем по исполкому мной был назначен достойный руководитель и в прошлом хозяйственник и экономист министерского уровня Эдгар Костоломов. Остальной аппарат управления, доставшийся мне по наследству, продолжал работать в прежнем, «коммунистическом» составе. И надо отметить, дело своё многие чиновники знали в совершенстве.

Хочу заранее сказать, что за время моего руководства городом практически трижды поменялся состав моих замов и, естественно, по разным причинам. Но явно обиженных с их стороны не было. Люди, работавшие на этом уровне, были достойные и хорошо подготовленные советской системой для такого уровня и масштаба. Мне хочется назвать их имена: Эдгар Костоломов, Вячеслав Верходанов, Галина Асыркина, Виктор Заичко, Леонид Жунько, Александр Сердюк, Николай Глушко, Николай Миненко, Валерий Мальцев, Валерий Саратов, Валерий Копанов, Николай Мирошниченко, Виктор Шаповалов, Владимир Тарасов, Александр Пегалов.

Руководителями районов были в то время Владимир Головин, Александр Кунцевич, Виктор Кирюников, Валентин Борисов, Геннадий Большаков, Пётр Кудряшов.

По разным причинам они заменяли друг друга. Но это были в основе своей профессионалы, хорошо знающие городское хозяйство и его проблемы, умеющие работать с людьми. Это они не побоялись поставить свои подписи под обращением к руководству Украины с осуждением его политики и нелицеприятной оценкой деятельности в отношении Севастополя и его жителей. При этом понимая, что это может послужить концом их карьерного роста. Сейчас даже мыслить невозможно, что местные руководители на подобное могли бы пойти, так мне кажется.

В дальнейшем многие из моей команды сделали на Украине достаточно стремительный карьерный рост. Так, Жунько, Саратов, Борисов возглавили кто исполнительную, а кто и представительную ветви власти города.

ВАЖНЫМ МОМЕНТОМ ЖИЗНИ ТОГО, как бы по инерции ещё советского периода для севастопольцев, как и для всего советского народа, было огромное желание реформировать политическую и экономическую составляющие государства СССР. Цель была одна – улучшение жизненного уровня людей, обеспечение реальной справедливости и свободы. Не на высоте в тот период оказалась, к большому сожалению, Коммунистическая партия и её руководство. Как мне кажется, огромным желанием у аппаратчиков высшего эшелона партии стало реальное завладение богатствами, нажитыми общим трудом, и возможность стать их обладателями. Чихать им хотелось на страну и желания простых граждан. Людям были брошены такие лозунги, от которых у них не хватило ни мозгов, ни воли отказаться, и как результат – получили то, что хотели.

Одним из шагов к развалу СССР и началу чехарды управления, так желаемых и подготовленных США, стали форосские события августа 1991 года. Считал и считаю сейчас, что Советский Союз был Великим Государством, а для простых людей их Великим Домом. У всех была работа, простые люди могли получить образование, бесплатное лечение, отдых для себя и детей, а главное – никто не боялся своего будущего и знал, что в любое время дня и ночи человек может спокойно ходить в любом уголке своей необъятной и Великой Родины. Да, много было и недостатков в организации управления экономикой и социальной составляющей жизни государства, но главным из них было, как мне представляется, вырождение элиты, дряхлость руководства страны и великая жажда наживы окружения, близкого к руководству. Так вот, форосские события, думаю, были хорошо подготовлены и срежиссированы спецслужбами США. Главными исполнителями этого разыгранного спектакля, мне кажется, как ни странно, стали первый и последний Президент СССР и его ближайшее окружение. Или они на самом деле не понимали, куда их ведут, и они безропотно шли навстречу гибели своей и страны, или делали вид, что всё идёт по плану реформ, провозглашённых Михаилом Горбачёвым.

О форосских событиях много было сказано, и думаю, что это – одна из печальных страниц нашей истории. Считаю, что мы, севастопольцы, в то время интуитивно приняли правильное и мудрое решение, не поддержав этот спектакль, тем самым не запятнав себя перед историей. Хотя откровенности и справедливости ради констатирую, что меня так и подмывало отличиться на весь мир, освободив из как бы «заточения» президента. Но Господь сдержал меня от непродуманных шагов, и, как следствие, Севастополь, не поддержав спорные события того периода, не опозорил себя перед Историей участием в этом спектакле абсурда.

Продолжением быстро развивающихся исторических событий стал произошедший развал СССР и образование новых, как бы самостоятельных государств. Правда, для основной массы народной непонятными оказались провозглашённые «декреты» независимости: от кого и для кого?

ИТАК, СЕВАСТОПОЛЮ СУДЬБОЙ И ИСТОРИЕЙ БЫЛО ПРЕДНАЧЕРТАНО ИСПЫТАНИЕ – БЫТЬ В СОСТАВЕ «НЕЗАЛЕЖНОЙ» УКРАИНЫ. Какой выбор должен был сделать я, руководитель города? Скажу откровенно, много было разных советов, как поступить. От мирных – до революционных. Сейчас, наверное, уже можно сказать, что направлялись «ходоки»-депутаты от Крыма и Севастополя в Первопрестольную с целью склонить руководство России объявить Крым и Севастополь принадлежащими РФ. Должен констатировать: получили категорический отказ и заявление, что решение уже принято – Севастополь и Крым останутся в составе Украины, т.е. так, как было при СССР после известного «подарка» Никиты Хрущёва. При этом руководитель Крымской Автономии Николай Багров и я были очень жёстко предупреждены о необходимости «уважать» принятые наверху решения. Ещё более жёстко был предупреждён, как мне стало известно, командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов. Ему было труднее принимать самостоятельные решения. Он – военный…

Оставалось одно возможное решение: поднять бунт самостоятельно со всеми вытекающими последствиями. На это не решился никто. Может, это была ошибка и неуверенность в возможности позитивного развития событий без страшных последствий. Одно я лично понимал, что народ севастопольский и крымский поддержал бы тогда решение о переходе под юрисдикцию Российской Федерации или об образовании самостоятельного Крымского государства. Но, видимо, «верхней небесной канцелярией» было угодно иметь на тот период то решение, которое было принято в Беловежье…

Очень тяжёлые времена наступили для севастопольцев и города в целом. Практически вся промышленность Севастополя замыкалась на союзные министерства. Связи между предприятиями рушились на глазах. В то время на предприятиях, а это были в основном оборонные, работали очень многие высокопрофессионально подготовленные севастопольцы. Кроме того, основу градообразования составляли рыбная и сельскохозяйственная отрасли. Обе они ранее имели достаточно развитую структуру. Рыбная стала терять районы промысла. Сельское хозяйство – рынки сбыта и пр. Рассчитывать на финансовую подпитку сверху стало просто нереально. Верха-то не было уже. Вся надежда была на себя, на свои внутренние возможности.

И вот в такой, как сейчас сказали бы, кризисно-критической ситуации передо мной встал вопрос: как мне лично поступить и что делать? Хочу отметить, что это был не праздный для меня лично вопрос, и от принятия решения зависела моя дальнейшая судьба, и не только моя, но и моей семьи, да и думаю, города Севастополя в целом и, естественно, людей, живших в нём в то лихое время.

Как всегда в тяжёлый период жизни, решение приходит неожиданно. Ко мне зашёл один из членов моей команды и рассказал, что случайно, находясь по делам в одном из сёл нашего региона, довелось ему встретиться с простой женщиной-татаркой. И вот что она поведала.

Севастополь оказался в трудном положении, но его нужно принять так, как оно складывается на данный момент. Обстановку спасёт человек, которому суждено принять на себя всю ответственность за сохранение мира на земле севастопольской и обеспечение жизнедеятельности региона. Трудности будут неимоверные, но только разум этого человека и умение найти компромисс среди всех людей, живущих на этой земле, а также покровительство Господа ему и севастопольцам помогут без особых потерь выжить и продолжить предначертанную Богом миссию жизни. Войны не будет. Она если и будет, то не сейчас. Да если она (война) и будет когда-то, то это будет уже третья война для Севастополя, но при этом и последняя. Быть Крыму и Севастополю сейчас в России (а этот разговор произошёл почти четверть века назад) не суждено, но это непременно произойдёт. Надо ждать, и это свершится, но уже в следующем веке.

В результате человеку этому удастся выполнить предначертанную ему миссию, но он потом очень пострадает. Роль его на этом не закончится. В какой-то исторический момент он ещё раз возникнет и исполнит свою роль объединителя и спасителя тяжёлого положения в Севастополе. На это он получит благословение Господнее…

Никакого имени, должности и пр. при этом она не называла. Просто она рассказала видение человеку, которому она посчитала необходимым это рассказать. А он довёл её повествование мне. Я как-то мало обратил внимание на его рассказ. Но когда мне было уже невмоготу от необходимости принимать решение, я раз за разом возвращался к этому повествованию. А если это было адресовано мне? И я принял решение: сделать всё от меня зависящее для сохранения мира, обеспечения жизнедеятельности города и нормальной, насколько это возможно в складывающейся обстановке, жизни людей.

Свои сомнения, где быть и кому служить, я посчитал решёнными. Служить севастопольцам и Севастополю. Не заканчивается ведь жизнь от неразрешённости в сей момент свалившихся на людей и город проблем. Жизнь, как ни странно, продолжается. Народ должен иметь возможность располагать жильём, едой, питьём, общением, отдыхом и пр. Всё это должны обеспечить те, кому судьбой это предначертано, и я в первую очередь. Я в ответе за организацию их нормальной жизни. Так мне предначертано судьбой.

Всё. Решение принято!

ДОЛЖЕН ОТМЕТИТЬ, что из всех 25 лет новейшей истории города Севастополя, мне представляется, самыми тяжёлыми и небезопасными были начальные 90-е годы прошлого столетия. Развал Советского Союза, расцвет бандитизма, как следствие – рождение организованных преступных группировок, безработица, отсутствие финансирования, падение экономики, явное отсутствие военной промышленности, разброд в армейских и флотских формированиях, невыплата для многих категорий работающих граждан зарплаты, а для военнослужащих – денежного довольствия, остановка предприятий промышленности и сельского хозяйства и пр. неблагоприятные моменты жизни. Доходило до того, что не было горючего для заправки автомобилей, чтобы вывезти мусор. А тут ещё беда экологическая навалилась. Практически три года подряд были безводными. Засуха губила всё, а главное – для поддержания жизнедеятельности людей воды не было. Такого длительного засушливого периода после 1994 года практически не было никогда.

Но, тем не менее, несмотря на неимоверные хозяйственные трудности, городское хозяйство продолжало функционировать. Город продолжал жить. Люди женились, рожали, растили детей. Умерших естественной смертью хоронили. Правда, вспоминать даже не очень приятно, что даже не из чего было делать гробы. Древесина оказалась в остром дефиците, и хоронили людей в гробах, сделанных из оргалита, ДСП… Сейчас это представить как-то трудно. А тогда это были реалии жизни повседневной.

Кроме всех бытовых и хозяйственных неурядиц, была и огромная проблема политическая. Где же русскому городу Севастополю быть? Сколько в тот период было принято обращений горсовета к руководителям России, Украины с, казалось бы, реалистичными и здравыми предложениями относительно дальнейшей судьбы города-героя. Но, увы! Слышать севастопольцев, где они хотят быть и жить, никто из руководства стран, особенно России, не хотел. А жизнь ведь остановить невозможно – она продолжалась. Севастопольцы хотели кушать, решать свои повседневные заботы, стремиться к лучшей жизни для себя и особенно детей своих и внуков, правнуков и…

ОЧЕНЬ МНОГОЕ В НАЧАЛЕ ДЕВЯНОСТЫХ В СЕВАСТОПОЛЕ ПРОИСХОДИЛО ВПЕРВЫЕ. Жившие в тот период, несомненно, помнят эти новые для севастопольцев моменты жизни и истории. Зачастую события происходили на грани возможного и допустимого. Главным, как мне представляется, было понимание севастопольцами происходящего и неиспользование критических моментов для начала противостояния, вплоть до развязывания военных действий.

 Прошло уже 25 лет, и я могу спокойно сказать откровенно и честно, что поставь я лично в своих действиях задачу агрессивности и принятия в полной мере позиции любой из сторон противостояния, гражданская война была бы неизбежна. Севастопольцы и крымчане выбрали путь мирного разрешения проблем того периода. Добавлю только, что охладило горячие головы, и в том числе мою, решение руководства того периода и лично Бориса Николаевича Ельцина, что раздел СССР произошёл, и для России важнее добрые отношения с Украиной, чем проблемы Крыма и Севастополя. Думаю, что у каждого жителя Севастополя на сей счёт своё мнение, но история обратного пути не имеет. Имеем то, что предначертано судьбой.

В 1992 году руководством Украины было принято решение изменить систему управления государственной властью. В областях стали руководить исполнительной ветвью представители президента – главы областной государственной администрации, а представительской ветвью – советы. Коснулась эта пертурбация и Севастополя – как города республиканского подчинения. Видя, что сопротивляться данному решению бесполезно, президиум горсовета, исполком, совет директоров, Военный совет флота, совет ветеранов на совместном заседании приняли обращение к президенту Украины Леониду Кравчуку с предложением назначить на эту должность председателя горсовета и его исполкома Ивана Ермакова. Это, по мнению уважаемых людей, был наиболее приемлемый вариант для Севастополя. Я с ним согласился и Указом президента был назначен на эту должность.

Горожанами по-разному было воспринято моё назначение. Одни считали его правильным, т.к. назначение севастопольца вселяло уверенность в сохранении уклада севастопольской жизни в городе, другие называли это «предательством». Для меня было обидным неверие, хоть и небольшой части, горожан. Я ведь офицер и воспитан советской системой. Но для себя я уже принял решение – служить Севастополю. Всё, что от меня зависело, я старался делать, и, думаю, получалось у меня служение Севастополю честно и по совести. Я помнил, что моя задача – сохранить мир в регионе, обеспечить функционирование и жизнедеятельность городского хозяйства. И с гордостью заявляю, что всё это было осуществлено. Вспомним хотя бы моменты с захватом и освобождением комендатуры, угонами кораблей, переговоры по разделу Черноморского флота, действия бандитских группировок, убийства людей, разборки и прочие дестабилизирующие обстановку моменты.

А многотысячные неоднократные митинги! Площадь Нахимова бурлила постоянно. В те времена митинг в 10-15 тысяч участников – это было как бы и рядовое событие, но вот вопросы и речи, звучавшие на них, были далеко не мирные. Я присутствовал и выступал на них, не будучи уверенным в их благополучном окончании, в том числе и для меня.

Крайне тяжёлая обстановка складывалась в области экономики и хозяйства города. Безводье в течение трёх лет, развал промышленности, отсутствие стабильного поступления денег в городскую казну и финансовой помощи сверху, да и где этот верх – понять было трудно… Хочу отметить, что за все двадцать пять лет такого трудного периода я не припоминаю. Но, тем не менее, жизнь остановить нельзя, и севастопольцам нужно было продолжать строить свою жизнь, несмотря ни на какие трудности и невзгоды бытия. Живьём в могилу никто не хотел уходить, несмотря на политические передряги и личные желания определённых политиков.

ДОЛЖЕН СО ВСЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗАЯВИТЬ, что я и моя команда достаточно уверенно решали возникающие проблемы. Нашли возможности стабилизировать работу предприятий и не позволить их разграбление и остановку; смогли пережить безводье и наметить планы на возможную ликвидацию при повторении его; практически смогли отремонтировать и переложить асфальт на всех дорогах и заложить строительство новых. Одно дорожное полотно не смогли привести в порядок – это Камышовая – Центр. Город обеспечивался газом, теплом и даже горячей водой. Стабилизировалась подача электроэнергии, и это, надо не забывать, при работающих предприятиях, которые в разы больше, чем сейчас, потребляли электричества. Строилось жильё в достаточно серьёзных объёмах. Были построены и сданы последние объекты социальной направленности: молокозавод (впоследствии ликвидированный и проданный), 9-я городская больница в Балаклаве, школа и детсад. В городе, исходя из трудностей в обеспечении жизни пожилых людей, была организована социальная служба, которая существует и до настоящего времени. Создан центр реабилитации детей-инвалидов.

Была попытка организации своего аэропорта на базе военного аэродрома «Бельбек». Кстати, думаю, что аэропорт в Севастополе не являлся тогда, как и сейчас, объектом первой необходимости.

Можно много приводить примеров обеспечения жизнедеятельности города и достойной жизни севастопольцев в тот лихой период 90-х. Подчеркну ещё лишь один момент – организацию управления в городе. Оно было организовано достаточно чётко. Всего в исполнительной власти трудилось около 350 чиновников – это с учётом и районных администраций. Существовала трёхуровневая система управления. Мои заместители одновременно являлись руководителями комитетов по направлениям. Им было предоставлено право издавать приказы, распределять и использовать отведенные финансовые ресурсы. Эта схема была создана у нас и потом распространена на Украине. Такая система управления позволяла чётко использовать властные рычаги и одновременно устанавливать персональную ответственность. Да и комитетов было всего пять с чётко прописанными правами и обязанностями.

К слову, мои права и полномочия, как руководителя, были очень широкими. Практически все назначения руководителей городского звена управления были в моей компетенции так же, как и освобождение от должностей. Единственные должности, на которые я только согласовывал назначения, были начальник СБУ и командующий флотом. Да и начальник УВД назначался двумя приказами: моим и министра внутренних дел. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что в этом было много позитивного, а самое главное – на месте принимались решения о назначениях и не навязывались персоналии со стороны. Не было взяток и пр. при назначениях.

ТАК КАК Я ОСВОБОДИЛ ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОРСОВЕТА, долго депутаты не могли избрать себе руководителя, пока, наконец, не решили избрать как бы нейтрального кандидата – председателя профкома Приборостроительного института Виктора Семёнова. Звёзд с неба он не хватал. Был пророссийски настроен. Меня его кандидатура вполне устраивала в тот период. Вот так с большим скрипом Виктор Михайлович с небольшим перевесом депутатских голосов и был избран председателем горсовета. Для города в тот период он особенно чего-то плохого не сделал.

Правда, уже тогда у него завязались дружески-служебные отношения с заместителем председателя Верховного Совета Украины Василием Дурдинцом. Впоследствии их взаимоотношения сыграли решающую роль в дальнейшей служебной его деятельности и жизни в период руководства городом. Взошёл на руководящий «трон» он под девизом «Россия придёт в Севастополь!» с помощью тогдашнего председателя Моссовета Николая Гончара и при финансовом  обеспечении Евгения Поданева.

Чем в конечном итоге закончилось его правление городом, судить могут севастопольцы. Я напомню только, что депутаты горсовета в конечном итоге подготовили постановление и готовы были выразить ему, как руководителю, недоверие. Президент Украины, в тот период Леонид Кучма, за два дня до сессии горсовета снял его с должности председателя городской администрации и перевёл в своё распоряжение. В дальнейшем он сделал хороший карьерный рост, став консулом МИДа Украины в г. Санкт-Петербурге. После был длительный период работы ответственным секретарём межгосударственной комиссии от Украины по разделу Черноморского флота.

СМЕНИЛ СЕМЁНОВА на посту головы городской государственной администрации Борис Кучер. Карьеру свою он начал с поста заместителя Виктора Семёнова, на который пришёл с должности директора электроремонтного завода «Сатурн», став потом начальником налоговой администрации г. Севастополя. После ухода Семёнова Указом президента Украины Борис Александрович и был назначен головой Севастопольской администрации. Пробыл на должности он, к сожалению, недолго. Болезнь прервала его служение городу и карьерный рост как руководителя…

После ухода его из жизни на место руководителя городской исполнительной власти был назначен Леонид Жунько, имевший большой опыт работы в органах власти Севастополя. Был руководителем исполкома Балаклавского района ещё при Советской власти, заместителем главы СГГА, председателем налоговой службы г. Севастополя и, наконец, был назначен президентом Украины председателем Севастопольской городской государственной администрации.

После избрания Виктора Ющенко президентом Украины Леонид Жунько был освобождён от должности и на его место назначен Сергей Иванов – началась серия назначенцев в руководство исполнительной властью со стороны. Ни пользы, ни особого вреда он городу и севастопольцам не принёс. Запомнился принимающим колонны демонстрантов-севастопольцев на праздниках в форме генерал-майора милиции Украины. Часто сопровождал и с радостью приветствовал тогдашнего секретаря Совета Национальной Безопасности, а ныне президента Украины Петра Порошенко. Как-то тихо и незаметно он как пришёл на руководство, так и ушёл из Севастополя.

Сменил его тоже приезжий крымчанин – Сергей Куницын. Перед этим его назначением он был снят с должности председателя Правительства Крыма. Думаю, он с большим удовольствием принял бразды правления Городом-Героем. Сделал он много хорошего для города, но ещё больше – плохого. В особо крупных масштабах при его руководстве «расцвёл» дерибан севастопольской земли.

В то время председателем горсовета был Валерий Саратов. Вначале их совместная работа на благо Севастополя и для пользы его жителей, на первый взгляд, казалась дружной и продуктивной. Мне запомнились их обнимания и целования по поводу и без. Но потом между ними «пробежала кошка» в виде возможностей по разделу сфер влияния в отношении – кто главней при распределении земель и собственности. Отношения превратились из как бы дружеских в почти враждебные. Не хочу уточнять, кто был из них в выигрыше, а кто в проигрыше, отмечу только, что в тот период досталось земельки как депутатам, так и приближённым Куницына. Об этом много писали СМИ, и мне не хочется теребить эту тему.

Севастопольцы знают цену происходящему в тот период. В конечном итоге «военные» действия закончились победой Валерия Саратова. Он в то время был ещё и руководителем отделения Партии регионов, а это имело большой вес при принятии Киевом решений. В результате Валерий Владимирович президентом Украины Виктором Януковичем был назначен председателем городской администрации вместо снятого Сергея Куницына, которого определили советником к президенту – власть Украины своих «сыновей» просто так не бросала.

Да, забыл и уточняю, что в период руководства Леонида Жунько председателями горсовета были Василий Пархоменко, а потом Валентин Борисов. Оба были выходцами из компартийной севастопольской номенклатуры. Севастополь и его проблемы, состояние городского хозяйства они знали не понаслышке, а именно: пощупав собственными руками и имея большой опыт общения с людьми. Василий Михайлович только депутатом горсовета избирался раз, наверное, семь. Один, на мой взгляд, у него недостаток – он всю жизнь учил, как надо работать на благо и во имя… Но вот когда я ему в начале 90-х предложил быть моим первым заместителем по исполкому (практически руководителем исполнительной ветви власти), он после раздумий отказался. На сегодняшний день он, как мне представляется, один из наиболее подготовленных политиков нашего региона.

Что касается деятельности Валентина Михайловича, то он проверил на вкус «сладость» как исполнительной (глава администрации Ленинского района, первый заместитель председателя СГГА), так и представительной (председатель горсовета) ветвей власти. Оценку его деятельности и цену работы во власти ему дали севастопольцы.

Оценку же работе на посту председателя СГГА Валерия Саратова в своё время дали севастопольцы и его коллеги – депутаты горсовета. Президент Янукович снял его с занимаемой должности и направил трудиться в центральный аппарат Правительства Украины, где он и работал до периода Русской весны, уйдя оттуда по собственному желанию с возвращением в Севастополь.

УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СГГА был назначен «пришелец» из центральных органов власти Украины Владимир Яцуба. Надо отметить, что Владимир Григорьевич имел огромный опыт организаторской и административной работы на различных уровнях властной вертикали. Начиная с первого секретаря райкома компартии одного из районов г. Днепропетровска и заканчивая министром Украины. Я не перечисляю его многочисленные партийные и хозяйственные руководящие посты.

В Севастополе он был одним из самых подготовленных руководителей с большими связями в руководстве Украины. Одновременно он был «избран» на руководство Севастопольским отделением Партии регионов. Хочу отметить, что, несмотря на финансовые трудности, он смог держать городское хозяйство работающим и решать вопросы развития города на неплохом по тому времени уровне. Он мог находить ключ к людским душам и подбирать неплохих специалистов в свою команду из местных. Я, курируя, как депутат, отрасль здравоохранения, смог донести ему плачевное её состояние, и в результате почти за двадцать лет украинской власти впервые был построен лечебный корпус на территории 1-й горбольницы. Можно и есть что перечислять из его положительных руководящих действий.

Председателем горсовета в период руководства города Саратовым и Яцубой был избран соратник и партнёр Саратова ещё с советских времён по работе на заводе «Парус» Юрий Дойников. Валерий Владимирович был секретарём парткома, а Юрий – комсомольским секретарём завода.

 Владимиру Яцубе Юрий Дойников достался как бы по наследству, став его заместителем в руководстве севастопольским отделением Партии регионов и одновременно руководителем фракции Партии регионов в горсовете. Все понимали, что фактическим «правителем» в Севастополе стал глава городской администрации, поставленный на этот пост президентом Украины Януковичем, Владимир Яцуба. Надо отметить, что руководство он осуществлял жёстко и бескомпромиссно. Редко кто из депутатов от Партии регионов мог позволить обсуждать и осуждать его решения, в том числе и Юрий Дойников. Но это уже будет ария из другой оперы…

В этот период на Украине начались волнения, и особенно это чувствовалось в Киеве. США делали всё, чтобы подогреть протестные настроения. Начал свою деятельность «майдан». На финансирование процесса подготовки и исполнения государственного переворота США и Запад бросили миллионы долларов и всю мощь разведывательных и дипломатических служб для его осуществления. Куплены были «вожди» процесса и боевики.

С большим огорчением констатирую, что тогдашнее руководство Украины во главе с президентом Виктором Януковичем оказалось далеко не на высоте положения. Только трусость, нерешительность и непринятие самых радикальных мер, так мне представляется, позволили праворадикалам во главе с Порошенко, Яценюком, Турчиновым и им подобным добиться разительных успехов, задуманных США в проведении цветной революции. Слабохарактерность президента Януковича и его ближайшего окружения в принятии необходимых решений для защиты конституционного строя страны, сдача «Беркута» на растерзание, отсутствие чёткой линии поведения силовых структур государства в тот период и привели к падению государственной власти Украины и захвату её «безумцами», руководимыми извне. Отправляемые в Киев поезда «поддержки» власти, кроме траты денег и неприятностей для людей, едущих за оплату в Киев как бы для противодействия оппозиции, ничего позитивного не принесли. Смешно было, когда Владимир Яцуба и Юрий Дойников встречали «бойцов», вернувшихся поездом из Киева, жареным поросёнком по традиции военных моряков. Но морякам вручали это как символ выполнения боевой задачи, а вот для чего была такая показуха членам Партии регионов – непонятно и неприятно.

Глядя на происходящее в Киеве, в Севастополе назревал свой «майдан». Люди не хотели мириться с происходящим. Для севастопольцев неприемлемым был приход к власти последователей «Бандеры – Шухевича». Бандеровская идеология и принципы были противоестественны для севастопольцев. О необходимости поднятия голоса протеста говорили жители практически открыто и не стесняясь в выражениях. Митинг на площади Нахимова был анонсирован во всех СМИ и интернет-сетях.

23 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА ДОЛГОЖДАННЫЙ МИТИНГ, положивший начало Русской весне, состоялся. Люди добровольно прибыли на площадь Нахимова, чтобы выразить свой решительный протест событиям, происходящим в Киеве. Собралось для участия в митинге не менее 15 тысяч, и так как площадь больше не вмещает, многие размещались на прилегающих улицах и в скверах. Открывали митинг до этого неизвестные в политике люди Игорь Соловьёв и Борис Колесников. Слово они сразу же предоставили человеку, известному в узких кругах бизнеса, Алексею Чалому. Он произнёс буквально несколько фраз и отдал микрофон ведущим.

Сразу же в строй выступающих вошли как бы штатные ораторы севастопольских митингов, в том числе Яцуба и Дойников, олицетворявшие в тот период власть городскую. Владимир Григорьевич даже на колено стал, театрально так, и просил прощения за негативные действия Партии регионов. Таким образом, в Севастополе митингово был провозглашён «народным мэром» города Алексей Михайлович Чалый – причём единогласно. Для придания легитимности и хоть какой-то законности возведения на «трон» руководства городом-регионом Севастополь необходимо было решение действующего и имеющего на это право органа. Таким органом был Севастопольский городской совет в количестве 76 депутатов.

Не описываю, как «варились» вопросы в горсовете. Об этом мною было ранее сказано и написано. С достоверностью заявляю, что решение объявить о непризнании на территории Севастополя украинской власти и о назначении Алексея Михайловича как бы «координатором» властных структур было придумано в стенах горсовета и принято на пленарном заседании 46 депутатами без всякого принуждения и страха. Да, были депутаты, которые ушли от возможной ответственности за такое решение. Надо помнить, что на тот период действовала власть украинская с соответствующими силовыми и карательными структурами, и любой из этих 46 депутатов мог закончить свою деятельность печально.

Придумали название должности Алексею Чалому в пределах компетенции горсовета с подачи очень толкового юриста Елены Близнюк, а визы перед голосованием на проекте решения горсовета поставили сам Алексей Чалый и от общественности Владимир Тюнин, а также, естественно, все те, кому положено по статусу в моём и Василия Пархоменко присутствии. Дальше уже было, как говорят, дело техники.

Президиум и пленарное заседание. Барьер был небольшой при голосовании – это отсутствие гражданства Украины у Алексея Михайловича. Тем не менее, хоть и с нарушением процедуры, но голосование прошло чётко, и, таким образом, город получил как бы законного на тот период руководителя. Отмечу, что те инсинуации о якобы страхе депутатов перед собравшимися на улице людьми – в основном чушь голубая. Ведь мы, депутаты, пожелавшие принимать судьбоносные решения для города, были в здании горсовета с 11.00 часов 24 февраля. В это время никаких толп людских и близко не было. Кстати, депутаты, не пожелавшие принимать участие в голосовании, ушли, кто, как и когда мог. Так могли поступить и те 46 депутатов. Они, думаю, голосовали не за страх, а за совесть.

Дальнейшие события развивались стремительно.

ОСНОВНЫМ И САМЫМ РЕШИТЕЛЬНЫМ БЫЛ МОМЕНТ принятия Президентом России Владимиром Путиным решения оказать полное содействие и обеспечить передачу власти в руки крымчан и севастопольцев. Абсолютно уверен, если бы не было чёткого властного решения Путина о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией, наши местные желания и действия вряд ли бы закончились позитивно. Многие потом объявили себя главными героями процесса, но я ещё раз заявляю: основной герой и организатор воссоединения был Президент РФ В.В. Путин, а также   поддержавший его народ России, пожелавшие этого люди Крыма и Севастополя. Что касается роли Алексея Чалого, то я считаю, что он проявил поистине героизм в тот период, взвалив на себя ношу ответственности и не побоявшись этого. Так же, думаю, проявили себя геройски в Крыму Сергей Аксёнов и Владимир Константинов. Всем им большое спасибо и уважение за действия того периода!

Организованный и проведённый референдум показал правильное направление решения проблемы, затянувшейся почти на четверть века. Люди абсолютным большинством сказали своё твёрдое мнение: быть Крыму и Севастополю в составе России! И это, мне кажется, бесполезно обсуждать, пытаться строить планы переиначить состоявшуюся волю народную на воссоединение. Точка поставлена, и пусть не пытаются любые трудности создать противники этого процесса – потуги их напрасны и бесполезны. Это я утверждаю с полной уверенностью, так как знаю мнение и настрой огромного количества севастопольцев – граждан России, живущих в городе.

ХОЧУ ВЫСКАЗАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ по поводу бытующих ещё высказываний в отношении «бывших» депутатов. Это они, не боясь гнева властей Украины и санкций Запада и США, принимали легитимные решения с целью обеспечения жизнедеятельности региона. Не побоялись никого большинство из них и, став депутатами Законодательного Собрания Севастополя, принимали жизненно важные на тот период законы, обеспечивающие работу органов управления городом. Это на тех депутатов хунта украинская завела уголовное преследование как бы «за измену Родине». И основной причиной в открытии уголовных дел на эту достойную уважения часть депутатов украинское как бы правосудие определило принятие ими постановления о проведении референдума с целью выяснения мнения севастопольцев о возможных вариантах воссоединения. Депутаты действовали в рамках существовавших законов Украины. Это было их законное право на принятие такого решения. К слову, какой Родине лично я, как и другие мои коллеги-депутаты, изменил?

Советский энциклопедический словарь издания 1980 года, стр. 1127, трактует значение слова «родина»: «1). Отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. 2). Более узко – чьё-либо место рождения».

Страна, в которой я родился и вырос, – СССР. Присягу защищать её я принял Советскому Союзу. Больше я никаких обязательств никому не давал. В Украину, как государство, нас всех, живших в период развала СССР, определила судьба и «вожди» того периода. Так каким образом я, как и почти три миллиона крымчан и севастопольцев, изменили Родине, и какой? По каким таким законам жизни на этой земле правящая верхушка Украины определила наше предательство? Мы просто определили для себя свой дальнейший жизненный путь, и не более. Они выбрали свой путь – мы свой. Надо это понять и успокоиться.

Лидерам США и стран Запада, думаю, неплохо бы подумать, что их ждёт в будущем и не гнобить нас за справедливое и свободно, демократически принятое решение. Век людской такой короткий, и жить на этой земле надо дружно и в мире. Доведённые до отчаяния люди готовы на любые шаги. Надо помнить об этом и не пересекать ту черту, за которой нет мира, нет демократии, а есть только ненависть, смерть и окончание жизни на этой прекрасной планете – Земля. Она у нас всех общая и единая для всех живущих на ней.

ЧТО МЫ, СЕВАСТОПОЛЬЦЫ, ПОЛУЧИЛИ ОТ РУССКОЙ ВЕСНЫ? Радость, что желания людей нашли реальное воплощение в жизни. Мы – часть Великой России, которая и родила этот самый важный, большой и славный город на южных своих рубежах. Город стал субъектом Федерации с правом издавать свои специфические, для нашего региона, законы, избирать свой законодательный орган и правительство во главе с губернатором. Да, многое для жителей стало как бы новым. Всё же прошло почти четверть века жизни по правилам и законам хоть и дружеского в тот период, но другого государства со своими устоями и правилами «игры». Все эти санкции, которыми окружили нас Запад и США, радости особой не прибавили.

Вместе с тем, вхождение в структуры управления происходили и сейчас продолжаются довольно тяжело и неприятно. Игнорирование местных управленческих кадров – это, как мне представляется, большая ошибка центральных органов власти. Мы, севастопольцы, в этом и сами виноваты. Так, достаточно подготовленные для обеспечения работы исполнительной власти, они добровольно отказались за год до истечения своей каденции от исполнения своих депутатских обязанностей. Думаю, это была большая ошибка со стороны тех депутатов, которые смогли решать проблемы на стадии становления и достойно бы подготовили базу для работы в дальнейшем. Власть верхняя как-то так, в эйфории происходящего, также не увидела возможные подводные течения от управленческих составляющих. Депутатов избрали новых, не известных до того севастопольцам, а в структуры исполнительной власти «бросили» приезжих, которые не знали специфики и состояния хозяйства региона. Да и управленцев «забросили» в Севастополь не самых лучших, не проявивших себя особо позитивно там, откуда они к нам пожаловали. Результаты пожинаем уже сейчас, почти после двух лет жизни после свершившейся Русской весны, т.е. в составе Российской Федерации.

Ладно, мы, местные, под давлением обстоятельств не всё понимая и, не имея возможности разобраться и сказать своё слово, со всем происходящим соглашались. Но вот как верхний эшелон власти не смог увидеть возможные последствия такой кадровой политики – не понятно. Смог ведь Президент Путин в Чечне разрулить обстановку, сделав ставку на местные кадры и найдя достойных людей для руководства республикой. А у нас? Неужели нельзя было это сделать?

Севастополь – специфический регион, и, думаю, пока не будет найден консенсус интересов для обеспечения эффективного управления – толк вряд ли будет от происходящих перетасовываний «колод» приезжих специалистов. Мне представляется, что руководителем и главным управленцем должен быть местный севастопольский специалист и политик. А вот первым заместителем у него, уверен, должен быть хорошо подготовленный хозяйственник, экономист с материковой России. Такой тандем обеспечит эффективное управление исполнительными органами городской власти.

Что касается депутатского корпуса, то, как мне видится со стороны, и при том не безразличной, надо провести внеочередные выборы депутатов. Люди увидели за два года, кто и на что способен, и предполагаю, изберут достойных людей в Заксобрание. Главное, чтобы после избрания деятельность их была видна и обеспечивала продуктивную и реальную работу правительства. Нынешние отношения ветвей власти города, мне кажется, похожи на перетягивание каната двумя командами. Личные взаимоотношения губернатора Сергея Меняйло и председателя Заксобрания Алексея Чалого не внушают большого оптимизма на будущее.

Кстати, характеризуя руководителей Севастополя после Русской весны, с моей колокольни, достаточно много работавшего на различных уровнях управления и с разными управленцами, отмечаю: Сергей Меняйло – жёсткий и исполнительный руководитель, но привыкший работать по указкам и воле других людей. Как хозяйственник и управленец такого сложного региона, он оказался не на высоте. Я даже могу позволить себе сказать, не в обиду ему, очень неподготовленный и слабый он оказался руководитель. Как человек, он достаточно честный и порядочный, но для руководителя такого масштаба и сложности в осуществлении задач этого региона не совсем подготовленный. Работоспособность его очень завидная, но ведь этого мало. Хотел бы думать, что его необходимо использовать по прямому его назначению – военное дело на защите интересов Родины, которому его учили и где он достиг определённых карьерных высот – заместитель командующего ЧФ, вице-адмирал.

Алексей Михайлович Чалый, думаю, роль свою героя периода Русской весны выполнил достойно. Что касается дальнейшей его работы в качестве политика, хозяйственника, законотворца – мне кажется, это не совсем его путь применения и приложения таланта, организаторских способностей и возможностей. С самого начала он занял какой-то непонятный путь выделения себя из всего его близкого окружения. Свитер и вообще небрежная одежда даже на подписании документов о воссоединении с Россией в Кремле и в дальнейшем подчёркивание, что я, мол, сам себе и по себе. Для меня, мол, авторитетов не существует. Метание его из крайности в крайность – то он и.о. губернатора, то руководитель Севастопольского агентства развития, депутат и председатель Заксобрания и т.п. Думаю, что не готов он работать в политике и в руководстве городом. Его очередное заявление о сложении полномочий председателя Заксобрания – логичное окончание его карьеры, и притом достойное.

Мне представляется, было бы правильным с его стороны призвать своих соратников-депутатов принять решение самораспустить нынешнее Заксобрание и дать возможность севастопольцам осознанно провести выборы своих избранников. Вот как-то так. Видимо, его путь – бизнес. В нём он достиг достаточно весомых результатов. Хорошо подобранная команда. Деловые соратники и партнёры. Очень грамотные и талантливые специалисты трудились на результаты бизнеса его семьи. Доктора наук различных направлений.

Я знаю это достоверно, т.к. мой однокурсник по институту, доктор физико-математических наук, трудился в коллективе «Таврида Электрик», а также ещё ряд знакомых заслуженных людей – представителей севастопольских вузов. Все эти составляющие позволили провести перспективные разработки новых образцов коммутационной аппаратуры и их практическую реализацию. Выход на российский рынок производства дал возможность серийного выпуска данной продукции и реализации её во многих странах мира. Смогли осуществить проект в таких масштабах – молодцы, хвала и почёт им, а в первую очередь Алексею Чалому, как главе компании. В этом направлении и надо прилагать свои силы и возможности. Хотя это лишь моё мнение, а решение и видение, чем заниматься – политикой или бизнесом – его неотъемлемое право.

МНЕ ХОЧЕТСЯ проанализировать складывающуюся ситуацию в городе в области комфортности жизни и работы по правилам и законам, в большей мере новым и порой трудно понимаемым севастопольцами. Любые реформы и новое внедряется довольно трудно. Но ещё труднее это происходит, когда видна, зачастую, нецелесообразность определённых новшеств. Севастопольцам труднее, чем гражданам материковой России. Для них – положения, законы – это аксиома. Для нас – возможность сравнения и, как результат, видение, что же прогрессивней и комфортней для жизни и работы. Должен отметить, что такого бумаготворчества и бумагопроизводства, как в РФ, даже на Украине не было.

Взять проблемы собственности и оформления. Более понятны, мне кажется, они были в украинский период. Скажем, начиная с советского периода получить и оформить в собственность земельные участки для садоводства и огородничества, строительства жилого дома было намного проще и понятней. В 90-е годы во время моего руководства только земельных участков было выделено для севастопольцев более 40 тысяч, и на них оформлены необходимые разрешительные документы и акты на право собственности. Потом процесс получения земельных участков стал постепенно усложняться и, наконец, он стал как бы и вообще невозможен для большинства людей. Для оформления права на получение земельных участков необходимо получить десятки согласований, разработать массу проектов, а в конечном итоге право, предусмотренное Конституцией, осуществляют только единицы. При украинском руководстве в последнее время на данном направлении обогащались сотни наиболее продвинутых граждан, близких к властным структурам. Некоторые «расторопные» депутаты и чиновники получали земельные наделы гектарами и в самых престижных местах, а простые граждане имели возможность обеспечения себя земельными наделами, уже уходя из жизни, и только в «определённых» местах площадью всего в пару квадратных метров…

Что же изменилось за два года нашей жизни в так желаемом для севастопольцев государстве? Должен отметить, что ровным счётом почти ничего. Даже те участки, много раз переоформленные документально, людьми не получены. Закон, принятый Заксобранием, не работает. Мне кажется, что-то в этом направлении делается не так. Нельзя решить вопрос – власть должна объяснить, почему, и закрыть проблему. Ведь любой вопрос закрывается только его решением. Оформление прав собственности на недвижимость имеет такой же сложный и запутанный характер.

Очереди стали обыденным явлением жизни севастопольцев. Реформа здравоохранения, скажем, не упрощает попадание пациента к доктору, а усложняет процесс, и как результат – очереди. Не успели отстоять очереди за получением полисов медицинского страхования и привыкнуть к получению услуг здравоохранения по ним, как объявляют, что снова нужно менять их. На положенные людям льготы снова требуют какие-то подтверждающие справки и пр. Зачем? Кому это всё нужно? Людям или чиновникам для обеспечения себя работой?

Не буду далее развивать эту тему – она и так всем известна…

Отмечу только, что коррупция и взяточничество из жизни граждан Севастополя не исчезают, а наоборот, принимают достаточно массовый характер. Больно и обидно, но, к великому сожалению, это так – сужу по информации от севастопольцев. Очень хочется надеяться, что хоть и медленно, но вся негативщина в жизни общества будет постепенно уничтожаться, и наступит время, когда люди почувствуют себя свободными, равными в правах не в декларировании их, а в реальной жизни. Верят люди в Президента Владимира Путина и его шаги в построении сильного и богатого государства. Но вот окружение его порой веру эту подкашивает на корню. Васильева, Сердюков, дворцы и недвижимость больших российских чиновников за рубежом и на территории РФ вызывают критические высказывания простого народа в адрес окружения Президента. Очень хочется надеяться, что Вера, Надежда и Любовь победят.

Иногда мне кажется, что определённая часть нынешних чиновников делает всё, чтобы подорвать своими непродуманными действиями веру людей в провозглашаемые Президентом страны требования справедливости и обеспечения достойной жизни. Президент даёт гражданство российское боксёрам, артистам, дзюдоистам и пр. иностранным гражданам, и, я думаю, это правильно. В Севастополе же тысячи людей, живших в городе, вернувшихся домой, вынуждены месяцами обивать пороги и кланяться чиновникам, чтобы те соизволили, наконец, осуществить их мечту и желание стать гражданами РФ. Порой даже постановления судов не помогают. Считаю, что это какое-то недоразумение и недопонимание важности проблемы для конкретного человека. По большому счёту, это – диверсия в отношении государства и его политики. Получение гражданства, как рассказывают очевидцы, превращено в достаточно доходный бизнес.

Есть много проблемных и трудно решаемых организационных моментов в жизни севастопольцев, и, к большому сожалению, подход к их решению непродуктивный, а порой, мне кажется, какой-то вражеский. Очень хочется, чтобы живущие здесь, в Севастополе, и руководители с материка поняли, что мы воссоединились с матерью своей Россией не для того, чтобы нас за это упрекали и создавали условия для разочарований, а для достойной и лучшей жизни в стране, в которую люди стремились. Пути нам обратно не будет, и желания практически даже мыслить об этом ни у кого не возникает. Перетерпит народ санкции, ограничение прав наших на выезд и посещение как братского государства Украины, так и западных держав, отсутствие нормального обеспечения электроэнергией и водой и прочими атрибутами быта человеческого. Всё это, безусловно, поправимо и будет решено. Только очень уж хочется, чтобы те чиновники, которые наняты народом, решали проблемы на перспективу, а не били, что называется, «по хвостам».

РУКОВОДИТЬ – ЗНАЧИТ ПРЕДВИДЕТЬ. Устают ведь люди от бестолковых трудностей и чьих-то недоработок. Надо, мне кажется, более жёстко бороться с недостатками управления и бестолковыми чиновниками. Не оскудела, думаю, Земля Русская на талантливых и честных людей. Нельзя тасовать в «колоде» одних и тех же управленцев. Это так – мысли вслух. Устали реально люди от бестолковщины и искусственно создаваемых трудностей. Двадцать пять лет люди только и знают, что борются с безобразиями бытия, казнокрадами, взяточниками, тупыми чиновниками, плохими дорогами, поисками работы и заработка и др. моментами, омрачающими и не радующими людей. Устали от всего этого даже крепкие духом и силой воли.

Большие надежды лично я, как и многие севастопольцы и крымчане, возлагаю на Полпреда Президента РФ Олега Евгеньевича Белавенцева и вижу его решающую роль в обеспечении нормального функционирования жизнедеятельности хозяйственно-экономического механизма на полуострове. Он в своё время окончил севастопольскую «Голландию» – кузницу офицеров-атомщиков для ВМФ СССР. Нашёл свою севастопольскую «половину», т.е. здесь пустил свои корни. Потом служба на атомоходах Северного флота, учёба в Военно-дипломатической академии. Работа за границей в интересах безопасности Родины. В Русскую весну сыграл не последнюю роль в организации и бескровном осуществлении её. Героя России ведь просто так никому не дают.

Эти почти два года жизни Севастополя в составе России лично он ассоциируется с Президентом Путиным. Однако мне видится, не полностью он свыкся со своей ролью главного чиновника на полуострове. Не увидел Олег Евгеньевич до сих пор возможности местных кадров для поднятия экономики, стабилизации работы хозяйственного механизма субъектов Федерации во взаимодействии со специалистами материковой России. Думается, необходимо ему более решительно действовать для обеспечения достойной жизни севастопольцев и бороться со всем негативным в жизни нашей. Он – Полномочный Представитель Президента РФ, и ему отвечать за состояние дел в вверенном ему Крымском Федеральном округе. У него есть всё, чтобы завоевать доверие и уважение граждан России, живущих на полуострове.

Как же рады были севастопольцы, когда нашёлся истинный патриот Земли Русской – Владимир Путин и обеспечил возвращение Севастополя и Крыма в родную российскую гавань. Люди по-настоящему поверили этому сильному, волевому человеку и готовы идти за ним «в огонь и в воду». Хочется и мне, много видевшему за свою достаточно серьёзную жизнь, не потерять веру в справедливого, честного и мудрого «царя». Думаю, что у Владимира Владимировича хватит человеческих качеств не только остановить недоброжелателей наших внешних, но также разобраться и с накопившимися внутренними проблемами в государстве. Весь народ на это надеется и верит в его решительность, мудрость и возможности руководителя.

Особенно остро стоят вопросы кадровые, так как чиновников и бумаготворцев в стране расплодилось немерено и, порой, вместо пользы народу и государству от их огромного количества существует реальный вред, доходящий до прямой угрозы безопасности. Требуется реальная реформа экономики, хозяйственных механизмов, целей и задач дальнейшего развития страны – как в целом, так и регионов. Борьба с коррупцией и взяточничеством должна перейти из виртуальной области в реальную, безо всяких компромиссов, по всем возможным суровым и жестоким правилам. Олигархи должны понять, что время грабежа страны закончено и надо возвращать долг за взятое – Родине и народу.

Притом здесь должны прекратиться уговоры и причитания. Обстановка нынче такая. Надеяться России не на кого. Смог ведь СССР после тяжелейшего периода военного лихолетья встать на ноги, и почему не по силам это сделать России сейчас? В Севастополе после обороны осталось целым только гордое название его, и смог ведь он возродиться из руин, нищеты благодаря огромному желанию народному, мудрости и силе воли руководства страны, смог превратиться в современный развитый научно-производственный центр и мощнейшую военно-морскую базу СССР. Не хочется думать даже, что 25 лет новейшей истории людьми прожиты зря. Жизнь ведь в городе не остановилась ни на минуту. Успели за этот период пожить в трёх государствах: СССР, Украине и, наконец, в Российской Федерации. Очень мне хочется, чтобы ещё при жизни я увидел богатую, сильную, цветущую страну, в которой счастливыми чувствуют себя её граждане, и не на словах, как мы привыкли, а в самой, что ни на есть, реальной жизни. Страна наша, народ российский и мы, севастопольцы, гордимся силой, мощью экономической и военной державы, а также радуемся благосостоянию людей наших и уважению к нам и стране нашей всех государств мирового сообщества. Да, это мечта.

Мечтать, как говорится, не вредно, но очень уж этого хочется и не для нас, уже поживших достаточно на этом свете, а для детей, внуков и правнуков наших. Мы устали уже от всяких перестроек, реальных угроз безопасности и извечного ожидания жить по-человечески, а также бесконечной борьбы с негативными явлениями повседневной жизни, с заверениями «вождей» о приближении свободы, равенства и братства в виртуальном пространстве. Просто хочется без шума и истерии жить по-людски, уважая себя, окружение, Родину свою, живя по законам и воле БОЖЬЕЙ.

P.S. Изложенный в статье материал – это только лично моё видение прошедших событий за последние 25 лет жизни севастопольцев и в истории Севастополя, очевидцем которых я был. У некоторых читателей он вызовет положительные эмоции, у других – непонимание. Мне очень хочется, чтобы данная статья пробудила желание анализировать годы прошедшие и не допустить ошибок сегодня и в будущем.

Иван ЕРМАКОВ

ИВАН ФЕДОСОВИЧ ЕРМАКОВ

Полковник морской авиации СССР, директор Севастопольского авиационно-ремонтного завода ВМФ. 2 февраля 1991 года (практически за полгода до августовского путча и форосских событий) избран Председателем Севастопольского Горсовета и его исполнительного комитета, т.е. руководителем законотворческой и исполнительной власти города.

С 1991 года – народный депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым, заместитель Председателя Верховного Совета АРК.

В 1992 году назначен Представителем Президента – главой городской Государственной администрации Севастополя, руководил городом до 1994 года.

Неоднократно избирался депутатом Севастопольского горсовета, а после воссоединения с Россией – депутат Законодательного Собрания г. Севастополя.

В настоящее время – руководитель регионального отделения ПП «Патриоты России», председатель попечительского совета городского Центра социального обслуживания населения.

Член Союза журналистов России.

В книге, составленной из авторских материалов, отражены события периода 2014 – 2017 годов.

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *