Фотография — это любовь, или Труд делает из человека фотографа

Источник: Севастопольская газета

Всемирный день фотографии (World Photography Day) отмечается ежегодно 19 августа. В Севастополе много достойных фотографов, за работу которых не стыдно было бы и Луи Дагеру. Вероятно, он даже немножко обалдел бы от того, какую эволюцию прошло его детище — фотография.

Немного истории

Всемирный день фотографии учрежден в 2009 году по инициативе австралийского фотографа Корске Ара. Дата праздника выбрана в связи с тем, что в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото — дагерротипа, прототипа фотографии.

Данное изобретение принадлежит художнику, химику и изобретателю Луи Жаку Манде Дагеру, у которого патент на столь перспективную инновацию выкупило правительство Франции, оно и провозгласило его изобретение подарком миру. Ведь изобретение Л.Дагера стало первым шагом на пути к фотографии как общедоступной технологии.

На одном из первых дагерротипов Л.Дагера изображена оживленная улица Парижа. Этот снимок примечателен тем, что на нем имеется первое фотоизображение человека. Экспозиция (время съемки кадра) составила более 10 минут, и все движущиеся предметы не были зафиксированы в конечном итоге на изображении. Однако исключением стал человек в левом нижнем углу, который стоял достаточно долго, чтобы проявиться на снимке, пока чистили его сапоги.

Сегодня снимают все, всё и везде — новейшие технологии позволяют каждого владельца смартфона делать фотографом. Но каждый ли такой снимок можно назвать фотографией?

Для того, чтобы немного приоткрыть таинство фотографии, обращаемся к одному из уже признанных севастопольских мастеров фотообъектива — Юрию Югансону.

Откровения летописца

— Я не фотограф, а скорее, фотожурналист. Этакий летописец времен. Раньше снимал просто так, потом понял, что некоторые события, которые я снимаю, — они в летопись города вшиваются, этих кадров потом больше ни у кого не будет… поэтому стал таким Нестором Летописцем, — рассказывает блогер Ю.Югансон.

— Вы часто снимаете природу. У вас захватывающие душу кадры с гор и моря…

— Но люблю я именно репортажную съемку. За моменты. Это живая жизнь. Да, природа — всегда красивая картинка, но статичная, не меняющаяся со временем, почти вечная. С репортажем дело другое: на улице, в городе можно поймать движение, то, что происходит только сейчас и никогда не повторится. Участником событий быть интересно.

— У вас крутые объективы?

— Достаточные для моего фотоаппарата, который неплох — это полнокадровая зеркалка Nikon D610. К нему — светосильный объектив, потому что полнокадровые аппараты любят дорогие, светосильные объективы.

— Светосильный — это какой?

— У него максимально открытая диафрагма 2,8 — то есть объектив вбирает много света.

Любовь к фотографии началась с папы — с его «Зенитов». Он меня вовлек в это дело. Фотопечать в то время была таинством: нужно было закрыться в ванной комнате, закрыть световое окно и все щели, чтоб не поступал свет, притащить туда увеличитель, ванночки, развести растворы, закрепитель…

— Возможно, вы и сейчас находите особое очарование в пленке?

— Совсем нет. У меня есть друзья-эстеты, которые с придыханием говорят: «Что ты, пленка — это такое!..» Но у меня нет времени на хорошую пейзажную съемку. Тем более на пленку. Я и пейзажи снимаю в режиме репортажа. У меня есть просто свое видение кадра и постобработка — более ничего.

— Сколько фотоаппаратов вы сменили за жизнь?

— Немного. Посчитаем. «Смена-8М», «Смена Символ», «Зенит-11», три «Олимпуса», два «Никона» — итого восемь. Для фотографа восемь аппаратов с детства — это совсем немного.

— Получается ли у вас зарабатывать с помощью фотографии? Я знаю, вы ведете популярный блог…

— Блог ни черта не приносит, абсолютно. Был бы свой сайт… раскрученный. В ЖЖ очень удобные инструменты для создания репортажа: там можно разместить фотографии, написать текст, все это красиво оформить — и кроспостить в соцсети. В ЖЖ неудобно собирать оперативную информацию — отзывы, обсуждения. И ЖЖ не делится прибылями, хотя размещает рекламу в блогах.

— Благотворительная журналистика?..

— Рабство такое, да. Для меня ЖЖ себя исчерпал, потому что все общение, все финансы приходят с Фейсбука — это более активная площадка сейчас, где происходит более живое и мгновенное взаимодействие. В ЖЖ посмотрят тысячи, а комментариев — три. Не понимаешь, зачем это делать все. В Фейсбуке написал — реакция идет сразу, друзья подтягиваются, там уже можно поговорить, обсудить что-то. С другой стороны, в Фейсбуке нет возможности сделать хороший репортаж и информация быстро уходит, поиска нет. Поэтому выход — кидать ссылку на ЖЖ в Фейсбук.

Я понимаю, что один из показателей профессионализма — это способность зарабатывать этим делом. И хотя сейчас фотография — не основной источник моего заработка, я бы хотел, чтобы она таковой стала.

Да, у меня покупают фотографии: есть люди, с которыми я сотрудничаю постоянно, — это, в основном, издательства. Покупают фото на тематические календари. Морские, например, — я много снимаю парусники, яхты, суда. Периодически заказывают репортажи, но это очень редко.

— Часто фото воруют?

— Позавчера — канал «Вести», чего от него никак не ожидал. Смотрю фоном новости в 20.00, говорит ведущий, а сзади у него за спиной — мое фото. Никто со мной не связывался. Я в шоке. Раньше они спрашивали разрешение на использование, сейчас втихую. Бороться с этим надо.

СМИ обычно просят фото. А вот туристические агентства воруют часто и нагло. Я никогда не разбирался с этим, но на днях начинает работать мой друг-юрист. Он с Урала и давно специализируется как раз на авторском праве. В России суды действуют, у нас же осталась некая непуганность — мы часто совершаем такие вещи, которые на материке непростительны.

Казалось бы, что такое фотография, пусть и чужая? Но одно дело, когда человек пользуется моей фотографией для себя, ставит на рабочий стол или распечатывает, чтобы повесить в квартире на стенку — пожалуйста, я даже рад. Другое — когда люди используют мои фото, чтобы зарабатывать деньги. Это мой труд, и я его ценю.

При этом я не жадный, места съемки не скрываю, всегда расскажу: съездите, снимите сами.

— Знаете секрет удачной фотографии?

— Интересная история. Японцы приехали в Россию брать интервью у Ельцина. Он только-только стал президентом РФ и не умел улыбаться. Один журналист решил, что ему надо показать — подошел и пальцами растянул ему щеки в стороны. Японский фотограф это снял, а потом продал эту фотографию за столько, что смог купить себе где-то в Токио большую мастерскую. Вот так надо снимать, понимаете? Вот это я называю удачным кадром. У меня таких пока нет, к сожалению.

Есть удачные кадры, когда ловишь что-то редкое. Например, тот же зеленый луч на закате. Я снял его первый раз только два года назад, хотя видел несколько раз до этого. И когда ты вдруг стоишь и думаешь: «А вдруг сейчас будет?» Настраиваешь фотоаппарат — и раз! Он есть. Удача. Хотя, с точки зрения фотографии, этот снимок ни о чем: ни композиции, ни света, просто темное море, горизонт и маленькая зеленая точка… Это как снимок инопланетянина.

— Что делает человека фотографом?

— Труд. Не составляет труда достать смартфон и сделать кадр. Но чтоб это была фотография, нужно кое-что еще. Посмотрите, какая сумка у меня с собой [на вес килограмма четыре]. Примерно так хожу каждый день: куда бы ни шел, фотоаппарат с собой. Были ситуации, когда встречалось то, что очень хотелось снять, а фотоаппарата под рукой не было. Теперь не упущу — бог с ней, с больной спиной.

Вообще важно всю жизнь учиться, как завещал известный лидер пролетариата. Я учусь каждый день, я не боюсь спрашивать и признавать свои ошибки. И вообще предпочитаю быть самостоятельным, потому что, если вдруг ошибешься, всегда знаешь, кто виноват. И критику (но не хамство) воспринимаю совершенно нормально.

Перестанешь учиться — перестанешь расти. Пойдешь вниз, а ведь хочется вверх. Хочется еще очень много успеть.

 

Запись опубликована в рубрике Пресс-кафе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *