Последние исследования показывают, что печатные СМИ, которые правильно выстраивают информационную политику в интересах читателя, остаются востребованными даже несмотря на развитие и распространение интернета. По словам вице-президента Союза Издателей «Национальная Ассоциация Издателей» Александра Орешкина, для получения информации интернетом пользуются менее 10 млн граждан России, а печатной прессой – до 90 млн человек. Это говорит о востребованности печатной прессы, которую необходимо поддерживать и развивать. Вместе с тем российские эксперты отмечают плачевное состояние печатной прессы в нашей стране. «С момента отмены субсидий на доставку подписных изданий населению в 2014 году идет ежегодное падение подписки, а почта, в свою очередь, наращивает подписные тарифы. За последние три года подписка упала более чем на 40%», – отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
В Совете Федерации РФ состоялось заседание Временной комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ, на котором были обсуждены проблемы региональных СМИ и перспективы их развития. В мероприятии приняли участие представители Государственной думы РФ, Совета Федерации РФ, ФГУП «Почта России» и российских СМИ. В качестве модератора встречи выступил Член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, глава Временной комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
Александр Оськин уверен, что «если нет канала доставки издания населению, оно умрет в типографии». Также он отметил серьезное сокращение количества киосков, библиотек и книжных магазинов, что происходит исключительно по экономическим причинам (высокая арендная плата, а также высокие тарифы на доставку и подписку). Согласно проведенным исследованиям Ассоциации распространителей печатной продукции, количество киосков на все страну — около 23 тысяч. Более того, каждый день закрывается по 10 киосков с прессой. В России осталось 1500 книжных магазинов, а библиотек – порядка 43 тысяч, и они продолжают закрываться.
«Не может быть информационной безопасности России без качественной и широкой подписки на прессу. Мы уничтожаем каналы воспитания населения. Мы наносим удар по национальной безопасности страны. Принципиально важно, чтобы в регионах была программа экономической поддержки нашей отрасли. Тех средств, в размере 300 млн рублей, которые начали выделяться правительством ежегодно на поддержку региональных СМИ, недостаточно», – считает Оськин.
Генеральный директор ООО Медиагруппа «Ситим», заместитель председателя Общественной палаты города Якутска Мария Христофорова недовольна тарифной политикой «Почты России», которая во многих регионах страны удерживает монополию на доставку прессы. Мария Христофорова предложила несколько рекомендаций для улучшения ситуации: во-первых, законодательно закрепить подписные тарифы «Почты России»; во-вторых, ввести мораторий на тарифы «Почты России» хотя бы для труднодоступных населенных пунктов. Также Генеральный директор ООО Медиагруппа «Ситим» предложила создать на государственном уровне систему социально значимых СМИ, пишущих на национальных языках. «Россия – это не моно-государство. На территории нашей страны проживает более 200 национальностей, для многих из которых вопрос сохранения национальных СМИ – это вопрос выживания народа, языка и культуры», — заявила Христофорова.
В свою очередь Депутат Государственной Думы РФ Антон Горелкин отметил: «Региональные печатные СМИ – это своеобразные нервные окончания нашей страны. Если завтра половина из них закроется, то мы потеряем связь со своей страной. Во всех развитых и развивающихся странах поддерживаются в той или иной степени региональные печатные СМИ, но у нас фактически региональные редакции ничего не получают. Поддержка должна быть таргетированной».
В защиту ФГУП «Почта России» высказался ее представитель Михаил Казаков, который рассказал участникам круглого стола, что с 2014 года «Почта России» не получила ни одной копейки на подписную деятельность, соответственно, было принято непопулярное решение о поднятии тарифов.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минкомсвязи России Екатерина Часовская представила стратегию развития региональных печатных СМИ, которую выработало Минсвязи. Основные ее тезисы касаются не только предоставления финансовой помощи и дотаций СМИ, но и создания условий для их экономической самостоятельности и независимости. Стратегия состоит из нескольких блоков. Первый блок – поддержание популярности среди аудитории. Второй блок – государственная поддержка социально значимых СМИ (в 2017 году запланировано выделить около 356 млн рублей на поддержку печатных изданий, где приоритет отдан региональным СМИ). Третий блок – увеличение доходов за счет поиска новых форм изданий, включая возможности онлайн-версий журналов и газет. Четвертый блок – сокращение расходов на бумагу, сокращение численности штата, введение альтернативных источников доставки.
Подводя итоги круглого стола, модератор встречи Алексей Пушков пришел к следующим выводам: «Тема доступности печатных изданий очень актуальна. Однако, на мой взгляд, при огромных расстояниях нашей родины, развитие ключевых местных СМИ – не менее важная задача. Я думаю, что будь «Почта России» коммерческим предприятием, которое пытается заработать деньги, или будь оно чисто датируемым предприятием, все равно, объективная проблема протяженности наших пространств и трудная доступность целого ряда населенных пунктов никуда не денется. Поэтому надо делать упор на повышение качества местной прессы, она должна быть интересной. Кроме того, региональные печатные издания могут более оперативно поступать к потребителю и знакомить его с основными новостями. В крупных странах, например, Австралии и США, где также есть проблема больших расстояний, местная пресса имеет большие преимущества перед центральной прессой. Более того, уровень у этой прессы достаточно высокий. Развитие региональной печати – это особая задача с учетом наших пространств и территорий».
«Международная жизнь»