КАК И МНОГИЕ ЛЮДИ своего поколения – «восьмидесятников» – люблю «старые» песни (тут уж точно – консерватор). В последнее время текст одной из них с «рваной» периодичностью, но навязчиво, крутится в голове. Иногда я её слушаю «вживую», то есть на CD. Слова её известны многим. Вот они.
Этот город застрял во вранье, как «Челюскин» во льдах,
Погрузившийся в ад и частично восставший из ада.
Наше общее детство прошло на одних букварях,
Оттого никому ничего объяснять и не надо.
Отчего ж мы кричим невпопад, и молчим не про то,
И всё считаем чужое, и ходим, как пони, по кругу?
Вы не поняли, сэр, я отнюдь не прошусь к вам за стол.
Мне вот только казалось: нам есть, что поведать друг другу.Этот город застрял в межсезонье, как рыба в сети.
Стрелки все по нулям, и не больше, не меньше.
Мы почти научились смеяться, но как ни верти,
Что-то стало с глазами когда-то загадочных женщин.
Хочешь, я расскажу тебе сказку про злую метель,
Про тропический зной, про полярную вьюгу?
Вы не поняли, мисс, я совсем не прошусь к вам в постель.
Мне вот только казалось: нам есть, что поведать друг другу.Мне никто не указ, да и сам я себе не указ.
Доверяю лишь левой руке, маршруты рисуя.
Ну а тот, кто – указ, он не больно-то помнит о нас,
Да и мы поминаем его в беде или всуе.
Что казалось бы проще: вот Бог, вот порог.
Что же снова ты смотришь в пустынное небо с испугом?
Вы не поняли, лорд, я отнюдь не прошусь к вам в чертог,
Мне лишь только казалось: нам есть, что поведать друг другу…
Уж извините, текст длинноват. Три куплета, без припева. Припев – ниже…
Многие, конечно, узнали песню Андрея Макаревича. Первый раз о существовании «Машины времени» я узнал в конце семидесятых. Её фанатом не стал, но песни нравились всегда. И нравятся сейчас, хотя сам Макаревич мне стал глубоко несимпатичен. Надеюсь, понятно почему. Несимпатия нарастала постепенно, а в 14-м году, естественно, «прорвало»… Но, как говорится, из песни слов не выкинешь – они остались, в очередной раз подтверждая не только правоту поговорки, но и богатство русского языка с его красотой с оттенками его поэтичности и глубиной смыслов. Независимо от авторства.
У этой песни есть название – «Место, где свет». Я её переименовал: «Песня про Севастополь». Переименовал для себя, конечно. Как-то ненароком сказал об этом приятелю – он согласился. Впрочем, каждый может поупражняться в придумывании своего названия. Мне же показалось, что именно это отражает происшедшее в нашем городе за последнее время. И происходящее нынче… Конечно, могут быть варианты. Как и возможны другие слова. И другие, похожие песни. Не согласны? Ну, что ж, изложите своё мнение…
В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ слова этой песни приходят на память всё чаще. И ничего удивительного в этом нет. По крайней мере, для меня. Причина – объяснима.
Севастопольские СМИ 17 апреля дружно сообщили: продолжается работа над Стратегией развития города до 2030 года. Важную роль в ней отведено когда-то градообразующей промышленности – судостроению и судоремонту. Проект развития отрасли с руководителями судостроительных компаний 14 апреля обсудили депутаты Законодательного собрания Севастополя и представители городского Правительства. Вот, что пишется:
«Судостроение – это один из столпов экономики города. Сегодня отрасль переживает тяжёлые времена. По словам заместителя Губернатора Севастополя Ильи Вячеславовича Пономарёва, реализация проекта развития города уже к 2024 году приведёт к увеличению оборота местных судостроительных и судоремонтных предприятий в 4 раза, а к 2030 году – в пять с половиной раз. Количество рабочих, занятых в сфере кораблестроения, должно удвоиться по сравнению с 2015 годом. Для такого качественного скачка, нужно создать аналогичные условия с Калининградской областью и Владивостоком, где рост внутривалового продукта выше, чем в среднем по России».
Как оказалось, в ходе доработки проект стратегии, который разработчиком, фирмой «Бизнес–решения», был сдан в декабре 2016 года, с 8 по 10 февраля и с 20 по 23 марта прошёл 13 экспертных обсуждений. Затем проект Стратегии социально–экономического развития города направят федеральным органам власти для согласования, потом – вынесут на общественное обсуждение, в завершение – представят на рассмотрение Заксобрания Севастополя (которое должно будет принять по стратегии соответствующий закон). В течение месяца намечается провести общественные обсуждения проекта, организатором которых будет департамент экономики Севастополя. Интересно, есть ли в этом смысл, если Стратегию согласуют на уровне федеральных органов власти? И кто будет обсуждать? Ведь «лидер общественности» – Общественная палата города недееспособна, став, как открыто говорится всеми, кому не лень, «позором Севастополя». Увы, очередным…
А вот ещё одно из сообщений СМИ:
«Проект Стратегии социально-экономического развития города Севастополя депутаты рассмотрят уже на следующей неделе (18 апреля – Авт.) и, прежде чем обсуждать документ, власти решили еще раз поговорить с судоремонтниками, поскольку именно эта отрасль названа для города приоритетной.
На сегодняшний день судоремонт и судостроение в Севастополе представлено 116 предприятиями. Цифра внушительная, но на деле не все так оптимистично: большинство фирм относится к малому и среднему бизнесу. Если говорить о крупных игроках рынка, их всего два: «Севморзавод» и «13 судоремонтный завод Черноморского флота». В некогда градообразующей отрасли на сейчас работает всего 3,5 тысячи человек – около 30% от общего количества занятых в промышленной сфере Севастополя (т.е. в 430-тысячном городе в промышленном производстве занято аж 10 тысяч человек! – Авт.) …
«Проектом стратегии предполагается достижение следующих результатов в отрасли в сравнении с 2015 годом: увеличение оборота предприятий в четыре раза – со среднегодовым темпом до 2024 года – 17%, а к 2030 году – в 5,5 раз. Увеличение занятости в отрасли в два раза по отношению к 2015 году – почти до 9 тыс. рабочих», – сказал Пономарев».
Не будем комментировать опубликованное, в том числе цифровые показатели. Отметим лишь два факта: в «советское время» только на Севморзаводе работало более 14 тысяч человек. И ещё один: на совещание не был приглашён представитель ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России – ведущего промышленного предприятия Севастополя, лидера отрасли в Городе-Герое. Или «забыли», или почему-то посчитали ненужным пригласить.
КОНЕЧНО, пока проект Стратегии всё-таки не отдан на широкое общественное обсуждение, нет возможности его комментировать. Вместе с тем, уже сейчас хотелось бы высказаться по поводу лишь одного.
Уже практически год в Севастополе с разной степенью интенсивностью осуществляются информационные вбросы по поводу реализации масштабного проекта EnergyNet – Енерджинет. Что за проект? Ну, наверное, подробно объяснять не надо: это – «умная энергетика». Это же так просто! В общем, такое направление в модернизации энергетики. В Севастополе. В отдельно взятом городе. Ну, что не понятно?
В то же время в Севастополе – городе морском, может, одном из самых морских из морских, никто не говорит (хотя, может, кто-то и слышал) о всероссийском проекте MariNet – Маринет. Слыхали о таком, как будто «заточенном» специально для Севастополя? К слову, извините за тавтологию, ни слова о Маринет не говорилось на выше названном совещании депутатов Законодательного Собрания Севастополя и представителей городского Правительства. Почему? Ведь, казалось бы, без такого разговора при выработке Стратегии развития нашего города обойтись просто невозможно. Ну, просто нельзя! Но… обошлись…
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ MariNet – Маринет? Это – план мероприятий Национальной технологической инициативы в морской отрасли России на 2016-2035 год. Предметная область Маринет – морская отрасль, как хорошо известно, одна из фундаментальных основ глобальной экономики в XXI веке – Веке Мирового океана. И не только глобальной экономики. А уж Севастополя – точно! Тут – о Черноморском флоте отдельно не говорю – и судостроение с судоремонтом, и портовая деятельность, и соответствующая инфраструктура, и инновации, и наука, и аквакультура, и подготовка кадров, и морское образование… Это нужно Севастополю?
Думается, каждый заинтересованный в развитии нашего города человек способен дать однозначный ответ на этот вопрос. Я, как консерватор, его уже давно дал…
И ТУТ МНЕ ВСПОМНИЛСЯ припев из той же песни «Место, где свет». Кстати, наверное, символично и даже знаково: название рифмуется с EnergyNet:
Место, где свет,
Было так близко,
Что можно коснуться рукой,
Но кто я такой, чтоб оборвать хрустальную нить.
Не сохранить.
Прошло столько лет,
И нас больше нет
В месте, где свет…
Почему вспомнились эти слова? Не знаю. Может, потому, что скоро снова громко и на высоком уровне будут говорить о будущем интеллектуальной энергетики. Разговор пойдёт в рамках III Международной Отраслевой Стратегической Сессии «Энергетика будущего. Реальная динамика изменений». Она пройдёт 18 – 20 мая 2017 года. В городе Севастополь. Один из главных организаторов Сессии – заместитель руководителя рабочей группы EnergyNet, международный эксперт в области создания ключевых технологий для интеллектуальных сетей Алексей Чалый. Жаль, что подобной Сессии в области MariNet не планируется…
Сергей ГОРБАЧЕВ,
Заслуженный журналист Крыма