Задержанный в Москве по запросу белорусских сыщиков журналист Юрий Баранчик обратился к Владимиру Путину с просьбой о политическом убежище. На родине Баранчика – гражданина Белоруссии, бывшего сотрудника администрации президента – обвиняют в разжигании русофобии. Однако коллеги арестованного считают, что его тексты были совсем не об этом.
В ночь на среду в Москве был взят под стражу гражданин Белоруссии, шеф-редактор аналитической редакции информагентства Regnum Юрий Баранчик, которого доставили в Дорогомиловское РОВД.
Главный редактор агентства Модест Колеров заявил, что Баранчика взяли прямо «из квартиры, которую снимал». «Сейчас этим делом занимается наш адвокат, мы пожаловались во всевозможные инстанции», – сказал он. В свою очередь сам Баранчик, с которым сумел связаться ТАСС, сказал лишь: «Я пока не буду комментировать».
В агентстве отметили: задержание проведено по запросу белорусских властей, которые с декабря «ведут политическое преследование авторов и сотрудников ИА REGNUM по надуманным обвинениям в «разжигании межнациональной розни», по которым им грозит до 12 лет заключения».
Последним перед арестом материалом Баранчика оказалась опубликованная в среду статья «Группировка Макея начала кампанию запугивания Лукашенко», в которой автор утверждает, будто глава белорусского МИДа тайком претендует на пост президента, а «пропагандисты Макея предлагают Лукашенко пойти путем Януковича».
В среду вечером стало известно, что через УВД Баранчик подал президенту России Владимиру Путину ходатайство о политическом убежище. «Это означает, что компетентным органам РФ предстоит вместе с решением вопроса об экстрадиции Баранчика в Белоруссию разрешить вопрос по существу данного ходатайства», – заявил адвокат Баранчика.
Источник РИА «Новости» в правоохранительных органах сообщил, что журналиста, который находится в международном розыске, планируют передать Минску. «Белоруссия была инициатором розыска Баранчика, там он был заочно арестован», – сказал источник.
А представитель СК Белоруссии Сергей Кабакович рассказал, что установлена причастность Баранчика к противоправной деятельности по признакам преступления, предусмотренного ст. 130 УК Белоруссии. «На основании собранных материалов следователем было вынесено постановление о применении в его отношении меры пресечения в виде заключения под стражу и объявлении его в розыск. Сегодня Юрий Баранчик задержан в рамках операции «Розыск» в Москве, в настоящее время решается вопрос об экстрадиции», – объявил Кабакович.
Статья 130 предусматривает наказание за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни. Предусматривается штраф, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение либо лишение свободы на срок до пяти лет.
Добавим, что Баранчик арестован в рамках дела, по которому в Минске с декабря сидят другие авторы агентства: Сергей Шиптенко, Юрий Павловец и Димитрий Алимкин. Их обвиняют по той же 130-й статье. Посол России в Минске Александр Суриков ранее призывал «очень хорошо разобраться» с делом. А сами статьи арестованных посол назвал «вбиванием клиньев» между Москвой и Минском. А представитель МИДа Мария Захарова была еще жестче в оценке, заявив, что недопустимо называть белорусов «недонародом», а Белоруссию – «недогосударством».
«Когда я читал об этом деле, то буквально не верил своим глазам, настолько эти обвинения напоминали те, за которые я оказался в украинской тюрьме», – писал после ареста своих коллег в газете ВЗГЛЯД в декабре Артем Бузила, бывший нештатный корреспондент нашей газеты в Одессе, просидевший девять месяцев в тюрьме СБУ. По его словам, дело касается преследования симпатиков Москвы, причем в стране, которая является частью Союзного государства России и Белоруссии. Павловец и Алимкин, публиковавшийся под псевдонимом Алла Бронь, последние несколько лет последовательно критиковали белорусскую власть, однако критика состояла в том, что власть недостаточно дружественно относится к России. При этом «заказчиком» в деле, по словам Бузилы, назван гражданин Белоруссии, который скрылся от следствия в российской столице. Поговаривают, что таким человеком может быть именно Юрий Баранчик, бывший сотрудник администрации президента Белоруссии, а ныне системный критик режима Лукашенко.
Статьи были «прямо оскорбительны»
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш отмечает, что Баранчику, скорее всего, «предъявят обвинения в разжигании русофобии в Белоруссии».
«То есть речь идет о том, что двое из тех трех авторов писали под псевдонимами и, по сути, воспринимались в Белоруссии как россияне. Они озвучивали якобы российскую точку зрения в том ключе, который не совпадает ни с российскими федеральными законами, ни с российской реальностью. Озвучивалось, что якобы Россия видит проблему в том, что Белоруссия учит белорусский язык – это немножко абсурд. России приписывались те черты, которыми она не обладает», – посетовал он.
Коктыш не исключает, что целью этих публикаций была провокация и попытка заработать. В Белоруссии провоцировалась националистическая реакция, которая затем «презентовалась во властные коридоры, и ряд московских деятелей, включая того же Баранчика, наверное, предлагали сами себя в качестве технологов для того, чтобы справиться с проблемой белорусского национализма».
Арест Баранчика эксперт счел демонстрацией того, что официальные соглашения между Минском и Москвой продолжают работать. «Статьи этих журналистов как минимум очень спорные, а местами прямо оскорбительны, но чрезмерны ли такие меры, как арест? Наверное, да. С другой стороны, пока никаких приговоров в Белоруссии не вынесено», – подытожил Коктыш.
Слово и дело
Руководитель Минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук считает, что статья, по которой проходит Баранчик, предлагает очень субъективную оценку действий всех, кто высказывает публично свою точку зрения. «В отношениях Белоруссии и России эта статья недопустима для применения в таком плане. Когда за слово дают уголовку до десяти лет, это явно не способствует активному диалогу между странами, которые и так испытывают определенные трудности взаимопонимания», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
По его словам, есть уголовное дело и российские правоохранители выполняют свою работу, «но с учетом того, как в Белоруссии «любят свободу слова», для Баранчика возможны самые негативные последствия». «Если человек оскорбляет, нарушает моральные нормы – не приглашайте его, игнорируйте, но заводить уголовное дело против журналиста – это чрезмерно», – считает Романчук.
Источник: ВЗГЛЯД