Почему государство переводит под контроль не только СМИ

mediabusinessПрактика ограничений в медиабизнесе, начатая еще в 2015 году с запрета иностранцам владеть более 20% в российских СМИ, оказалась работоспособной и быстро закрепилась. В 2016 году аналогичные ограничения введены для телеизмерительных компаний, а в 2017-м попасть под ту же гребенку могут и онлайн-видеосервисы. Вместо того чтобы вмешиваться в медиабизнес напрямую, государство по-прежнему предпочитает контролировать его косвенно — через лояльных собственников. Однако в расширении схемы уже видны не только идеологические, но и коммерческие аспекты.

Долго считалось, что проблемы с властью могут возникать только у общественно-политических СМИ, но законодатели последовательно развеивают этот стереотип, уделяя внимание и не самым очевидным областям медиарынка. 2015 год прошел под знаком выдавливания иностранных акционеров СМИ, включая развлекательные телеканалы и глянцевые журналы. Модель ограничения иностранцев 20-процентной долей в капитале оказалась вполне успешной, и в 2016-м депутаты распространили ее на рынок телеизмерений.

Неправильно, что рейтинги для российского ТВ считает западная компания, объяснял автор закона Андрей Луговой. Претензий к измерителю TNS, по рейтингам которого продается реклама на ТВ, не скрывали и вещатели, упрекавшие компанию в кривизне панели, которая не охватывает ряд крупных городов и телесмотрение вне дома. В неофициальных беседах чиновники всерьез высказывали опасения, что TNS, контролируемая британской группой WPP, может подкручивать рейтинги телевидения — самого охватного в стране медиа и важнейшего инструмента политического влияния. «Так называемые специальные приборы, которые они ставят в квартирах обычных граждан, они всегда могут ставить исходя из собственных предпочтений»,— негодовал тот же господин Луговой.

В итоге законопроект был подписан президентом уже через месяц после внесения в Госдуму, WPP уступила 80% в TNS структуре ВЦИОМа, а в декабре Роскомнадзор ожидаемо выдал компании с уже российским гражданством аккредитацию. Теперь TNS (уже под брендом Mediascope) продолжает работать, как прежде: измерительная панель, то есть те самые «специальные приборы», не претерпит никаких изменений, а анонсированные к сделке технологические новшества компания собиралась применять уже давно. Тем не менее с продажей TNS мания преследования у депутатов сразу же прекратилась.

И это не первая в российском медиабизнесе покупка ключевого игрока с помощью специально принятого закона. Аналогично еще в 2009 году пришлось расстаться с компанией учредителям крупнейшего продавца телерекламы — группы Vi (тогда «Видео Интернешнл»). Госдума приняла закон, ограничивающий долю Vi в продаже рекламы, и селлера купили структуры, близкие к бизнесмену Юрию Ковальчуку.

Но если тогда все объяснялось конкурентными соображениями, то сейчас риторика изменилась. Так, новый законопроект Андрея Лугового, который предписывает иностранцам снизить долю в онлайн-кинотеатрах до тех же 20%, объясняют уже вопросами «национальной и экономической безопасности страны». Онлайн-кинотеатры предлагают в основном чисто развлекательный контент, их рынок крошечный по сравнению с телевизионным, даже самые крупные игроки убыточны.

Чем конкретно безопасности страны угрожают иностранные структуры, владеющие долями в онлайн-площадках вроде Ivi или Megogo, из материалов к законопроекту и комментариев его авторов понять сложно. Зато по совпадению минувшей осенью стало известно о планах ключевых телехолдингов создать собственную онлайн-витрину для монетизации своего контента. Пока им не удалось договориться до чего-то определенного, но желание зарабатывать в интернете есть у большинства крупных телекомпаний. Сейчас их доходы в онлайне символические, и многие собеседники «Ъ» связывают законопроект господина Лугового именно с этим обстоятельством. Вероятно, крупнейшим игрокам и здесь придется продать 80% бизнеса российским партнерам, причем на подбор покупателя и продажу бизнеса будет отведено всего полгода, до 1 июня 2017-го.

Впрочем, судя по исполнению закона об иностранцах в СМИ, жесткие сроки обязательны не во всех случаях. Так, после дедлайна, установленного на февраль 2016 года, владельцы СМИ, пусть и не самые крупные, все еще продолжали перестраивать структуру. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров успокаивал, что злостных нарушителей «нет ни одного», есть лишь «технические погрешности», жестко наказывать за которые никого не будут.

Анна Афанасьева
Источник: Коммерсантъ

Оригинальный заголовок: С долей лояльности

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Актуально. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *