Завершила свою работу XXXI медиаконференция АРПП, проходившая в период с 17 по 21 октября в г. Ереване. На повестку дня заключительного пленарного заседания были вынесены вопросы издания и дистрибуции региональной и зарубежной прессы.
О роли печатных газет и журналов в век цифровых технологий рассказала в своём видеоинтервью С.Б. Дубинская, исполнительный директор АРС-Пресс. По её мнению, основными проблемами современных медиа являются снижение интереса к печатному слову как средству формирования диалога с читателем и информационной грамотности населения, а также оторванность власти от жизни российской прессы, безразличие государства к её судьбе и нежелание идти на контакт с представителями рынка печатных СМИ. С.Б. Дубинская считает, что на фоне кризисной ситуации в стране нельзя недооценивать региональные издания, им необходима поддержка. В этой связи выступающая заметила, что появившиеся в последнее время инициативы о возврате рекламы алкоголя в прессу и увеличении рекламных площадей в печатных изданиях не помогут небольшим районным или городским газетам выжить в сложившихся условиях.
О деятельности Экспертного совета при Минкомсвязи России по региональным печатным СМИ рассказал В.В. Керов, исполнительный директор Экспертного совета при Минкомсвязи России, руководитель Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы. Докладчик сообщил, что одним из направлений работы Экспертного совета является составление списка изданий, рекомендуемых для получения скидки на подписной тариф ФГУП «Почта России», которая на первое полугодие 2017 года составит 30%. В.В. Керов отметил, что в настоящее время в перечень входят 2040 печатных СМИ различной тематической направленности, а количество изданий в списке постоянно растёт. Большинство из них – районные, с небольшим тиражом, 3 – 4 тысячи экземпляров. На национальных языках выходят 277 газет и журналов списка. По словам докладчика, для многих изданий, находящихся на грани выживания и не имеющих возможности распространяться в розницу, такая поддержка экспертного совета особенно важна. В заключение своего выступления В.В. Керов выразил надежду на то, что будет проведена работа по формированию списка изданий для предоставления скидки на подписной тариф ФГУП «Почта Крыма».
В.Н. Степанов, заместитель генерального директора ООО «Медиагруппа «Ситим», представил вниманию собравшихся доклад о рынке прессы в Якутии. Выступающий сообщил о том, что в результате отмены субсидий ФГУП «Почта России» на доставку изданий подписные тиражи в регионе по сравнению с первым полугодием 2014 года упали в среднем на 50%. Последствием экономического кризиса, по словам В.Н. Степанова, стало масштабное закрытие типографий, журнально-книжных комплексов, в Якутии перестали выпускаться региональные вкладки «Комсомольской правды», «Московского комсомольца», стремительными темпами падает тираж газеты «АиФ на Севере», который с 12 000 снизился до 3 000 экземпляров. Докладчик отметил, что в сложившихся условиях компании «Ситим» удаётся не только «держаться на плаву», но и развиваться. К примеру, рост рекламных доходов медиагруппы по сравнению с 2013 годом в процентном отношении составил 30,5%. Это достигается благодаря запуску новых проектов, расширению географии привлечения рекламодателей и предоставления им бонусных пакетов на два издания, увеличению объёмов и стоимости некрологов и памятных статей. В целях обеспечения активного взаимодействия издателей и Почты Якутии «Ситим» разработала дорожную карту, в которую включены все мероприятия, запланированные для проведения подписной кампании. В.Н. Степанов также сообщил, что компания прибегает к привлечению общественных организаций для проведения дополнительной подписки. В конце своего выступления докладчик выразил уверенность в том, что институту подписки удастся реабилитироваться после возвращения ФГУП «Почта России» дотаций на доставку изданий.
О несовершенстве российского законодательства в части предоставления статистической отчётности, с которым сталкивается каждый предприниматель, рассказал С.Д. Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП, президент НП «НСРП «Союзпечать». Докладчик отметил положительные тенденции в подготовке отчётов в Федеральную налоговую службу, которые строго регламентированы, имеют единую форму для всех видов деятельности и сдаются 1 раз в год. На фоне этого С.Д. Гаврилов отметил существенные недоработки в предоставлении отчётности в Федеральную службу государственной статистики. Система статистической отчётности не систематизирована, избыточна, трудоёмка и требует немалых затрат при исполнении. При этом санкции за нарушение в предоставлении статистических данных компании в десятки раз превышают аналогичные штрафы при несвоевременности или недостоверности информирования налоговой службы. В этой связи С.Д. Гаврилов предложил АРПП включиться в работу по корректировке текущего законодательства в части предоставления статистической отчётности и обратиться к уполномоченному по правам предпринимателей РФ Б.Ю. Титову с предложением внести соответствующие правки в существующие правовые акты.
О рынке армянской прессы и об особенностях реализации российских печатных СМИ в республике рассказал директор ООО «Блиц Медиа», президент Ассоциации распространителей периодической печатной прессы Армении А.Л. Давтян. Он отметил, что в стране издаются 12 общественно-политических газет ежедневно, и только три из них выпускаются на русском языке. Еженедельники в республике не выходят, а единственное экономическое издание Армении – «Деловой экспресс», — выходящее раз в квартал, находится на грани закрытия. По словам А.Л. Давтяна, в стране нет детских, молодежных и женских изданий. Ритейл прессы в Армении стал нерентабельным бизнесом. «Нация, которая гордится музеем книг «Матенадараном» и позиционирует в качестве элемента культуры печатную продукцию, постепенно теряет традицию читать», — сообщил А.Л. Давтян. Выступающий рассказал о том, что 16 лет назад ассортимент российской прессы, реализуемой в Армении, составлял 5 200 наименований, но после кризиса 2007 года, когда разорилось большинство поставщиков, интерес к российской прессе в республике резко упал. А.Л. Давтян рассказал о созданном онлайн-магазине российской и армянской печатной продукции, предоставляющим до 3 000 наименований газет, журналов и книг по стоимости в два раза ниже продающихся в киосках или распространяемых по подписке изданий.
Т.В. Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ООО «Консалт-центр», представила доклад о рынке розничного распространения прессы в регионах РФ. По её словам, в России осталось 23 100 точек по продаже периодики, из них 10 250 объектов приходятся на сети FMCG и несетевые супермаркеты. За 2016 год снижение количества точек по распространению газет и журналов снизилось на 11%. Далее Т.В. Цыбина рассказала о рейтинге территорий РФ, сделанном экспертной группой АРПП на основе приказа Минкомсвязи №197 и Постановления Правительства, устанавливающего базовый показатель обеспеченности — 1,7 торговых объекта на 10 000 человек. Докладчик отметила, что на текущий момент только 34 субъекта РФ выполняют минимальный норматив и выделила 10 регионов РФ с наиболее высоким уровнем обеспеченности объектами прессы: Калининградская, Челябинская области, Республика Марий Эл, Пермский край, Липецкая, Воронежская, Иркутская, Смоленская, Тульская, Ярославская области. Т.В. Цыбина сообщила, что специалисты Ассоциации также составляют рейтинг губернаторов по отношению к системе распространения прессы в регионах России, в методику расчёта которого входят такие показатели, как ассортиментная политика, величина арендных ставок, сроки действия договоров аренды, налоговые льготы, государственная поддержка распространения прессы, а также административные ограничения. Таким образом, лидерами, согласно данному рейтингу, являются Липецкая и Воронежская области. Т.В. Цыбина отметила, что разработка концепции развития распространения прессы в Чеченской Республике и комплекс мер, проводимых властями региона, позволили ему подняться в рейтинге субъектов РФ на второе место, а в рейтинге губернаторов войти в двадцатку лучших.
Об особенностях распространения газет и журналов в Польше рассказала А.Г. Саркисян, эксперт медиаотрасли. По её словам, ключевыми игроками на польском рынке торговли прессой являются компании Ruch, Kolporter и GarmondPress, которым принадлежит 94,13% всего рынка распространения. Докладчик сообщила, что 43% цифровых СМИ продаются через сайты издательских домов. В стране активно внедряются новые форматы торговли периодикой, например, салоны прессы и зона бистро TopPress компании Kolporter, где люди могут не только приобрести газету или журнал, но и выпить кофе, перекусить. В заключение своего выступления А.Г. Саркисян отметила, что развитие рынка дистрибуции в Польше может быть ограничено законопроектом о налоге на розничные продажи, принятие которого грозит прекращением внедрения новых форматов торговли прессой для лидеров рынка, а для небольших предприятий это будет означать конец деятельности.
А.В. Оськин, председатель правления АРПП, добавил, что объекты по продаже прессы в Польше имеют широкий ассортимент, который формируется по географическому принципу, то есть потребителю предлагаются товары, популярные в конкретном населённом пункте. Также А.В. Оськин отметил вклад А.Г. Саркисян в деятельность АРПП и вручил ей памятную медаль Ассоциации.
Стратегию развития издательства в свете негативных тенденций, преобладающих в на рынке российской региональной прессы, представил О.В. Кононов, управляющий ГК «Толока».
Основными проблемами печатных СМИ докладчик назвал постоянное изменение предпочтений населения в потреблении прессы, что ведёт к сокращению срока жизни издания, и кризисные явления в экономике страны, которые привели к отсутствию инвестиций в бизнес.
В целях сохранения аудитории компания использует так называемый фрагментарный, или клиповой, контент, позволяющий размещать на одной полосе журнала до 12 смысловых модулей, перевод изданий в нижний ценовой сегмент, до 15 рублей, разработка новой формы издательского продукта при сохранении его содержания.
Таким образом, несмотря на постоянное снижение маржинальности печатной продукции, предприятию удалось за последние 10 лет увеличить тиражи на 72%.
«Выживет только смелый, быстрый, гибкий и креативный издатель», — заключил О.В. Кононов.
В ходе работы пленарных заседаний участники конференции вносили свои предложения и поправки в резолюции мероприятия, одна из которых была посвящена общим вопросам издания и распространения прессы, а вторая – теме подписки на газеты и журналы. О соответствующих дополнениях в итоговые документы конференции рассказала А.В. Луговая, заместитель исполнительного директора АРПП по организационным вопросам.
Пленарное заседание четвёртого дня конференции завершилось обсуждением вопросов региональных рынков розницы и ритейла в условиях кризиса в формате круглого стола.
Стоит отметить, что в осенней медиаконференции АРПП принимали участие два именинника: А.О. Богов, генеральный директор ООО «Паблик Пресс-Волгоград» и В.Н. Степанов, заместитель генерального директора ООО «Медиагруппа «Ситим», — которым были вручены памятные сувениры из Армении.
Подводя итоги конференции, А.В. Оськин отметил, что участниками мероприятия была проделана большая и кропотливая работа, посвящённая анализу ситуации на рынке российской и зарубежной прессы, тенденций, преобладающих на мировом рынке медиа, а также внесению законодательных инициатив, регламентирующих деятельность отечественных печатных СМИ. Он призвал присутствующих активно включаться в работу по защите интересов медиаотрасли России и пригласил всех на отчётно-выборную конференцию АРПП, которая будет проходить в середине ноября текущего года, где коллеги смогут продолжить диалог о судьбе рынка прессы нашей страны.
В завершение работы мероприятия состоялось торжественное вручение участникам сертификатов, а также памятных призов и традиционных «оскаров».
Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции