Фонд «Медиастандарт» запустил сайт Индекса развития медиасферы msindex.ru. На нем собрана информация о состоянии медиасферы в каждом российском регионе. Портал будет следить за динамикой ее развития и вести мониторинг событий, влияющих на медиасферу в регионах.
Начал работу портал msindex.ru – официальный сайт Индекса развития медиасферы, составляемого фондом «Медиастандарт» по заказу Комитета гражданских инициатив (см. справку). Задача проекта – оценить уровень развития института массовой̆ информации во всех российских регионах, следить за динамикой, понять сильные и слабые стороны медиасферы в каждом субъекте.
Функционал портала msindex.ru рассчитан на журналистов и руководителей средств массовой информации, экспертов и исследователей медиа, представителей региональных и федеральных властей, которым необходимо получить информацию по интересующему их региону или группе регионов.
«При этом работа с сайтом не вызовет сложностей у любого посетителя. Информация по каждому региону доступна в один клик с главной страницы», – говорит директор фонда «Медиастандарт» Дмитрий Казьмин.
С помощью интерактивной карты развития медиасферы на главной странице сайта можно получить экспресс-отчет о ситуации в каждом субъекте России. Карта отражает данные актуального на данный момент ежегодного исследования (долгосрочный рейтинг региона).
«Сейчас актуальны данные за 2015 г., результаты Индекса-2016 будут готовы осенью. Регионы с наиболее развитой медиасферой окрашены в темно-зеленый цвет, с удовлетворительным уровнем развития – в светло-зеленый, с неудовлетворительным – в желтый, наконец, с критическим – в красный», – замечает Казьмин.
Таким образом, карта позволяет оценить концентрацию регионов того или иного типа в макрорегионах и округах, быстро сравнить соседние регионы. Для удобства просмотра конкретных субъектов можно открыть алфавитный список во вкладке «Регионы», в этом случае на рейтинг указывает вертикальный маркер рядом с названием субъекта.
В паспорте региона, перейти на который можно прямо с карты или через алфавитный указатель, приведен не только общий рейтинг, но и рейтинги региона по пяти частным индексам:
•среда осуществления деятельности (инфраструктура, экономика),
•стейкхолдеры (влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу медиа и журналистов),
•аудитория (доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию),
•медиасубъекты (сами средства массовой информации),
•контент.
Далее можно прочитать описание ситуации в регионе по каждому из пяти аспектов, сделанное на основе собранных данных. В каждом паспорте накапливаются события в регионе, важные для его медиасферы. Также в паспорте можно прочитать сообщения об изменении краткосрочного рейтинга региона в результате важных событий, произошедших между ежегодными исследованиями.
Описание паспорта основано на запросах, которые поступают в фонд, замечает Казьмин: «Нас стали часто просить дать краткую характеристику региону на основе данных Индекса, либо конкретную цифру по региону, например, расходы бюджета на СМИ». Теперь эту информацию легко получить из паспорта субъекта. Запросить более детальные сведения можно, используя форму прямо на странице региона, добавляет Казьмин: «Причем мы рассчитываем и на помощь посетителей сайта в мониторинге медиасферы. Например, на информацию о важных для региона событиях, которые мы упустили».
Справка:
Индекс состоит из 50 индикаторов, рассчитанных на основе публичной региональной и федеральной статистики, специально собранных для исследования статистических данных (использованы данные агентства Standard&Poor’s, Ассоциации независимых региональных издателей, Ассоциации распространителей печатной продукции, проекта «Госзатраты»), экспертных оценок и массового социологического опроса во всех регионах России (всего опрошено 34 000 человек).
Каждый из индикаторов относится к одному из пяти частных индексов: состояние инфраструктуры и среды для работы средств массовой информации (10 индикаторов), влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу медиа и журналистов (10 индикаторов), состояние аудитории (доступ к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию, 11 индикаторов), состояние самих СМИ (11 индикаторов) и медиаконтента (8 индикаторов).
В результате исследования все регионы разделены на четыре группы: с положительным состоянием института массовой информации (рейтинг А, 8 регионов), удовлетворительным (рейтинг В, 30 регионов), неудовлетворительным (рейтинг С, 37 регионов) и критическим (9 регионов). Таким образом, результаты исследования показывают, что только в 39 регионах наблюдается достаточный уровень медиасферы для полноценного функционирования института массовой информации.
Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции