Комитет гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина к завершению агитационной кампании подготовил доклад о ее итогах. В КГИ убеждены, что в большинстве регионов накануне выборов не было яркой агитации, зато хватало «массовой косвенной агитации». В Москве, как утверждает движение «Голос» в своем докладе, кандидатам-единороссам помогает освещение работы в газетах, учрежденных префектурами.
Итоги агитационной кампании подвел КГИ. В КГИ выделили основные технологии: это косвенная агитация под видом «освещения деятельности» кандидатов и связанных с ними проектов, «маскировочные технологии» — с их помощью кандидаты дистанцируются от выдвинувших их партий, ссылаясь на свои «псевдообщественные» организации (это характерно и для единороссов, и для представителей других партий). В докладе констатируется, что «во многих регионах помимо массовой косвенной агитации фактически не было иной агитации».
Исключениями стали кампании в регионах, где конфликтуют местные влиятельные группы — например, это Иркутская, Новосибирская, Нижегородская области, Пермский край. Авторы доклада называют несколько причин низкой агитационной активности: это «стратегия на снижение явки и минимизацию предвыборной активности», «сверхжесткий характер регистрации партий и кандидатов», сокращение расходов в кризисной ситуации и «договорные» кампании. По договоренности с властями ограничивают темы для агитации системные партии, говорят в КГИ. «Часть политической и экономической проблематики оказалась для них фактически табуирована, целые сферы и ведомства (в частности, почти полностью военно-промышленный комплекс, вопросы внешней политики, политики в сфере защиты прав человека) де-факто были исключены из сферы возможной критики. Вне ее оказалась значительная часть чиновников»,— указано в докладе. В результате акцент в кампании делался на «безопасные неполитические темы», а «политическая реклама во многом перестает отличаться от рекламы товаров и услуг, форма полностью заменяет содержание». «Место политических месседжей занимает имиджевый эпатаж, яркие, но бессодержательные идеологически действия. Происходит деполитизация агитации, стремление выделиться за счет информационной провокации, неполитического юмора»,— считают эксперты.
О том, как косвенная агитация происходит газетах, учрежденных префектурами Москвы, выпустило доклад движение «Голос». Эксперты приходят к выводу, что «агитация за кандидатов от партии «Единая Россия» поставлена на поток в таких СМИ», причем подобные публикации чаще всего сопровождаются фотографиями. Другие кандидаты упоминаются «вскользь, нейтрально или иногда даже негативно», говорится в докладе. Во время таких событий, как выдвижение списка партии, единороссам посвящали половину или четверть газетной полосы, а сообщениям о других партиях — 1/20, 1/40 полосы, пишут эксперты. Часть материалов — это «однотипные статьи» о мероприятиях с участием мэра Москвы. Все материалы не оплачены из избирательного счета кандидатов и партии, отмечает «Голос».
Учрежденная префектурой Зеленоградского административного округа газета «Сорок один» с тиражом 92,4 тыс. экземпляров выходит на территории Ховринского округа, где баллотируется и в каждом номере упоминается единоросс Ирина Белых. Об этом пишет «Голос», изучив девять номеров газеты. 1 июля она упоминается «в контексте того, что мэр Собянин возглавил список партии в Москве». В другом материале говорится «об инициативе Белых по организации цикла экскурсий». Неделей позже рассказано, как Ирина Белых придумала «организовать пенсионерам посещения достопримечательностей», 15 июля она представлена «как автор общественной инициативы и будущей «народной программы»». Аналогичная ситуация, к примеру, с кандидатом единороссов в Люблинском округе Петром Толстым, о котором пишет «Юго-Восточный курьер» (издается тиражом 441 тыс. экземпляров). «Он от первого лица пишет о своей политической деятельности в выпуске газеты N23 (июль). Неоднократно рассказано о его значительной роли в закрытии мусорного полигона в выпусках газеты N24 и N25 (июль)»,— говорится в докладе. Петр Толстой заявил «Ъ», что «не готов изучать деятельность движения «Голос»: их голос тонок и не чист». А его деятельность могут освещать, к примеру, как «члена общественного совета ЮВАО».
Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции