Смута

«Времена-то нынче настали не художественные…» — писал известный русский живописец Василий Суриков в письме брату. Этой фразой впору охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в Севастопольском региональном отделении Союза художников России. Из череды событий, имевших место в этой общественной организации, вырисовалась картина, созданная коллективным творчеством. Название даже придумывать не надо — раскол.

«ПРОГНИЛО ЧТО-ТО В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

Севастопольское региональное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» насчитывает на сегодняшний день около 80 членов. Это объединение признанных творческих работников изобразительного искусства, целью которого являются воспитание, сохранение и популяризация лучших духовных и художественных традиций. Вхождение Крыма и Севастополя в состав России вдохнуло в деятельность организации, ставшей структурным подразделением ВТОО «Союз художников России», новую жизнь. Прошли многочисленные выставки, в том числе в Москве. Творчество севастопольских художников было отмечено высокими наградами, почетными званиями, материальными поощрениями.

В начале текущего года общественную организацию всколыхнуло. Выяснилось, что ее председатель И.М. Грищенко злоупотреблял должностными полномочиями. Распределением благ (будь-то выделение стипендий, материальной помощи или других преференций для членов организации), руководитель занимался зачастую по личному усмотрению. Такое поведение на общем собрании коллектива было осуждено. (По факту мошенничества и превышения полномочий возбуждено уголовное дело). Однако прилюдно раскаявшийся И.М. Грищенко получил за свою деятельность на руководящем посту удовлетворительную оценку. Предполагалось, что после проведения досрочного общего перевыборного собрания его место займет новый председатель.

На должность исполняющего обязанности председателя были выдвинуты кандидатуры художников Н.М. Карпова и С.А. Шевченко. Численное преимущество при голосовании получил Н.М. Карпов. Но вскоре он отказался возглавить союз. Ответственность за обеспечение деятельности организации с заключением соответствующего договора на безвозмездной основе принял С.А. Шевченко. Секретариат ВТОО «СХР» не утвердил результаты досрочного перевыборного собрания из-за нарушений, в том числе процессуальных, и оставил И.М. Грищенко «уполномоченным и легитимным» председателем организации, С.А. Шевченко — заместителем председателя по оргвопросам, Н.М. Карпова — по творческим. Следующее общее перевыборное собрание в рамках действующего устава ВТОО «СХР» было намечено на конец года.

Понадобилось совсем немного времени, чтобы стало очевидно: нет у художников единодушия в понимании настоящего и тем более будущего организации. Слишком много накопилось нерешенных проблем: творческих, имущественных, кадровых, финансовых. Это провоцировало конфликты и многочисленные противоречия в коллективе, словно превратившемся в осиный рой. Образовались так называемые инициативные группы внутри организации со своими политикой, требованиями, субъективной оценкой.

КАЛЕНЫЕ СТРЕЛЫ

Напрасно Москва призывала севастопольских художников к терпимости, последовательности, к пониманию ситуации, к необходимости соблюдения положений устава. Члены организации оспаривали полномочия и действия друг друга, ревностно соперничая, у кого больше прав. С.А. Шевченко начал проведение инвентаризации недвижимого имущества союза, проверку договоров, заключенных с субарендаторами, попытался выяснить статус имущества Севастопольского союза художников. Так, например, по словам С.А. Шевченко, при консультативной помощи руководства ВТОО «СХР» была определена несостоятельность договоров на строительство 16-этажного дома на территории, некогда находившейся в бессрочном пользовании организации.

Подобные действия вызвали сопротивление. С.А. Шевченко самого обвинили едва ли не в рейдерском захвате. Стало ясно: на эту территорию вход «посторонним» строго воспрещен. Иначе…

Используя факт, что С.А. Шевченко является военнослужащим ЧФ, на него членами оппозиции было подано заявление в военную прокуратуру. Заслуженный художник Республики Крым, член живописной комиссии при секретариате ВТОО «СХР», один из основателей творческой мастерской Черноморского флота С.А. Шевченко огульно обвинялся, ни много ни мало, в совершении преступлений по четырем уголовным статьям. Огульно, потому что обвинения, выдвинутые против него, расследованием прокуратуры не подтвердились. Невольно напрашивается вывод, что таким образом была организована травля художника. Извинения за обвинения, опровергнутые прокурорским расследованием, по сей день так и не прозвучали.

Словно каленые стрелы, полетели в Москву «разоблачительные» письма: в правление ВТОО «Союз художников России», в Министерство культуры РФ, а также законодательное собрание Севастополя. Некоторые так и начинались: «Доводим до вашего сведения…» Позже отдельные лица, поставившие подпись под обращениями, отрицали свое участие. Кто-то же заявлял о подмене содержания заявлений. Сохраняющий пост председателя Севастопольского отделения СХР И.М. Грищенко на общем собрании коллектива так выразился: мол, данные заявления он не писал, а подписывал, особо в них не вчитываясь, их приносила инициативная группа. Раскаиваюсь…

Зато художник С.А. Берлов своего авторства не отрицал. Так «размазал» в одном из обращений творчество коллеги по цеху (совместно с небольшой группой единомышленников), что последнему впору ставить крест на деловой и творческой репутации. Доносы и кляузы…

Как здесь не вспомнить трагический период в отечественной истории — 1937 год. Думается, и тогда отдельные представители творческой интеллигенции не без удовольствия топили друг друга, что обернулось годами репрессий, а то и вовсе загубленными судьбами… Как сказала член СРО ВТОО «СХР» Александра Бондаренко: «Я состою в союзе 24 года, и никогда не было такой грязищи, противостояния, мышиной возни».

ЧТО У НАС ЕСТЬ?

Группа единомышленников, членов СРО «СХР» написала обращение В.В. Путину и в Министерство внутренних дел РФ. На расширенном правлении общественной организации одного из участников обращения попросили раскрыть суть письма. Речь шла о недвижимости Севастопольского отделения СХР, зданиях и помещениях, расположенных по адресу: ул. Репина, 21, и Володарского, 21. По мнению авторов, в этом вопросе «ситуация в подвешенном состоянии». Свою собственность севастопольские художники в 90-е годы передали, опасаясь якобы рейдерского захвата, Крымской организации СХ Украины, а позже — Национальному союзу художников Украины.

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, во время переходного периода и по сей день, недвижимость и земля Союза художников Севастополя с юридической точки зрения не были должным образом переоформлены. Без умысла ли? Справедливо сегодня звучат вопросы от рядовых членов Союза художников: «Как нам теперь взаимодействовать с городом? Кто мы? Что у нас есть и что у нас будет?» Ответы должны быть даны исключительно в рамках закона.

Хочется думать, что так и будет в обозримом будущем. Но пока обстановка нагнетается слухами, страсти по-прежнему кипят, не устранены межличностные противоречия, накалившие атмосферу в союзе до враждебности. Тем не менее искать выход из создавшегося положения севастопольским художникам придется. Смутное время, характеризующееся беспорядками, брожением умов, раздорами и усобицей, должно закончиться, перейти от урагана к штилю, как на картинах знаменитого Айвазовского, чье 200-летие мы будем отмечать в следующем году. Вера в положительный исход, казалось бы, даже трагических событий была характерна для творчества этого великого мастера.

Пусть же победит творчество.

Источник: Слава Севастополя

Запись опубликована в рубрике Авторские колонки с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *