Провластных СМИ в регионах около 90%

россия, регионы, сми, госструктурыПримерно 90% региональных СМИ России прямо или косвенно контролируются властями, говорится в докладе, подготовленном инициативной группой журналистов. Как стало известно «НГ», его окончательный вариант будет представлен общественности в начале будущего года. В субъектах РФ печатные издания и телевидение находятся под плотным контролем, а вот на Интернет влияние госорганов пока не так заметно.

Из более чем 30 тыс. официально зарегистрированных в субъектах РФ СМИ, 11% учреждены госструктурами, 52% – юрлицами, 32% – гражданами и 5% – общественными организациями или НКО. Такие данные собраны региональным медиапроектом «Соль», доклад которого был представлен на гражданском форуме ЕС–Россия в Хорватии. Его полная версия будет обнародована в январе.

Приведенные цифры в принципе сильно удручающими не выглядят, однако все зависит от того, какую категорию СМИ взять. Например, из 10 с лишним тысяч существующих региональных газет госорганам принадлежат 62%. Еще примерно 20% у тех или иных юрлиц, 10% владеют физлица, а у тех же НКО лишь 6% печатных изданий.

Из двух сотен региональных телеканалов, как известно, более 100 являются ответвлениями федерального ТВ. Как говорится в докладе, оценить уровень независимости от власти остальных можно на основании их контента. Общий вывод следующий: счет оппозиционных телеканалов в субъектах идет на единицы.

Относительно сбалансированная ситуация сохраняется лишь в Интернете. Здесь, судя по статистике, власть пока не является монополистом. Скажем, приблизительно из 4 тыс. российских информсайтов, зарегистрированных как СМИ, властным структурам принадлежит 15%. Частные лица держат в своих руках около 30% данного ресурса, общественные организации – 10%, а все остальное зарегистрировано на юрлиц.

Однако формальная принадлежность в региональной медиасфере – это не самый главный показатель. Более наглядно о положении СМИ говорят суммы, которые на них тратятся. В докладе, имеющемся в распоряжении «НГ», указываются сведения из открытых бюджетных источников. И получается, что каждый год речь идет о финансировании примерно на 16 млрд руб. Большая часть этой суммы – госконтракты, по которым СМИ обязуются оповещать аудиторию о деятельности власти. Чаще всего эти контракты подразумевают и отказ от ее критики.

Для финансовой помощи массмедиа используются разные способы. Кроме прямого их учреждения госорганами и госконтрактов есть еще и инструменты косвенного контроля. Например, выделение гранта, давление на основного рекламодателя, который тоже, как правило, зависим от регионального начальства. Наиболее же универсальный вариант – это создать СМИ, которое аффилировано одновременно и с частными, и с госструктурами.

Короче говоря, как заявила «НГ» соавтор доклада Анна Шторм, если проанализировать все данные, то вывод складывается такой: прямо или косвенно контролируются властями до 90% региональных медиа.

Сам по себе этот доклад показателен еще и тем, что примерно такие же выводы в начале своей легислатуры сделал тогдашний президент Дмитрий Медведев. К примеру, он поручил довести до конца работу по избавлению региональных и муниципальных властей от избыточных СМИ, находящихся в их ведении. «Я некоторое время назад предлагал губернаторам освободиться от газет, журналов и пароходов, но для многих сделать это оказалось гораздо сложнее, поскольку для многих из них этот актив даже ценнее, чем реальные вещи, поскольку это их интересы», – сказал тогда Медведев.

Делал он замечания и в адрес региональных телеканалов, утверждая, что они должны измениться – или стать частными, или «результат демонстрировать, так как в противном случае они отражают интересы одного-двух человек». Президент Владимир Путин, по рекомендациям Общероссийского народного фронта, также уже не раз предлагал губернаторам умерить траты на пиар. Например, в 2014-м субъекты РФ потратили около 33 млрд руб. На 2015-й все регионы суммарно заложили 36,2 млрд руб., но вынуждены были эти расходы урезать. Сколько в итоге истратили и каковы показатели 2016 года – таких данных пока нет.

Впрочем, уже сейчас ясно, что финансирование властью медиапространства страны – это решение системное. По мнению гендиректора Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, это связано с тем, что пропаганда и пиар являются одним из краеугольных камней во взаимоотношениях власти и народа: «Общественное мнение нужно постоянно обрабатывать, особенно в кризис. Так что споры федерального Центра и регионов о том, чьи интересы будут приоритетом в информпотоках, отходят на второй план. Есть общий интерес – сохранение политической системы в целом, предотвращение массового недовольства». Эксперт уверен, что власть будет только усиливать свои медиапозиции, объективно переходя от сотрудничества со СМИ к контролю за содержанием их программ, новостных лент, публикаций   и, конечно, Интернета. А там, не исключил он, недалеко и до прямой цензуры.

Загреб–Москва

Источник: Независимая газета

Запись опубликована в рубрике Авторитетно. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *