Решена ли проблема «вредоносного влияния» СМИ на умы россиян?

Информационная среда государства российского выглядит сегодня настолько же пугающе, насколько любопытно. С одной стороны, вроде бы все уже понятно: так называемые традиционные медиа практически полностью находятся под контролем российской власти; какие-то телевизионные или печатные остатки независимых или полунезависимых СМИ дышат на ладан.

Всем таким, находящимся непосредственно в России, сменят руководство на «правильное»; находящимся за пределами страны рано или поздно закроют доступ к российской аудитории. Проблема вредоносного воздействия на умы россиян таким образом, как кажется, фактически «решена».

Но остается Интернет. Всемирная паутина, вернее, ее российский сегмент, еще колышется. Сам по себе Рунет чудовищно политизирован – со всех сторон, вернее, со всех политических позиций. Пользователи сети отчаянно обсуждают насущные политические и геополитические вопросы (правильнее сказать – сидя на диванах, воюют друг с другом). С увлечением занимаются этим в самых неожиданных местах и ситуациях – в ветке комментариев, под фотографией какого-нибудь медвежонка с печальными глазами. Принцип понятен: проходя мимо, брось одно только слово «Донбасс», например, и жесточайшая дискуссия разгорится где угодно, на каком угодно сайте. Я был случайным свидетелем лютейшей драки на форуме, где женская в основном аудитория обсуждала преимущества и недостатки разных сортов детского питания.

Помните фразу «Не кормите троллей»? Так вот, она уже практически потеряла актуальность. В связи с политической обстановкой в России и мире эти самые тролли уже давно перестали требовать себе корма. Ведь любое брошенное слово на актуальную политическую тему – способно породить жесточайший спор с обещанием «по ip вычислить» и продолжить в реале. До этого, к счастью, обычно не доходит; но печальные перспективы открываются. Вот начнут россияне выяснять, кто плохой – президент США или России, и займутся этим не за своими мониторами, а в реальности…

Путинская Россия стремительно покрывается то ли инеем, то ли известью – становится похожей на дремучее сонное царство, сколько ни тверди про «вставание с колен»

Особняком в этой ситуации держатся владельцы рунетовских сайтов – те, что сами проживают в России. Российское общество, я уже писал об этом, несмотря на такую «заморозку», ощущает: грядут трудные времена. Кто-то понимает их как дальнейшее «закручивание гаек»; кто-то готов стоя рукоплескать репрессивным мерам; кто-то ждет неминуемого падения уровня жизни. Общее понимание таково: пока еще есть возможность, нужно любыми путями зарабатывать деньги.

Российский Интернет реагирует на эти общественные настроения своеобразно. Если раньше всплывающие окна и рекламные баннеры позволяли себе разве что сайты крайне сомнительного содержания, то теперь такая стратегия стала привычной едва ли не для всех. Компания Adblock Plus провела исследование и доказала, что подобный навязчивый способ рекламы не приносит ожидаемых результатов; портит отношение пользователей к сайту, согласившемуся ее разместить. Но время сейчас такое, дают возможность заработать – бери деньги. Содержимое всплывающих окон, баннеров, фишинговые ссылки – все становится неважным; завтра и этого не будет, а жить хочется по-человечески, как еще совсем недавно. Вот пример: крупнейшее VK-сообщество с полумиллионом подписчиков, посвященное известному американскому телесериалу, размещает на своей стене пропагандистские посты антиамериканского содержания, разумеется, предварительно закрыв возможность их комментировать. И «ничего в этом такого нет». Точно так же крупнейший в стране таблоид, просто пестрящий статьями антизападной направленности и старательно разжевывающий читателям суть «правильного патриотизма», рекламирует McDonald’s прямо между абзацами подобных статей.

Кто-то скажет «Рунет всегда был таким», но я позволю себе не согласиться. Нет, не был. Каких-то лет пять-шесть назад Рунет был динамичным, развивающимся, с огромным количеством свежих идей. Это была великолепная, смелая блогосфера, очень достойный национальный поисковик. Сегодня же все в Рунете выглядит как плоть от плоти происходящих в стране негативных процессов. Путинская Россия стремительно покрывается то ли инеем, то ли известью – становится похожей на дремучее сонное царство, сколько ни тверди про «вставание с колен».

Российский Интернет бьется в горячке, напоминая вещевой рынок 1990-х годов. Много хамства, огромное количество убого намалеванной рекламы, на каждом шагу тебе пытаются продать что-то сомнительное. По воспоминаниям моей юности, именно на таких рынках паслись представители радикальных группировок, раздавая свою литературу и листовки. В те тяжелые времена существовал род занятий, который вполне считался «профессией», – стоять, навесив на себя два рекламных щита. Если продолжать линию сравнений, именно так ведут себя многие нынешние, некогда популярные и свободолюбивые, блогеры.

Сергей Богданов – журналист и блогер

Источник: Радио Свобода

Запись опубликована в рубрике Пресс-кафе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *