14 июля 2016 года в конференц-зале ИД «Аргументы и факты» состоялся круглый стол, организованный Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП), посвященный проблемам подписки. Представители Государственной Думы, ФГУП «Почта России», крупнейших издательских домов, подписных агентств и общественных организаций медиарынка высказали свои мнения о ситуации на рынке подписки и предложения по изменению ее к лучшему. Заседание, в котором приняли участие более 100 человек, вел председатель Правления АРПП А.В.Оськин.
Началом круглого стола послужило выступление Президента Ассоциации распространителей печатной продукции Д.В.Мартынова, обратившего внимание на динамику соотношения подписных и розничных тиражей на российском рынке распространения прессы. В период массовой подписки 1980-х годов подписные тиражи превышали 80% совокупных тиражей печатной прессы. К 2005 году этот показатель снизился до 25%. После 2008 года, с началом выделения государственных субсидий для компенсации убытков ФГУП «Почта России», возникших из-за сдерживания роста тарифов на прием и доставку подписки, доля подписных тиражей выросла до 38%. После отмены госсубсидий в 2014 году, доля подписных тиражей снова начала снижаться и в 2016 году она достигла 34,5%. Факторы, которые могли бы привести к ее росту, отсутствуют. При этом предпринимаемых государством и отраслевыми организациями усилий явно недостаточно. Например, список изданий, имеющих основания для получения 30%-ой скидки на тариф по приему и доставке подписки, включает в себя лишь незначительное количество зарегистрированных печатных газет и журналов, причем он постоянно меняется. А увеличение уровня скидки с 15 до 30% произошло на фоне отмены 25%-ых скидок для районных изданий. Эксперты АРПП разработали и готовы вынести на обсуждение отрасли ряд предложений по улучшению ситуации на рынке подписки. Среди них – создание механизма прямого субсидирования подписчиков путем возвращения государственных субсидий на доставку подписки в размере 6 миллиардов рублей в год; внедрение льготного периода налогообложения издателей в первый год существования издательского проекта; создание различных форм льготной подписки для студентов, школьников, учреждений образования и здравоохранения; введение в подписке сквозного 10%-го НДС; введение запрета на изменение почтовых тарифов на прием, обработку и доставку подписки без согласования с отраслью.
Руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России» М.А.Казаков представил «почтовый взгляд» на ситуацию с подпиской в России. По его мнению, динамика снижения рынка подписки позволяет сделать вывод о стабилизации ситуации. Во время подписной кампании на второе полугодие 2016 года сокращение тиражей составило 5,2%. Вместе с тем отмечается рост успешности почтовых акций продвижения подписки. Например, во время декады подписки, организованной в мае 2016 года, было собрано на 7% больше тиражей, чем во время аналогичной декады мая 2015 года. С 2015 года «Почта России» запустила благотворительный проект «Дерево добра», ставший результатом инициативы издателей и почтовиков и направленный на продвижение подписки. В 2016 году акция получила продолжение во всероссийском масштабе. Кроме того, «Почта России» реализует политику целевой поддержки издателей, проводимую Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи А.В.Туманов предложил издателям и распространителям печатных СМИ объединить усилия для лоббирования отраслевых интересов. По его словам, целевая поддержка издателей приведет к созданию конкурентного преимущества для изданий, показавшихся чиновниками лояльнее остальных.
Президент Национальной ассоциации издателей (НАИ), генеральный директор ИД «Мир новостей» А.В.Авдонин привел данные, доказывающие то, что вести речь о завершении кризиса на рынке подписки преждевременно. Подписные тиражи сокращаются, растет цена бумаги, государственная поддержка подписки сводится к тому, что одни издатели лишаются льгот за счет предоставления льгот другим издателям. Список изданий, подготовленный Экпертным советом по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России, для предоставления 15%-ой (а с 1 сентября 2016 года — 30%-ой) скидки на почтовый тариф по доставке постоянно корректируется и сокращается в зависимости от рассчитанного заранее объема скидок. Из него вычеркиваются федеральные издания с большой долей почтовой наценки в подписной цене. «Почта России» субсидирует доставку в отдаленных районах России за счет остальных подписчиков. НАИ считает, что любое субсидирование должно происходить за счет государства. Вместо субсидирования избранных изданий можно было бы субсидировать доставку всех изданий в отдаленные районы. Также необходимо наладить совместную работу с Министерством образования РФ для организации уроков чтения прессы в школе, аналогичных урокам чтения в школах Японии. Другим предложением НАИ является организация мобильных пунктов подписки вне почтовых отделений.
Заместитель начальника Управления Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Г.Н.Кудий обратил внимание на то, что отказ государства от прямой поддержки подписки стоит в одном ряду с существенным сокращением поддержки государственных систем здравоохранения и образования. При этом, по подсчетам экспертов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ежегодная государственная поддержка печатных СМИ составляет 70 миллиардов рублей, если включить в нее таможенные льготы на импорт бумаги и иные формы косвенной поддержки. При этом, государство возвращает свои «затраты» в форме налогов, собираемых с предприятий отрасли печатной прессы. Идея о каких-либо иных формах прямой поддержки подписчиков кроме субсидий на почтовую доставку абсурдна и приведет в своей реализации лишь к росту числа чиновников. Основной же упор в своей поддержке информационной отрасли государство делает сегодня на развитие цифрового телевидения и интернета.
Заместитель председателя Совета директоров ИД «Аргументы недели» И.А.Диденко рассказал о проблемах, возникающих у издателя в процессе сотрудничества с ФГУП «Почта России». В частности, бухгалтерия почтового оператора часто предъявляет бухгалтериям издателей нереальные требования. К полному разочарованию ведет также сотрудничество с почтовым подписным каталогом. Каталог для подписной кампании на второе полугодие 2016 года был выложен в почтовых отделениях лишь в конце подписного периода. В результате, во время подписной кампании 2016-2 «Аргументы недели» потеряли значительное количество подписчиков. Самый плачевный результат был зафиксирован в Челябинской области: 3 подписчика по каталогу Почты. В то же время, за год до этого количество подписчиков «Аргументов недели» в этой области превышало 1000 человек, и их удалось сохранить только благодаря альтернативным подписным агентствам. По словам И.А.Диденко, в России бессмысленно надеяться на развитие альтернативных способов доставки подписной прессы. «Почта России» остается безальтерантивным оператором по доставке печатных изданий. Но качество работы почтового оператора оставляет желать лучшего. При этом возникают серьезные опасении, что после создания собственного подписного каталога «Почта России» у коммерческих подписных агентств могут возникнуть проблемы с продвижением издательских продуктов в сети отделений связи.
Заместитель начальника отдела печатных изданий и полиграфии Минкомсвязи РФ Д.С. Буневич ответил на критику издателей и распространителей печатной прессы, связанную с неопределенностью критериев для получения 30%-ой скидки на тариф по приему, обработке и доставке подписки. По его словам, такими критериями являются регулярные публикации по темам, связанным со здоровым образом жизни, семейными ценностями, проблемами социально-незащищенных категорий населения и с иными «социальными» проблемами.
Комментируя его выступление, Президент Ассоциации распространителей печатной продукции Д.В.Мартынов отметил, что перечисленные в официальных документах тематики слишком условны, чтобы можно было с их помощью определить социальную значимость какого-либо издания. А ротация изданий в министерском списке и необходимость раз в полгода подтверждать свою «социальную значимость» превращают ситуацию в абсурдную. Сложно представить издание, раз в полгода радикально меняющее направленность своих публикаций.
Заместитель генерального директора ИД «Московская правда» Т.И. Кузьмина выступила с предложением оборудовать почтовые отделения техникой, позволяющей распечатывать издания, выходящие лишь в электронной форме и оформлять подписку на эти печатные версии газет и журналов.
Председатель Координационного совета Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы В.В.Керов рассказал участникам круглого стола о работе Экспертного Совета по региональным СМИ при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ по составлению списка изданий, имеющих право на получение 30%-ой скидки. За время существования списка количество изданий, включенных в него, выросло в 4 раза. И есть основания полагать, что совместными усилиями удастся добиться дальнейшего увеличения этого списка. В.В.Керов подчеркнул важность объединения издателей для организации проектов, связанных с продвижением печатных изданий.
Руководитель Службы по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки» В.А.Дворянов обратил внимание участников круглого стола на необходимость разработки новых методов продвижения подписки, позволяющих успешно осуществлять подписные услуги в условиях постоянного роста цен. Новые методы продвижения могут возникнуть лишь в условиях свободной конкуренции коммерческих подписных агентств, имеющих свободу действий в организации акций продвижения в почтовых отделениях, размещающих там мини-каталоги, рекламные плакаты и иные промо-материалы.
Генеральный директор «Агентства подписки и розницы» В.И.Кокорев обратил внимание участников круглого стола на нагативные последствия появления на рынке почтового подписного каталога. Занимаясь активным «перетягиванием» подписчиков из каталогов коммерческих подписных агентств, «Почта России» усугубляет кризисные явления на рынке подписки. При этом тарифная политика почтового оператора ведет к постоянному росту подписных цен. Например, подписная цена газеты «Советская Россия» выросла за год с 750 до 1500 рублей. И это не единственный пример «ценового безумия» на рынке подписки. В.И.Кокорев указал также на несоответствие технологиям подписки активно внедряемых «Почтой России» договоров купли-продажи подписных изданий.
Вице-президент Национальной ассоциации издателей (НАИ) А.Г.Орешкин представил критический анализ проекта федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О почтовой связи”, внесенного в Государственную Думу депутатами Л.Л.Левиным и О.В.Тимофеевой. Законопроект предусматривает объявление подписки услугой связи. В случае его принятия «Почта России» станет монополистом на рынке подписки. При этом технология организации подписных кампаний претерпит изменения, ведущие к существенному росту и без того высоких подписных цен. А.Г.Орешкин также рассказал участникам круглого стола о пользе такого инструмента организации подписных кампаний, как мини-каталог, отметив, что коммерческие подписные агентства активно использую мини-каталоги в своей работе, стимулируя рост подписных тиражей издателей.
Генеральный директор ИД «Истоки» (г.Екатеринбург) А.Ф.Сидоров отметил важность представления информации о ходе подписки в онлайн-режиме. Также он внес предложения об организации подписных пунктов в Многофункциональных центрах, избирательных комиссиях и других площадках с высокой проходимостью людей. По его мнению, необходимо также активно использовать для организации подписки офисы Сбербанка.
Председатель Правления АРПП А.В.Оськин подвел итоги круглого стола. Он подчеркнул важность современной ситуации на рынке подписки для будущего всего медиарынка. Оставшись без государственных субсидий, рынок находится в поисках внутренних возможностей для выхода из кризиса и развития подписки. Во главе этого поиска находятся издательские дома, продемонстрировавшие наилучшие результаты во время подписной кампании на второе полугодие 2016 года. А.В.Оськин отметил, что состоявшаяся дискуссия о предоставлении скидок на подписку группе изданий действительно вносит раскол в издательское сообщество. По мнению АРПП, социально значимыми изданиями являются все без исключения официально зарегистрированные газеты и журналы России кроме рекламных и эротических. Кроме того, печатные СМИ могло бы поддержать снятие всех запретов на рекламу товаров и услуг на страницах прессы. Все без исключения товары и услуги, разрешенные законодательством РФ, должны быть допущены без ограничения для рекламы в печатных СМИ.
А.В.Оськин предложил обобщить предложения участников круглого стола и оформить их в виде письма в Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, в Правительство РФ, Администрацию Президента РФ и иные государственные службы, от которых зависит оказание помощи рынку подписки.
После круглого стола состоялась церемония награждения федеральных и региональных издателей и региональных Управлений федеральной почтовой связи, продемонстрировавших наибольший рост тиражей в подписную кампания на второе полугодие 2016 года. Призы рекордсменам подписной кампании вручал Президент АРПП Д.В.Мартынов. «Межрегиональное агентство подписки» и подписное агентство «Роспечать» вручили призы издателям, ставшим лидерами их подписных каталогов.
Фоторепортаж о мероприятии можно посмотреть по ссылке.
Пресс-служба АРПП