Есть много признаков того, что цифровая революция развивается по той же модели, что и промышленная.
Сегодня можно наблюдать гипервизуализацию отупления общества, если верить журналисту Svenska Dagbladet Маргит Ришер (Margit Richert). Конечно, она права. Несмотря на то, что множество новых развлекательных цифровых приложений сделали проще хождение на свидания и создание селфи, нынешнее развитие технологий не помогает ни модернизировать производство, ни распространять новые знания.
Тот же самый вывод можно сделать из цифр. В США продуктивность труда сейчас растет на 0,9 % в год, при том, что в предыдущие десятилетия средний показатель роста составлял 2,7 %.
Стагнация продуктивности по времени совпадает с цифровой революцией, и это не случайность. Многие подтверждают, что становится трудно сосредоточиться на фоне постоянно обновляющегося потока информации в социальных сетях. Возникают трудности с правильным использованием новой техники.
То, что мы не в состоянии корректно обращаться с новейшими технологиями, вызывает беспокойство, но это не ново. В первые десятилетия индустриализации не наблюдалось ни существенного улучшения условий жизни, ни повышения эффективности труда, несмотря на ввод новаторских технологий. Фактически, рост продуктивности как следствие инноваций занял несколько десятилетий. Но сегодня уже нет сомнений, что именно промышленную революцию следует благодарить за наше современное благосостояние.
Есть много признаков того, что цифровая революция будет развиваться по той же модели. В результате возникновения нового кластера технологий ожидается заметное повышение эффективности, но этот процесс может занять немалое время. Однако первые признаки уже проявились.
Оцифровывание информации дало доступ к образованию намного большему числу людей, чем прежде. Благодаря онлайн-курсам появилась возможность слушать лекции лучших мировых университетов, все, что нужно, — это желание и wi-fi.
Цифровая эра упрощает работу в сфере медицины и ухода. Представьте себе, сколько времени экономится благодаря диагностическим аппаратам, в то время как врачи решают более узкоспециализированные задачи. Подумайте, насколько может упроститься работа медперсонала, если вся информация из фитнес-приложений множества людей станет доступна для врачей.
Само по себе утверждение, что социальные сети и приложения отупляют, не так уж и глупо. Весьма вероятно, что так и есть. Но можно надеяться, что отупление не станет хроническим. Как мы однажды научились пользоваться изобретениями промышленной революции, чтобы добиться более высоких показателей в производстве товаров, так мы, вероятно, сможем применять варианты приложений и соцсетей, чтобы заставить большую часть сферы обслуживания работать более эффективно. Но это потребует времени.
Источник: АРПП Ассоциация распространителей печатной продукции