Читателю нужны не новости, а их интерпретация

Всякий журналист-новостник понимает, что воспринимать свою работу на 100% серьезно – это самый простой, прямой и ровный путь в психбольницу. Но одно дело – понимать это, и совсем другое – выстроить на таком понимании медиа-ресурс совсем нового типа. Такой, как проект Breaking Mad Залины Маршенкуловой.

11 мая в рамках Большого медиа-коммуникационного форума директор по внешним коммуникациям интернет-холдинга Rambler&Co Матвей Алексеев рассказал, что Институту развития интернета (ИРИ) предлагают рассмотреть возможность регулирования медиаресурсов, не зарегистрированных как СМИ. «Мы направим в ИРИ предложение рассмотреть возможность ввести регулирование сегмента о медиа – с учетом особенностей его работы с точки зрения среды распространения контента, платформ и каналов. Скорее всего, оптимальным вариантом было бы саморегулирование», – сказал он. Позднее Алексеев пояснил, что имеет в виду те ресурсы, которые размещают новостной контент, но не имеют лицензии Роскомнадзора как средства массовой информации. В то же время такие ресурсы работают как полноценные редакции, создают тексты, представляющие собой переработку контента профессиональных СМИ.

В качестве примера Алексеев привел ресурс Breaking Mad Залины Маршенкуловой.

Breaking Mad – действительно примечательный сайт. На самом деле в Сети много кто от души прикалывается над заголовками новостей, но не так много тех, кто вникает в суть новости и вытаскивает наружу спрятанный в ней трэш.

В конце 90-х этим занимался популярный интернет-литератор Алексей Андреев. Думаю, многие старожилы Сети еще помнят его авторский проект «TIME O’CLOCK».

Много позже, уже с активным участием социальных сетей, появились такие проекты, как «ГПАЧНЗ – Группа Поддержки Анонимных Читателей Новостных Заголовков», Newsland или GluNews. Однако Breaking Mad оказался сделан, с одной стороны, проще, а с другой – оказался более эффективным. Благодаря чему и завоевал свою аудиторию.

Mediakritika.by воспользовалась тем, что Breaking Mad неожиданно стал предметом обсуждения «на высоких трибунах», и пообщалась с автором проекта – Залиной Маршенкуловой.

— Залина, что подтолкнуло вас к созданию такого проекта?

— Подтолкнула жажда самовыражения. У меня довольно черный юмор, который я вовсю выражала в своем личном твиттере, где меня прозвали «Принцесса Жмури», например. Потом, с учетом того, что работаю в масс-медиа, поняла, что надо куда-то выбрасывать здоровую ненависть и помогать выбрасывать ее другим. Невозможно не испытывать здоровую ненависть, работая в новостях. Кто не работал в новостях, тот не пожил.

Так появился бешеный Breaking Mad, презревший все олдскульные правила и раскрывший тихое ежедневное безумие (которое читатель часто не замечает, пока ему не разжуешь заголовок).

У Breaking Mad есть некая терапевтическая функция. Не зря один из наших слоганов – «Твое лекарство от депрессии». Эти новости выводят из депрессии. Не сводят с ума. Бывает, мне говорят: «Зачем ты собираешь чернуху?». Но так думает малый процент людей. Большинство читателей смеются этим новостям, радуются, им легче переживать какие-то неизбежные события. Мне кажется, нужно жить, действовать, думать, «пока смерть не рассмешит нас». Нельзя серьезно относиться к трагедиям. Если мы слишком серьезно будем к этому относиться, вот тогда-то мы точно сойдем с ума.

— Расскажите немного о себе. Ведь вы –состоявшийся профессионал в масс-медиа.

— Я окончила журфак МГУ. С 14 лет я работала в своей местной газете «Нефтяник Приполярья» на Ямале, писала тексты под заголовками типа «От травки до крэка – увы не полвека». Потом поступила на журфак, осталась в Москве, училась, писала в ряд изданий. Затем ушла работать в PR и SMM, и в конце концов поняла, что обожаю соцсети, новые медиа, новые форматы. Сейчас работаю руководителем отдела интернет-продвижения в ИД «КоммерсантЪ».

— Каков вообще официальный статус Breaking Mad?

— Я считаю, что это во многом арт-проект даже, а не масс-медиа. Агрегатор, блог. Сначала я делала ресурс одна, потом мне стали присылать новости читатели, получилась некая корреспондентская сеть. Мы с ними задружились, а потом появились редакторы-помощники, они пришли сами: парень из Ставрополя и девушка из Челябинска.

— Как вы его сами позиционируете?

— Позиционирую как воплощение тезиса «Смерть новостей». Это одновременно просто элемент самовыражения, и с другой стороны – означает смерть старых форматов потребления информации. Сегодня читателю не нужны новости – он может получить их отовсюду. Читателю нужно, чтобы его щекотали. Поэтому теперь важнее – не у кого первого новости, а кто первый эти новости объяснит или правильно подаст, интерпретирует.

Изначально все это было придумано, чтобы помочь людям, которым недостаточно тупых шуток уровня «поскользнулся на банане», а более сложным, колючим мизантропам выбросить или выразить свою негативную энергию. Это такой умный и по-хорошему злой человек, которому не нужно разного позитива, он приходит ко мне и выбрасывает свою негативную энергию и ему становится легче. «Черная йога», я это так называю.

Меня читают очень ироничные, самоироничные, саркастичные люди, творческая интеллигенция. Из запомнившихся писем: «Здравствуйте, я – кандидат экономических наук, и мне ваш сайт помогает выходить из депрессии». Вот такие люди.

— Как обычно относятся авторы оригинальных новостей к подобному их использованию? Возникают ли какие-то конфликты?

— Обычно радуются и присылают еще. И мне говорили журналисты в регионах, что даже специально стараются попасть на Breaking Mad. Я же открываю людям их же великолепие в том числе. Не все то золото, что блестит, – это мне удается доказывать. Многое кроется в деталях. Я выступаю скорее просто как упаковщик контента.

— Какие отзывы вы получаете от читателей, от коллег?

— Обычно хорошие. Люди пишут, что все это помогает им не унывать и даже выходить из депрессии (так, по отзывам, и появился один из слоганов «Твое лекарство от депрессии»).

Дело в том, что я очень четко выбираю новости. У меня нет трешака, расчлененки, изнасилований. В этом отличие Breaking Мad от других сборников треша, а их полно. В новостях должна быть какая-нибудь вкусная черная изюминка, причем это может быть не очень позитивное событие с точки зрения портала Ad.me. Главное, чтобы было смешно. Мне часто пишут читатели: «Почему я захожу в раздел «Страшное» и смеюсь»? Я говорю, что так было задумано, что в разделе страшное вы должны смеяться, потому что по-другому и не надо.

— Российские власти как-либо вообще реагировали на проект Breaking Mad?

— Ну, вот самый яркий случай – с ИРИ был. До этого писали пару депутатов – но там были классические просьбы удалить новости.

— Как вы сами восприняли болезненную реакцию со стороны директора по внешним коммуникациям интернет-холдинга Rambler&Co Матвея Алексеева?

— Я была в шоке, потому что можно еще понять, когда власти интересуют блоги-миллионники. А тут за малышей решили взяться. Это странно.

— Это упоминание как-то сказалось на посещаемости Breaking Mad?

— Почти никак не сказалось.

— Каковы ваши планы по дальнейшему развитию проекта?

— Планы есть, но пока буду держать их в секрете. Могу только сказать, что мода на черный юмор никогда не пропадет, мода на смерть ведь не может пропасть. Смерть же никогда не покинет нас, как и хорошее настроение. Всегда будет определенный процент людей, которые будут любить подобные ресурсы и это хорошо.

Глеб ЛАБАДЗЕНКА

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Пресс-кафе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *