Полиграфия становится промышленной сферой деятельности — Борис Кузьмин, Межрегиональная ассоциация полиграфистов

На состоявшихся 13 апреля с.г. в Общественной палате РФ тематических слушаниях с докладом выступил президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Борис Кузьмин.

Представив краткий анализ ситуации на полиграфическом рынке России, эксперт сделал неутешительный вывод: из-за стремительного сокращения выпускаемых издателями периодической печати тиражей полиграфическая отрасль все больше переходит в сегмент промышленного производства. PlanetaSMI.RU подготовила краткие тезисы выступления Бориса Кузьмина.

***

Борис Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов:

— Несмотря на всю свою актуальность, вопросы полиграфии в последнее время не поднимаются ни на профессиональных обсуждениях участников книжного рынка, ни на встречах издателей периодики. С точки зрения полиграфиста это очень хорошо. Будучи недавно на заседании Российского книжного союза я специально задал главному докладчику провокационный вопрос: «Какие проблемы вы видите в полиграфии?». Ответ был такой: «Никаких проблем нет. Полиграфия полностью обеспечивает издательства, ее предложение превышает спрос, а цены на полиграфические услуги не превышают инфляционных ожиданий». Все это правда. И относится она не только к книгоизданию, но и к отрасли печатных СМИ. Сегодня полиграфия способна выполнить любые заявки редакций на выполнение печатной продукции. Еще до кризиса 2007-2008 гг. полиграфическая отрасль сделала огромный рывок в модернизации. Именно в этот период, понимая запросы издательского рынка, мы обеспечили производство многокрасочных объемных газет. И с этой точки зрения у полиграфии сегодня проблем нет.

Проблемы полиграфической отрасли сегодня сосредоточены в сфере издания и распространения печати. Все изменения в данных отраслях мы внимательно отслеживаем. Нам необходимо четко понимать происходящие здесь тенденции, потому что полиграфическое производство капиталоемкое, оно должно видеть дальнейшую перспективу. Инвестиционная политика — это длительный и дорогой процесс. Нам важно не упустить время, а значит мы должны предвидеть.

Сейчас на рынке полиграфии происходят кардинальные структурные изменения. Если раньше под полиграфической промышленностью понималось материально-техническое обеспечение печати информационного продукта, то сегодня в объеме производства полиграфической сферы это направление составляет уже меньше половины. И если раньше в полиграфической структуре газетное производство занимало почти 50%, книжное около 20%, а журнальное 17%, то сегодня книги в нашем производстве — 9%, газеты — чуть больше 20%, а журналы — порядка 15%. Все остальное — это производство печатной продукции промышленно-производственного назначения. Именно в условиях, когда в печатных СМИ и книгоиздании происходит кризис, полиграфия создала новое направление — упаковочную индустрию, которую сегодня можно наблюдать повсеместно. Так что нынешнее развитие полиграфии как производственной структуры связано именно с этим направлением. Именно здесь сосредоточены основные инвестиции и новые технологии.

Поэтому еще раз подчеркну, для развития полиграфического производства мы должны четко понимать как сложится дальнейшая судьба печатных СМИ и книгоиздания. Если в 2008 году, накануне кризиса, в книжном производстве было более 30 специализированных современных книжных предприятий, то сейчас нет и десяти. В той мощной системе, которая перешла к нам с советских времен, и в которой к централизованной печати добавились сетевые частные структуры, сегодня происходят огромные изменения. Исчезают предприятия, прекращаются инвестиции, компаниям не хватает загрузки, на рынке огромная конкуренция, простаивают огромные мощности.

Так не может продолжаться долго. Нужны решения. Конечно, в полиграфии особенно чувствуется концентрация современного полиграфического производства в так называемом «московском центре». Именно здесь сосредоточены основные издательские капиталы. В регионах же резко ощущается снижение выпуска полиграфической продукции. И фактически полиграфия близлежащих районов стремиться начать обслуживать именно московскую часть рынка.

При этом в техническом плане в полиграфии происходит настоящая революция. Сегодня на рынок в значительной степени выходят новые цифровые технологии, рассчитанные на индивидуальные заказы и на производство малотиражной продукции. На этом фоне ясно просматриваются перспективы районной газетной полиграфии. Традиционная технология, на которой этот сегмент рынка базируется сейчас, будет переходить на новые технологии, позволяющие выпускать единичные малотиражные издания по требованию.

Тенденции сегодняшнего дня таковы, что ни одна сфера экономики не обходится без полиграфических технологий. Это печать на ткани, на стекле, использование полиграфмощностей в строительстве… Но где же периодическая печать? Буквально через месяц в Германии пройдет крупнейшая мировая полиграфическая выставка Drupa. Традиционно, именно на ней определяются основные направления развития на ближайшую перспективу. Обратите внимание: ни в одном анонсе этой выставки вопрос полиграфии для издательской сферы не поднимается! Обсуждение будет происходить по любым другим направлениям печати, кроме издательского, что еще раз подтверждает ранее озвученный тезис: мировая полиграфия по отношению к рынку периодики и книг находится в позиции тревожного ожидания.

Полиграфия — отрасль самодостаточная. Мы не просим никаких дотаций; сам бизнес, рыночные условия определяют нашу деятельность. И нам нужна загрузка, четкое понимание объемов производства. Именно от этого понимания все и зависит. Поэтому возвращаясь к российскому рынку, скажу: полиграфистам России очень важно понимать, какова дальнейшая судьба тиражей газет и журналов. Несколько лет отслеживая их динамику, мы видим падение. И, судя по всему, данная тенденция сохранится.

В связи с этим структурные изменения на нашем рынке связаны с уходом от существовавшего ранее идеологического понятия, что полиграфия должна обслуживать издательскую сферу. Как бы мы того ни хотели, мы переходим в чисто промышленное производство. Да, полиграфия становится промышленной сферой деятельности. Степень традиционной издательско-полиграфической связи стремительно уменьшается на фоне растущей связи с перспективной этикеточно-упаковочной индустрией, чего еще 15-20 лет назад не было.

Источник: Ассоциация распространителей печатной продукции

Запись опубликована в рубрике Авторитетно. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *