Отрасли печати необходимо усилить лоббирование собственных интересов — Геннадий Кудий, ФАПМК

У отрасли печатных СМИ в России неплохие перспективы для дальнейшего роста — заявил 13 апреля с.г. на слушаниях в Общественной палате РФ заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК Геннадий Кудий.

***

i (2)Геннадий Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК:

— В прошедшем 2015 г. кризисная ситуация на российском рынке печатных СМИ обострилась. Причинами тому, в первую очередь, стали экономический и валютно-финансовый кризис в стране, а также чисто медийные проблемы.

Двукратное удорожание рубля, удорожание производства печатной продукции в силу резкого роста цен на бумагу и привозные типографские компоненты, а так же заметное сокращение доходов и покупательной способности населения губительно сказались и продолжают сказываться на состоянии российского газетно-журнального бизнеса. Многие издания закрылись, еще большее их число балансирует на грани выживания.

Так же негативно сказывается недостаточность мер государственной поддержки отрасли в кризис, в том числе неадекватная практика законодательно-правового и административного регулирования рынка, которая в последние годы в основном сводится к принципу «запрещать и не пущать». Все это не позволяет отрасли нормально развиваться, тормозит приток инвестиций в нее. А закон об ограничении участия в медиа иностранного капитала еще больше усугубил и без того непростую ситуацию. Инвесторы в отрасль не идут, и это очень плохой признак.

Сказывается на рынке печатных СМИ и бурное развитие Интернета, мобильных сервисов и других средств массовой коммуникации. Но это не определяющий фактор. Первопричина в том, что печатная пресса и книги в современной России стали малодоступны для населения и с точки зрения цены, и с точки зрения количества мест продаж.

Проникновение Интернета и мобильных сервисов на большей части российской территории сегодня нельзя признать удовлетворительным. По оценкам главы ИД «Московский комсомолец» Павла Гусева, только 10% россиян сегодня более или мене активно пользуются Интернетом для получения новостей.

В 2015 г. в Российскую книжную палату поступали обязательные экземпляры 8 847 наименований журналов, из них всего 197 для детей и молодежи. Что касается газет, то из 10 504 поступаших наименований только 132 издания посвящались молодому поколению. Думаю, это и есть реальная картина по числу действующих в России периодических изданий, в том числе — детских и молодежных. О каком будущем печати в таком случае можно говорить, если количество периодики для подрастающего поколения столь мизерное?

Падению рынка печати способствует и сокращение рекламного рынка. Из всех видов рекламы рост, по данным АКАР, демонстрирует исключительно интернет-сегмент. Прогноз на 2016 г. тоже не утешительный.

При этом нужно отметить, что роль печатной прессы в России, да и в мире в целом, несмотря на развитие цифровых технологий, принципиально не изменилась. Наряду с телевидением, Интернетом и радио, печатные СМИ остаются важным информационным носителем. А в чрезвычайных ситуациях — самым надежным и практически единственным источником информации. Особенно важной их роль становится в период выборов. Но еще более важной — в экстремальных случаях.

К примеру, после подрыва опор ЛЭП в Херсонской области Украины и возникновения проблем с энергоснабжением Крыма, начиная с 22 ноября прошлого года спрос на газеты в республике увеличился в разы. Киоски прессы для жителей полуострова стали практически единственным местом получения свежих известий. И на этот факт стоило бы обратить внимание Совету безопасности России.

По свидетельствам киоскеров Алушты, в дни, когда отсутствовало электричество, у киосков прессы с самого раннего утра собирались очереди, хотя в продажу поступало всего несколько небольших газет. У киоска же обсуждалось прочитанное, люди делились новостями, рассказывали друг другу о том, что им стало известно из других источников. Киоск прессы стал информационным центром города, а общие продажи газет и журналов увеличились втрое. Активно стали брать даже кроссворды! И это при этом, что всего за две недели до этих событий, 12-13 ноября, в той же Алуште на всероссийском форуме «Траектория смысла: региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности» о печатной прессе говорили как о неком рудименте прошлого…

Должен отметить, что фундаментальных причин для столь масштабного падения рынка печати в нашей стране нет. Многие кивают на Интернет. Безусловно, это важный фактор, хотя Интернет — скорее друг печатной прессы, чем ее враг. Глобальная сеть сформировала нового потребителя, и это, прежде всего, молодое поколение. Интернет можно сравнить с электричеством, которое позволило не только позже ложиться спать, но и кардинально перевернуло всю человеческую цивилизацию. Может быть, Интернет до этого еще не дорос, но тенденции те же.

Медиапотребление в России тоже растет за счет смещения в электронные носители. Согласно данным последних исследований, благодаря электронным носителям медиапотребление в нашей стране с 2012 по 2015 гг. выросло на 8%. Пользователи стали больше читать электронных книг (+31%), проводить время за видеоиграми (+10%) и «гулять» по Сети (+52%). Потребление печатной продукции, бумажных книг, телевидения и радио наоборот сократилось на 17%, 9%, 5% и 7% соответственно. Но телевидение в России регулярно смотрят 94% населения, радио слушают 61%, читают газеты и журналы 57%.

Уровень проникновения Интернета в России оценивается по-разному: официально — больше, неофициально — меньше. Если взять за основу данные Фонда «Общественное мнение», то около половины россиян по разным причинам не пользуется Интернетом вовсе (охват составляет 48,3%). Среди них есть и те, кто не имеет технической или экономической возможности подключиться к Сети, а также те, кто просто не интересуется новыми технологиями. В частности, вообще не подключены к Сети 6 725 населенных пунктов. В 1 343 малом населенном пункте отсутствует даже сотовая связь, а 67% семей с доходом ниже 12 000 руб. Интернет не доступен по экономическим причинам. Даже в домохозяйствах, имеющих доход порядка 45 000 руб., процент выхода в Сеть составляет всего 21%. Проблема усугубляется тем, что цена выхода в Интернет для отдаленных населенных пунктов за последнее время повысилась в разы.

В настоящее время в России реализуется федеральная целевая программа по устранению цифрового неравенства. Она рассчитана на период до 2018 г. Но выделенные на нее 27 млрд руб., по данным Ростелекома, составляют менее половины необходимых средств. По экспертным оценкам для полноценной реализации программы на всей территории России необходимо 67,5 млрд. руб. только бюджетных средств, без учета средств инвесторов.

На фоне этих сумм поистине нелепо смотрятся те 3 млрд руб., которые в свое время выделялись на поддержку подписки по всей территории страны. Размеры затрат просто несопоставимы! При этом должен сказать, что интернет-компании у нас сегодня не платят НДС.

Если говорить о государственной поддержке СМИ в России, то хотя она и недостаточна, но в целом немаленькая. У нас существуют определенные льготы по НДС, льготы по таможне, ряд общих послаблений. В целом вся сумма льгот, по прикидкам экспертов, составляет 35-40 млрд. руб. Кроме того, достаточно большой объем поддержки осуществляется через местные бюджеты. Общероссийский народный фронт посчитал, что в 2015 г. эта сумма составила около 37 млрд. руб. Таким образом, в целом по стране набегает под 80 млрд руб. на поддержку рынка печатной прессы. Однако этих объемов недостаточно, что понимает высшее руководство страны.

В прошлом году Президент РФ В.В.Путин дал правительству ряд поручений по ключевым вопросам развития издательского рынка. Однако поручения эти так и не были выполнены в должном объеме. К примеру, цены на бумагу как росли так и растут, хотя для предотвращения этого роста в прошлом году был предпринят ряд серьезных шагов, и кое чего даже удалось добиться. Были снижены импортные пошлины на бумагу, отменены таможенные пошлины на отдельные полиграфические материалы, но этого недостаточно. И здесь надо признать, что лоббистские усилия индустрии печати по продвижению своих интересов крайне неэффективны. Да, мы поднимаем собственные проблемы в рамках отраслевых заседаний, но почему-то практически не посвящаем им полосы собственных изданий.

В современном мире, на форе растущего медиапотребления, проблема доверия к СМИ вышла на новый уровень. Согласно последним исследованиям, опубликованным в газете «Ведомости», в первом полугодии 2015 г. новостям на ТВ доверяло всего 35% населения. При этом самое низкое доверие к ТВ было зафиксировано в Москве и Санкт-Петербурге. Если в целом по стране доверие к ТВ упало с середины 2014 г. по середину 2015 г. на 7%, то в Москве и Санкт-Петербурге на 9% и 10% соответственно. При этом доверие к печатным СМИ наоборот продемонстрировало рост. А что касается Интернета, то доверяют пользователи в основном информации, размещенной на сайтах печатных СМИ.

Подводя итог, скажу, что издательский рынок России в принципе имеет неплохие базовые показатели, и может успешно развиваться. Однако для решения своих насущных задач ему необходимо, прежде всего, консолидировать усилия по защите собственных интересов.

Ольга Куликова

Источник: PlanetaSMI.RU

Запись опубликована в рубрике Авторитетно. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *